Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 ноября 2014 г. N 1443-с/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев представленные ИГЗ УрО РАН документы о проведении электронного аукциона на закуп оборудования для электронной идентификации животных (норки) (изв. N0369100018814000020) и признании его несостоявшимся,
УСТАНОВИЛА:
ИГЗ УрО РАН (далее - заказчик) в октябре 2014 года проводило электронный аукцион на закуп оборудования для электронной идентификации животных (норки) (изв. N0369100018814000020) (далее - закупка).
В соответствии со статьей 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 16.10.2014 года.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 24.10.2014 года на участие в закупки поступила 1 заявка, признаная аукционной комиссией соответствующей требованиям документации о закупке, законодательства о контрактной системе.
Заказчик представил на рассмотрение Комиссии документы и информацию для получения согласования возможности заключения контракта на закуп оборудования для электронной идентификации животных (норки) с единственным поставщиком - ООО "КомТерра".
На рассмотрение Комиссии представлены следующие документы и информация:
- извещение об осуществлении закупки;
- документация о закупке;
- I и II части заявки единственного участника закупки;
- протокол рассмотрения единственной заявки от 24.10.2014 года;
- письмо ООО "КомТерра" о согласии заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией о закупке по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев представленные государственным заказчиком документы, приходит к следующим выводам,
1. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки не конкретизирует требования к участникам закупки относительно объекта закупки, а также не содержит исчерпывающего перечня документов, которые необходимо представить в качестве подтверждения соответствии участника требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Документация о закупке также не указывает на конкретные и однозначные требования к участникам закупки.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
При этом обязанность заказчика по установлению данных требований в документации о закупке продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Так, документация о закупке в нескольких разделах содержит требования к участникам. При этом пункт 19 информационной карты отсылает на пункт 1.6 раздела I документации о закупке. Однако указанное положение документации закупки фактически дублирует положения законодательства о контрактной системе, без привязки к объекту закупки.
Так, например, не конкретизировано требование пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно не указано каким именно требованиям установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки должен соответствовать участник закупки.
Кроме того, подпунктом а пункта 8 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требование о правомочности участника закупки заключать контракт, установленное пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, исключено.
Извещение об осуществлении закупки опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 16.10.2014 года, то есть после вступления в силу указанных изменений.
Вместе с тем, документация о закупке в нарушение указанных положений законодательства о контрактной системе содержит требование к участникам об обладании ими правомочности на заключение контракта.
Таким образом, заказчиком установлены избыточные требования к участникам, не соответствующие действующим положениям законодательства о контрактной системе.
Не соответствует объекту закупки требование к участникам об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), поскольку по условиям контракта заказчик не приобретает права на такие результаты.
Таким образом, из сведений, указанных в документации о закупке невозможно сделать вывод о требованиях заказчика к участникам закупки, что противоречит положениям части 3 статьи 64, пунктам 1,8 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу подпункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Кроме того, в случае установления данных требований они должны быть конкретизированы в соответствии с объектом закупки, а не цитировать общую формулировку Закона о контрактной системе.
Так, требования к первой части заявки (пункт 3.2.2 документации о закупке) фактически дублируют положения законодательства о контрактной системе без привязки к объекту закупки, устанавливая требования к составу первой части заявки при заключении контракта и на поставку товара и на выполнения работ и на оказание услуг. Инструкция по заполнению заявки (далее - приложение N4 к документации о закупке) также содержит требования к составу заявки, указывая требования как в случае указания в документации о закупке на товарный знак, так и при отсутствии на такое указание, что является неконкретным.
Требования ко второй части заявки также носят противоречивый, отсылочный характер.
Так, документация о закупке в двух разделах содержит требования к составу заявки, а именно в подпункте 2 пункта 3.2.3 документации о закупке, а также в пункте 3 инструкции по заполнению заявки. Вместе с тем, ни то, ни другое положение документации о закупке не содержит исчерпывающий и однозначный перечень документов, которые участник должен представить в составе второй части заявки.
Так, пункт 3.2.3 документации о закупке и пункт 3 инструкции по заполнению заявки фактически дублируют требования законодательства о контрактной системе, без привязки к объекту закупки, указывая требования о представлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (без конкретизации таких требований); копий документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (без конкретизации таких требований); документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе, а также документов, подтверждающие соответствие участника предлагаемым им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (при условии, что извещение об осуществлении закупки, документация о закупке не содержит информации об установленных заказчиком каких-либо преимуществ, запретов, ограничений).
Вместе с тем, отсутствие четких и однозначных требований заказчика относительно сведений, которые должны содержаться в составе заявки, не позволит участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в закупке.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3, пункты 2,3,5,6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
4.1. Документация о закупке в своем составе содержит техническое задание (приложение N 2 к документации закупке), которое содержит требования к необходимому к поставке товару.
Согласно указанному техническому заданию заказчику требуется радиочастотный микрочип Animal ID и сканер FX-PET.
Вместе с тем, исходя из открытых источников сети "Интернет" наличие в техническом задании слов: "Animal ID" и "FX-PET" фактически означает требование о поставке товара определенного производителя, а именно Global-Vet, Испания, что прямо запрещено пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4.2. В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта.
Заказчик в техническом задании устанавливает требование о соответствии товара стандартам ISO 11784 и 11785.
Вместе с тем, стандарты ИСО устанавливают требования к системе менеджмента качества, а не требования к товару. Более того, стандарты ИСО не являются стандартом качества работ, товаров, услуг и непосредственно не гарантирует высокое качество результата проведенных работ, оказанных услуг, поставленных товаров. Цель серии стандартов ISO - стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. Следовательно, требование к товару о его соответствии положениям стандарту ISO 11784 и 11785 фактически является требованием к производителю товара, что запрещено частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, соответствие товара требованиям стандарта ISO 11784 и 11785 не является характеристикой товара или требованием к его качеству.
Вместе с тем, данное условие документации о закупке может привести к ограничению количества участников закупки, в случае если производители, предлагаемой ими продукции, не прошли сертификацию стандарту ISO 11784 и 11785, что нарушает требования части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать ИГЗ УрО РАН в согласовании заключения контракта на закуп оборудования для электронной идентификации животных (норки) с единственным поставщиком - ООО "КомТерра".
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пунктов 1, 8 части 1, частей 5, 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3, пунктов 2, 3, 5, 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, электронной площадке обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии: Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии: Д.Ф. Гареевой
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 ноября 2014 г. N 1443-с/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2014