Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 февраля 2017 г. N 44-576/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Прокуратуры Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Профи-Т" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 3189-ЭП/16 от 10.02.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 03.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100014117000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 970 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
1. Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с предметом закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Нормы ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе содержатся в п. 10 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе." Раздела 1 документации.
Согласно доводам жалобы Заявитель указал на неопределение в документации о закупке Заказчиком пункта ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в соответствии с предметом закупки, на основании которого участники закупки должны заполнить первую часть заявки.
Вместе с тем, согласно Разделу 2 (Пункт 10.2 раздела 1) документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к содержанию первой части заявки: "согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.".
Предметом закупки является оказание услуг.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, что соответствует предмету закупки.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
2. Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно доводам жалобы Заявителя п. 10 Раздела 1 документации о закупке содержит в наименовании пункта указание на наличие в данном пункте инструкции по заполнению первой части заявки. Вместе с тем, инструкция в п. 10 Раздела 1 документации о закупке отсутствует.
Согласно Разделу 2 (Пункт 10.2 раздела 1) документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к содержанию первой части заявки: "В описании товаров, в соответствии с Таблицей 1 Технического задания, содержащей требования к товарам, указаны следующие виды показателей:
1) показатель, для которого установлено максимальное и (или) минимальное значение такого показателя;
2) показатель, значение которого не может изменяться;
3) показатель, для которых указаны варианты значений.", а также Заказчиком установлен порядок описания характеристик товаров, используемого при оказании услуг, предлагаемых участником закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Раздел 1 документации о закупке содержит только общие положения в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в Разделе 2 документации о закупке.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке порядка, дат начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
1. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пп. 21.2., 21.3 п. 21 Раздела 1 документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение электронного аукциона, запрос о разъяснении положений документации. При этом такой участник электронного аукциона вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации в отношении одного электронного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса на разъяснение положений документации заказчик размещает разъяснение положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлен порядок предоставления разъяснений положений документации о закупке, но не установлены даты начала и окончания срока предоставления разъяснений.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей, а также на установление требований к товарам, которые не используются, по мнению Заявителя, при оказании услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявитель указал на установление в Таблице 1 "Ведомость, используемых материалов (товаров) исполнителем контракта" Раздела 4 документации о закупке требования о соответствии товаров ГОСТ 20010-93 "Перчатки резиновые технические. Технические условия" и ГОСТ 5007-87 "Изделия трикотажные перчаточные. Общие технические условия", что не соответствует товарам, которые указаны в ведомости.
Комиссия УФАС установила, что документация о закупке не содержит в Таблице 1 "Ведомость, используемых материалов (товаров) исполнителем контракта" Раздела 4 документации о закупке требования о соответствии товаров ГОСТ 20010-93 "Перчатки резиновые технические. Технические условия" и ГОСТ 5007-87 "Изделия трикотажные перчаточные. Общие технические условия".
Требования к перчаткам в документации о закупке также не установлены.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требования о соответствии оказываемых услуг ГОСТ 51870-2000, который не опубликован в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Комиссия УФАС установила, что ГОСТ 51870-2000 не опубликован в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии опубликованы ГОСТ 51870-2002 и ГОСТ 51870-2014.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о соответствии оказываемых услуг государственному стандарту, который не опубликован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
5. Заявитель в жалобе указал на необъективное описание объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 3 "Средство для ухода за твердыми поверхностями" Таблицы 1 "Ведомость, используемых материалов (товаров) исполнителем контракта" Раздела 4 документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "По внешнему виду бесцветная или светло-жёлтого цвета со слабым специфическим запахом.".
Согласно п. 8 "Средство для удаления пятен" Таблицы 1 "Ведомость, используемых материалов (товаров) исполнителем контракта" Раздела 4 документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "По внешнему виду должен быть гель молочного цвета с запахом свежести.".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанные требования к товарам не являются техническими, качественными или эксплуатационными характеристиками товара и не влияют на оказание услуг, являющихся предметом контракта.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что оспариваемые Заявителем показатели товаров являются потребительскими свойствами товаров, которые в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе являются функциональными характеристиками.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, оспариваемые Заявителем показатели, требования к которым установлены Заказчиком в п. 3, п. 8 Таблицы 1 Раздела 4 документации о закупке, соответствуют законодательству о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы в документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к товару по п. 4 "Мешки для мусора тип 1" Таблицы 1 "Ведомость, используемых материалов (товаров) исполнителем контракта" Раздела 4 документации о закупке: "Фасовка должны быть в рулонах по 20 или 30 мешков", что противоречит, по мнению Заявителя, требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС установила, что Таблица 1 "Ведомость, используемых материалов (товаров) исполнителем контракта" Раздела 4 документации о закупке не содержит показатель, указанный Заявителем в жалобе.
Оспариваемое Заявителем требование к товару установлено в п. 7 "Мешки для мусора тип 2" Таблицы 1 "Ведомость, используемых материалов (товаров) исполнителем контракта" Раздела 4 документации о закупке.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что оспариваемое требование к товару относится к потребительским свойствам товара, следовательно, установлено Заказчиком в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы признан необоснованным.
6. Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке, которые изменяют суть документации о закупке.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводам жалобы Заявителя опубликованные Заказчиком разъяснения положений документации о закупке от 06.02.2017 NN РД1, РД2 изменяют суть документации о закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком на основании поступивших запросов внесены изменения в документацию о закупке в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профи-Т" частично обоснованной в части доводов об отсутствии в документации о закупке дат начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; об установлении требования об оказании услуг в соответствии с государственным стандартом, который не опубликован.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 февраля 2017 г. N 44-576/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2017