Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной;
Старшего специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Р.А, Фирсова;
при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр колопроктологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации: Сарано Д.Е; Гетоевой И.А;
представителя заявителя ООО Фирма "Профи": Мажитовой Н.С;
рассмотрев жалобу ООО Фирма "Профи" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр колопроктологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы "Реконструкция одноэтажной пристройки ФГБУ "ГНЦК" Минздрава России" (Закупка N0373100084614000163) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанной закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/31005 от 08.10.14) документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство о контрактной системе в части ограничения количества участников закупки, а именно:
1) в установлении заведомо неисполнимых требований к материалам "Грунтовка", "Нефтяные битумы", "Оконные блоки", "Вода", "Гидростеклоизол";
2) в установлении требований к товарам "Катанка", "Канат пеньковый" не относящиеся к объекту закупки, а также в установлении неправомерных требований к товару "светильник";
3) в установлении излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
4) в нарушении порядка ответа на запрос разъяснений положений Аукционной документации;
5) размещение аукционной документации в формате, не позволяющем участникам закупки осуществлять копирование, поиск и иные необходимые для формирования предложения действия;
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) В соответствие с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены требования к таким товарам как "Грунтовка", "Нефтяные битумы", "Оконные блоки", "Вода", "Гидростеклоизол" распространяющиеся на изготовителей товара и применяющиеся при производстве, что не позволяет участникам корректно сформировать заявку на участие в закупке.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласился с доводом жалобы и пояснил, что параметры товаров применяемых при выполнении работ установлены в соответствии с ГОСТ.
Так например, по товару "Грунтовка" установлены показатели в соответствии с ГОСТ 25129-82, по товару "Нефтяные битумы" в соответствии с ГОСТ 6617-76, по товару "Оконные блоки" в соответствии с ГОСТ 30673-99, "Гидростеклоизол" в соответствии с ГОСТ 7415-86, что не противоречит требованиям ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем не представлено документов подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также сведений подтверждающих невозможность подготовить заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями Аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
2. В жалобе Заявитель указывает на то, что нарушение его законных прав и интересов выразилось в установлении требований к таким товарам как "Катанка", "Канат пеньковый", не являющимся объектом закупки, что ограничивает количество участников закупки.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что такие товары как "Катанка", "Канат пеньковый" необходимы для выполнения работ указанных в Технической части Аукционной документации, а также представил указание на объем использования данных товаров.
Кроме того, в жалобе Заявитель указывает на то, что в Технической части Аукционной документации Заказчиком установлены параметры товара используемого при выполнении работ, а именно: "Светильник": "Степень защиты корпуса от проникновения влаги и пыли более IP52", что по мнению заявителя свидетельсвует о том, что данный светильник будет установлен на улице, что не предусмотренно технической частью Аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Техническая часть Аукционной документации содержит минимальные (максимальные) параметры, а также параметры которые не могут изменяться товаров используемых при выполнении работ в том числе к товару "светильник", что не противоречит требованиям ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем не представлено документов подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также сведений подтверждающих невозможность подготовить заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями Аукционной документации в части требований к товарам "Канат", "Светильник" и "Катанка".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
3. В жалобе Заявитель указывает, что нарушение его прав и интересов выразилось в в установлении излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно технического задания при выполнении работ требуется, в том числе "Вода", соответствующая требованиям ГОСТ 23732-2011. Как следует из ГОСТ 23732-2011 данный стандарт распространяется на воду, применяемую для приготовления бетонных и растворных смесей, а также для ухода за твердеющим бетоном и промывки заполнителей (далее - вода для бетонов и растворов), и устанавливает требования к качеству воды для бетонов и строительных растворов и методы определения ее пригодности.
Вместе с тем в Форме 2 установлены такие требования к воде: "Максимальное содержание в воду нитратов в расчете на NO3 - не более >500", которые не регламентируются ГОСТ 23732-11, что свидетельствует об установлении требований к сырью, а также в нарушение п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе не является стандартными показателями товара.
Таким образом, Заказчиком в документации об аукционе установлены требования к товарам в нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. В жалобе Заявитель указывает на то, что нарушение его законных прав и интересов выразилось в предоставлении разъяснений положений аукционной документации, которые могут вводить в заблуждение участников закупки.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что представленное Заказчиком разъяснение положений документации, вводит участников закупки в заблуждение в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В жалобе Заявитель указывает на то, что Аукционная документация, размещенная в формате на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов не доступна для ознакомления.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2012 N646/21н утверждено положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом ( далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения, Информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
При этом п. 8 Положения определено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Действия, направленные на ограничение доступа или использование размещенной на официальном сайте информации о закупках, в том числе путем размещения на официальном сайте документации о закупках в виде файлов, не доступных для ознакомления нарушает права участников.
Комиссией установлено, что Заказчиком на официальном сайте размещенна аукционная документация позволяющая осуществлять поиск и копирование текста, что соответствует ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено, что согласно протокола рассмотрения первых частей заявок N 0373100084614000163 на участие в закупке подано 4 заявки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО Фирма "Профи" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр колопроктологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной в части установления требований к товару "Вода", а также в части предоставлении Заказчиком разъяснений Аукционной документации, которые могут ввести участников закупки в заблуждение.
2. Признать в действия Заказчика нарушения чч. 1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Закзачику не выдавать, так как указаные нарушение не повлияли на результаты осуществления закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Е.В. Гридина
Р.А. Фирсов
Исп.: Фирсов Р.А.Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 октября 2014 г. N 0373100084614000163
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2014