Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 октября 2014 г. N Г-772-04/2014
Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д.В. - заместителя начальника отдела,
Семеновой Н.И. - главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" (г.Москва) на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по переносу кабельной линии административного здания (извещение N 0328100000714000040) в присутствии представителя государственного заказчика филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии" Елагиной А.В. (доверенность N 86 от 23.10.2014), Головой Е.В. (доверенность N 76 от 16.01.2014).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г-772-04/2014 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" (г.Москва) (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по переносу кабельной линии административного здания (извещение N 0328100000714000040).
По мнению заявителя, государственным заказчиком, в нарушение части 2 статьи 59 Закона о контрактной систем в сфере закупок неверно определен способ определения поставщика, а именно: закупка проводится в форме открытого конкурса, а не электронного аукциона, что ущемляет права участников закупки.
В силу части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляется закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ.
Выставленные на конкурса работы (код ОКДП 45.23.12.150 "Работы общестроительные по ремонту дорожных покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог") входят в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме", поскольку относятся к работам по ремонту и не подпадают под ограничения, установленные в указанном выше перечне: "За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных работ, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей". Соответственно закупка должна быть осуществлена путем проведения электронного аукциона.
Согласно извещению и конкурсной документации объектом настоящей закупки является выполнение работ по переносу кабельной линии административного здания.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ).
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагивается конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Однако в нарушении требований действующего законодательства, заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещена проектная документация, являющаяся неотъемлемой частью документации о закупке и содержащая основные требования к качеству, результатам работ по объекту закупки в соответствии с потребностями Заказчика, содержащая разделы проектной документации в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ.
Отсутствие проектной документации в составе документации о закупке на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки возможности определить объем работ и выдвигаемые к ним требования и, соответственно, обоснованно сформировать свое предложение и, является нарушением пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку, обязать заказчика устранить нарушения действующего законодательства путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В обоснование правомерности своих действий представители государственного заказчика заявили следующее.
Действия заказчика при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) направлены на повышение эффективности и результативности закупочной деятельности, что прямо указано в основополагающих принципах Закона о контрактной системы в сфере закупок.
Выполнение работ по переносу кабельной линии административного здания проводится на основании решения Октябрьского районного суда города Владимира от 30.11.2011 года (дело N 2-154/2011) "О переносе трассы прокладки кабельной линии ГКЛ-04кВ".
Государственный заказчик считает, что выбор способа определения закупки в пользу открытого конкурса не влечет сокращение числа участников закупки, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок открыты конкурс наряду с электронным аукционом является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), более того, открытый конкурс равно как и аукцион это процедуры, при которых информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц, требования к документации по данным видам закупок предъявляются единые.
В данном случае идет о работе с источником повышенной опасности - линией электропередачи большой мощности. Данная кабельная линия обеспечивает бесперебойную работу органа кадастрового учета, выполняющего государственную функцию, в том числе по обеспечению потребностей населения.
Государственным заказчиком выбран открытый конкурс в качестве способа определения закупки, в связи с тем, что согласно части 8 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок именно условия исполнения контракта, в полном объеме и с гарантией качества, являются наиболее важным критерием для выбора победителя конкурса, а цена контракта является одним из важных, но не единственным критерием.
Данные факторы в совокупности явились основанием для выбора открытого конкурса в качестве способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Государственный заказчик полагает, что выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в пользу конкурса не нарушает права и законные интересы участника закупки, а также не ограничивает конкуренцию.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион должен проводиться на работы, которые отвечают двум условиям, а именно: существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки, а также критерии определения такого аукциона должны иметь количественную и денежную оценку. Однако в данном случае главным критерием в определении подрядчика на выполнение работ по переносу кабельной линии является квалификация, наличие технических возможностей и опыт подрядчика, а не количественная и денежная оценка.
Таким образом, выбранный государственным заказчиком способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не нарушает требования части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок, следовательно, жалоба заявителя противоречит части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Государственный заказчик считает, что доводы заявителя о нарушении государственным заказчиком части 5 статьи 24, части 2 статьи 48, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части неправомерного выбора способа закупки в виде открытого конкурса являются необоснованными.
Также локально-сметный расчет, включенный в состав приложения N 1 к конкурсной документации, является частью проектной документации согласно пункту 30 части II Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87).
Закон о контрактной систем в сфере закупок и подзаконные акты не содержат исчерпывающий перечень проектно-сметной документации, которую заказчик обязан прилагать к документации о закупке.
Показатели, которые должна содержать документация о закупке в соответствии с частями 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок (технические характеристики товаров, используемых для выполнения работ) указаны заказчиком также в части 4 конкурсной документации и в локально-сметном расчете (приложение N 1 к конкурсной документации). Размещенная информация дает полное и объективное представление об объеме и характеристиках выполняемых работ.
Проект переноса кабельной линии ГКЛ-04кВ от ТП74 до административного здания состоит из 8 томов, при этом смета на строительство является частью проекта.
Локально-сметный расчет, приложенный к конкурсной документации и информация, указанная в части 4 конкурсной документации позволяет участнику определить объем работ и выдвигаемые к ним требования и, соответственно, сформировать окончательное предложение, что не является нарушением норм Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, государственный заказчик полагает, что жалобе является необоснованной и не подлежащей удовлетворению
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что государственный заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенный в Перечень, установленный Правительством РФ от 31.10.2013 N 2019-р, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ N 2019-р от 31.10.2013, осуществление закупок на выполнение работ строительных (код по ОКДП 45, кроме работ по коду 45.12) необходимо осуществлять путем проведения электронного аукциона, за исключением случаев осуществления работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Согласно конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по переносу кабельной линии административного здания (код по ОКДП 45.21.35.140 Работы общестроительные по прокладке прочих линий электропередачи, кабельных (подземных) напряжением до 10кВ включительно).
Таким образом, вышеуказанные работы относятся к видам работ, осуществление закупок по которым проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 2019-р от 31.10.2013 путем проведения электронного аукциона.
Следовательно, действия государственного заказчика по осуществлению закупки на выполнение работ по переносу кабельной линии административного здания путем проведения открытого конкурса, а не электронного аукциона, неправомерны и противоречат требованиям части 2 статьи 59 Закона о контрактной системы в сфере закупки.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупки описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об открытом конкурсе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса, должна содержать следующие информацию - наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В состав документации о проведении открытого конкурса на выполнение работ по переносу кабельной линии административного здания входит Техническая часть (часть 4 конкурсной документации), локальная смета N 02-01-01 в которых содержится информация о выполняемых работах и используемых при выполнении работ материалах.
В силу изложенного, по мнению Комиссии, документация о проведении вышеуказанного конкурса соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также во избежание возможных нарушений законодательства, Комиссия обращает внимание государственного заказчика на необходимость включения в документацию о закупках, а именно в проекты контрактов, являющиеся неотъемлемой частью документации, положений, учитывающих особенности заключения государственного контракта с участником закупки, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость, а также с физическим лицом.
С учетом того, что существует несколько систем налогообложения, цена контракта не должна содержать фиксированной процентной ставки и фиксированной суммы НДС.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Следовательно, включение в контракт условий, не предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией, не допускается.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Ввиду изложенного, указанное условие необходимо отражать в проекте контракта, размещаемом в составе документации о закупке.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" на действия заказчика при проведении открытого конкурса заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по переносу кабельной линии административного здания (извещение N 0328100000714000040) частично обоснованной.
2. Вынести в отношении государственного заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Н.И. Семенова
Д.В. Миронов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 октября 2014 г. N Г-772-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2014