Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 ноября 2014 г. N 1392-с/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России. |
рассмотрев представленные Войсковой частью 3446 внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Войсковая часть 3446 ВВ МВД России, Заказчик) сведения о проведении электронного аукциона на поставку стрелковых тренажеров (изв. N 0369100002414000033) (далее - Аукцион) и о признании его несостоявшимся,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в сентябре 2014 года проводил Аукцион.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 07.09.2014 года.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, Аукцион признан несостоявшимся, поскольку до окончания срока подачи заявок была подана только одна заявка на участие в нем.
На рассмотрение Комиссии представлены следующие документы и информация:
- копия документации об электронном аукционе;
- копия протокола рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе;
- документы, представленные в составе заявки;
- согласие ЗАО "ПНН "Скат" заключить контракт.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев представленные государственным заказчиком документы, приходит к следующим выводам:
1. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 3-5, 7, 9 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона не установлены требования, предъявляемые к участникам Аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о которых указано в информационной карте и в пункте 4.28 документации об электронном аукционе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В подпункте "а" пункта 3.2 раздела 1 "Общие положения" документации об электронном аукционе установлено, что одним из требований к первой части заявки на участие в электронном аукционе является наличие согласие участника такого аукциона на поставку товара, в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словестное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентом товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Вместе с тем в разделе 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе не содержится указаний на товарный знак (его словестное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, при установлении требований к первым частям заявок участников Аукциона, Заказчиком нарушен пункт 1 части 3 статьи 66, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в подпункте 1 пункта 3.4 раздела 1 "Общие положения" документации об электронном аукционе не установлено, что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа.
4. В подпункте 2 пункта 3.4 раздела 1 "Общие положения" документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1, части 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4.1. Так как законодательством Российской Федерации не установлено каких-либо требований к лицам, осуществляющим поставку стрелковых тренажеров, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки подтверждающих документов, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4.2. Документацией об аукционе не установлено, что участник закупки должен соответствовать части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а требование Заказчика о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 2, 4 и 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4.3. Заказчик установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе помимо всего прочего должна содержать документы или их копии в подтверждение правомочности участника закупки заключать контракт, то есть документы, подтверждающие соответствие участника закупки пункту 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанное требование утратило силу с вступлением в силу Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в закон о контрактной системе).
Документация об аукционе размещена на официальном сайте 07.09.2014, то есть после вступления в силу Закона о внесении изменений в закон о контрактной системе.
Таким образом, на момент размещения извещения о проведении Аукциона пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил свою силу, и Заказчик в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системтребовал предоставление документов, подтверждающих соответствие указанному требованию в составе второй части заявки.
4.4. Заказчик требует во второй части заявки на участие в аукционе продекларировать участников закупки свое соответствие пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть продекларировать обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма. Установление такого требования не соответствует объекту закупки и установлено в нарушение пункта 8 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4.5. В нарушение пункта 9 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлено, что во второй части заявки участник аукциона должен продекларировать отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
5. Заказчиком, в нарушение части 1 статьи 64, пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в разделе 1 "Общие положения" и в разделе 2 "Информационная карта" документации об электронном аукционе не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. В пункте 4.28 раздела 1 "Общие положения" и в разделе 2 "Информационная карта" документации об электронном аукционе одним из требований к участникам закупки Заказчик установил правомочность заключать контракт.
Между тем, пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливающий требование о правомочности участника закупки заключать контракт, на момент утверждения аукционной документации утратил силу, и Заказчик установил неправомерное требование к участникам Аукциона в нарушение части 6 статьи 31, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. В нарушение пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, Заказчик в пункте 4.28 раздела 1 "Общие положения" и в разделе 2 "Информационная карта" документации об электронном аукционе устанавливает, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки.
8. Заказчик в подпункте 3 пункта 3.4 раздела 1 "Общие положения" документации об электронном аукционе установил, что участник Аукциона во второй части заявки должен представить документы, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Установление такого требования является нарушением пункта 3 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не установлены требования к предоставлению документов, подтверждающих соответствие стрелковых тренажеров при их поставке.
9. Согласно подпункту 5 пункта 3.4 раздела 1 "Общие положения" документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе.
9.1. Установление Заказчиком требования о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28, 29 Закона о контрактной системе является нарушением пункта 5 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку предоставление указанных преимуществ не установлено в документации об электронном аукционе и в извещении о его проведении.
9.2. В документации об электронном аукциона Заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства.
В подпункте 5 пункта 3.4 раздела 1 "Общие положения" документации об электронном аукционе Заказчик устанавливает требование о предоставление документов, подтверждающих соответствие участника таким требованиям, но не конкретизирует эти документы, а именно не обязывает участников закупки предоставить во второй части заявки декларацию о принадлежности участника такой закупки к субъектам малого предпринимательства, что является нарушением пункта 7 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
10. Согласно подпункту 6 пункта 3.4 раздела 1 "Общие положения" документации об электронном аукционе, вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Указанные документы истребуются заказчиком безосновательно и в нарушение пункта 6 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку применение национального режима при осуществлении закупки стрелковых тренажеров не предусмотрено документацией об Аукционе и Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
11. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Подпуктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Указанное требование Закона о контрактной системе продублировано в подпункте "б" пункта 3.2. раздела 1 "Общие положения" документации об электронном аукционе.
Кроме того, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 4 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе установлено, что конкретные показатели, представляемые участниками закупки во второй части своей заявки, указываются в соответствии с техническим заданием и не должны допускать разночтения или двусмысленного толкования.
Заказчиком приведены примеры возможных разночтений и двусмысленных толкований, а именно, если показатель в техническом задании указан со словом "менее", участником закупки должно быть указано значение меньше установленного в техническом задании; если в техническом задании указаны значения показателя со словом "или", участнику закупки необходимо указать одно или другое значение; показатели, сопровождающиеся словами "около" и "до" не являются конкретными значениями, а технические и функциональные характеристики товаров не должны сопровождаться такими словами.
В заявке единственного участника указано, что имитируемая дистанция стрельбы электронного компьютерного тренажера до 300 метров; электронная мишень вешается на стену, пулеулавливатель или устанавливается на фото-штатив; время работы беспроводного оптического сенсора от одной батареи около 10000 выстрелов. Основываясь на инструкции по заполнению заявки, такие показатели нельзя признать конкретными.
Таким образом, первая часть заявки единственного участника не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Следовательно, Аукционная комиссия неправомерно допустила к участию в Аукционе единственного участника, что является нарушением частей 1 и 3, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
12. В пункте 6.3 проекта контракта установлено, что Заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату услуг поставщику, связанную с задержкой поступления денежных средств из федерального бюджета.
Пунктом 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 2.4.1 Заказчик обязан после получения от поставщика товара, оформленных надлежащим образом акта приема-передачи, счета, счета-фактуры, товарно-транспортной накладной своевременно осуществить оплату за произведенную поставку в установленной контрактом порядке.
Таким образом, оплата поставленного товара является одной из обязанностей Заказчика и в случае просрочки исполнения такого обязательства, поставщик вправе требовать от Заказчика уплаты пени, но в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта исключает ответственность заказчика за такую просрочку.
13. Согласно пункту 8.1 проекта контракта контракт действует до 15 октября 2014 года.
Пункт 1.3 устанавливает, что поставка товара должна быть осуществлена в течение 30 дней со дня подписания контракта.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования.
Согласно информации с официального сайта протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе опубликован 16.09.2014 и в соответствии с законодательством о контрактной системе должен был быть направлен в контрольный орган в срок до 26.09.2014.
Между тем, обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком с исх. N 24/1145 от 10.10.2014 поступило в Челябинский УФАС России лишь 21.10.2014.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на момент принятия Челябинским УФАС России решения о согласовании Войсковой части 3446 ВВ МВД России заключения контракта с единственным поставщиком срок действия контракта истек.
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, "Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать Войсковой части 3446 ВВ МВД России в согласовании возможности заключения контракта на поставку стрелковых тренажеров с единственным поставщиком - ЗАО "ПНН "Скатт".
2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 1, 2, 4, 5 и 6 статьи 31, части 5 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 1 части 3, пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1 и 3, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены комиссии: В.А. Ливончик
П.А. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 ноября 2014 г. N 1392-с/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2014