Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 октября 2014 г. N 1338-с/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России. |
рассмотрев представленные Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Челябинской области", Заказчик) сведения о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку моющих средств для ФКУЗ "МСЧ России по Челябинской области" (изв. N 0369100029314000119) (далее - Аукцион) и о признании его несостоявшимся,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в сентябре-октябре 2014 года проводил Аукцион.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 19.09.2014 года.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона, Аукцион признан не состоявшимся, поскольку только одна вторая часть поданных заявок соответствует требованиям документации.
На рассмотрение Комиссии представлены следующие документы и информация:
- копия документации об электронном аукционе;
- копия извещения о проведении электронного аукциона;
- копия протокола заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе;
- копия протокола подведения итогов электронного аукциона;
- копии документов ООО "Уралбытхим", содержащие согласие участника на оказание услуг.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев представленные государственным заказчиком документы, приходит к следующим выводам:
1. По позициям технического задания под порядковыми номерами 1, 2 требуется поставить порошок стиральный синтетический, соответствующий ГОСТ / ТУ 2381-046-00204300-95; под порядковым номером 7 - чистящее средство (порошок) для удаления жира и грязи, предания белизны, соответствующий ГОСТ / ТУ 2383-210-70864601-2009; под порядковым номером 11 - средство для мытья посуды, соответствующее ГОСТ / ТУ 2383-063-14551353-05.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе отсутствуют сведения о том, что означает знак "/", необходимо ли участникам закупки выбрать одно из значения (например, ГОСТ или ТУ _) или указать такой показатель в точном соответствии с документацией об Аукционе, то есть ГОСТ/ТУ .... Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки указан показатель товара, не позволяющий определить потребность Заказчика.
Кроме того, в техническом задании по названным позициям не указано какому именно ГОСТ должен соответствовать товар. При этом указано, что порошок стиральный синтетический должен соответствовать ТУ 2381-046-00204300-95, чистящее средство (порошок) для удаления жира и грязи, предания белизны - ТУ 2383-210-70864601-2009, средство для мытья посуды - ТУ 2383-063-14551353-05, а также в техническом задании установлено, что по позиции с порядковым номером 23 необходима для поставки сода кальцинированная, соответствующая ТУ 2381-042-70864601-2005.
Следует иметь в виду, что техническим условием признается документ, устанавливающий технические требования, которым должен соответствовать конкретный товар, изделие.
Например, согласно ГОСТ 25644-96 "Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические условия" порошки должны изготавливаться в соответствии с требованиями указанного стандарта и технических условий; по рецептурам, согласованным с органами здравоохранения; техническим регламентам и образцам-эталонам, утвержденным в установленном порядке.
Кроме того, в ГОСТ 25644-96 указано, что на каждое конкретное наименование порошка, отличающегося от других составом, назначением или способом применения должны быть разработаны отдельные технические условия и рецептура.
ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации. Технические условия" устанавливает, что технические условия (далее - ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
Согласно ГОСТ 2.114-95 на материалы, вещества и т.п. обозначение ТУ рекомендуется формировать из кода "ТУ"; кода группы продукции по классификатору продукции страны-разработчика ТУ; трехразрядного регистрационного номера, присваиваемого разработчиком; кода предприятия-разработчика ТУ по классификатору предприятий страны-разработчика ТУ; года утверждения документа.
Заказчик устанавливает, что порошок стиральный синтетический под порядковыми номерами 1 и 2 в техническом задании должен соответствовать ТУ 2381-046-00204300-95.
Однако, указанное ТУ в свободном доступе отсутствует. Следовательно, потенциальные участники Аукциона не имеют возможности проверить соответствие предлагаемого ими товара на соответствие ТУ, указанному Заказчиком в техническом задании.
Таким образом, действия Заказчика по установлению в качестве требования к поставляемому товару соответствия ТУ являются нарушением пункта 2 част 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и вводят в заблуждение участников закупки относительно требований Заказчика к приобретаемому товару и могут повлиять на количество участников Аукциона или ограничить доступ к участию в нем.
2. В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
В силу пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работ, услуг, установленным заказчиком требованиям, описание объекта закупки должно носить объективных характер.
Вместе с тем, техническое задание документации об Аукционе содержит необходимость поставки товара с остаточным сроком годности на момент поставки не менее 80%.
Из содержания документации об Аукционе и проекта контракта невозможно установить требования заказчика к сроку годности, поскольку в соответствии с требованиями статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а не процентами.
Таким образом, заказчиком при установлении срока годности, не соответствующего действующему законодательству, нарушены пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Подпуктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Указанное требование закона о контрактной системе продублировано в пункте 21 Сведений о проводимом аукционе в электронной форме, являющихся неотъемлемой частью документации об Аукционе.
Кроме того, в пункте 22 Сведений о проводимом аукционе, являющихся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, установлено, что сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника (сведения о предлагаемом для поставке товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не менее", "не более". Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе.
В документации об электронном аукционе отсутствует какая-либо информация о том, что показатели, указанные в техническом задании со знаком "<", являются неизменными.
Проанализировав первую часть заявок под защищенными номерами 88445579 и 8864931, Комиссия приходит к выводу о несоответствии заявок требованиям, установленным документацией об Аукционе, поскольку в них отсутствуют конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе, по позициям порошок стиральный синтетический под порядковым номером 1 - не конкретизировано значение анионных и неионогенных ПАВ, под порядковым номером 2 - фосфаты, анионные и неионогенные ПАВ, под порядковым номером 3 - анионный ПАВ, неионогенный ПАВ, карбонат натрия, силикат натрия, энзим, оптический отбеливатель; средство для мытья посуды под порядковым номером 10 - участником не указано конкретное значение анионных ПАВ.
С учетом изложенного, аукционная комиссия должна была принять решение об отказе в допуске таким участникам к участию в аукционе.
Между тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 30.09.2014, заявки участников под защищенными номерами 88445579 и 8864931 признаны соответствующими требованиям аукционной документации. Между тем, согласно протоколу проведения электронного аукциона, единственным участником закупки стал участник под защищенным номер 8845579, допущенный к участию неправомерно.
Таким образом, аукционной комиссией нарушены положения частей 1, 3, пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанные действия аукционной комиссии и участников закупки могли быть вызваны отсутствием в документации об электронном аукционе сведений, позволяющих сделать вывод о характере значений показателей товара - являются ли такие показатели неизменяемыми или они изменяемы.
4. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
В пункте 2.3.2 проекта контракта установлено, что в случае предоставления обеспечения исполнения контракта в виде залога Заказчику, денежные средства возвращаются поставщику Заказчиком при условии надлежащего исполнения поставщиком всех своих обязательств по настоящему контракту в течение 10 банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования поставщика, что является нарушением части 27 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, "Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать ФКУЗ "МСЧ МВД России по Челябинской области" в согласовании заключения контракта на поставку моющих средств для нужд ФКУЗ "МСЧ МВД России по Челябинской области" с единственным поставщиком - ООО "Уралбытхим";
2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1, части 2 статьи 33, части 27 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 3, пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии: Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии: К.А. Долгополова
П.А. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 октября 2014 г. N 1338-с/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2014