Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 февраля 2017 г. N 2-57-1568/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы": П.А. Шашунова, Е.С. Захаровой, Н.М. Грачева,
ООО "АГАТ": А.А. Аферова,
рассмотрев жалобу ООО "АГАТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик)при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оснащению комплексными системами безопасности учреждений культуры, подведомственных Департаменту культуры города Москвы (согласно адресному перечню, приложение N1 к Техническому заданию) (северная часть) (Закупка N0373200138216000143) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/6710 от 09.02.2017.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком, в аукционной документации неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Также, в своей жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации установлены неправомерные требования к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ Наличие свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по предмету аукциона, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, и в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", на следующие виды работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).Требование установлено частями 3, 3.1 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 главы 6.1 ГрК РФ, Приказом N624. Стоимость работ на право заключить государственный контракт по осуществлению организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства, указанная в свидетельстве СРО, должна соответствовать требованиям части 7 статьи 55.16 ГрК РФ и быть не менее цены контракта, предложенной участником аукциона".
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что сметной документацией определены только виды работ, относящиеся к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, то есть попадающими под действие соответствующей лицензии МЧС России.
При этом, в составе сметной документации отсутствуют работы, требующие наличие СРО, в том числе работы, установленные Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и для выполнения которых требуется наличие соответствующего свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению, установленным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624.
В соответствие с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона закупка проводится на выполнение работ по оснащению комплексными системами безопасности, при этом, сметной документации предусмотрены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая также иные работы в данной области.
На основании п.15 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при этом в аукционной документации не установлено требование о наличии у участника закупки вышеуказанной лицензии.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации требование к участникам закупки, а также требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений нарушают положения п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) является неправомерным и установлено в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, так как аукционной документации не предусмотрены работы, указанные в Перечне, утвержденном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе.
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок аукционная документация, в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе, создает препятствия при осуществлении копировании всех фрагментов текста и переноса существующей формы в иной формат для заполнения заявки, а именно после копирования в другой документ не сохраняет форматирование и не подлежит редактированию и заполнению графы "значение, предлагаемое участником", что может повлечь ограничение количества участников закупки.
3. В своей жалобе Заявитель указывает, что в сметной документации не учтена стоимость товаров различных типов заготовок из водогазопроводных труб с условных проходов 6, 8, 15, 40, 50, 65, 80, 90, 100, 125, 150 мм, так как в сметной документации присутствует указание на необходимость заготовок из водогазопроводных труб с условным проходом 32 мм в общем количестве 12-м. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком по товару "Труба гофрированная тип 4".
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить при выполнении каких работ, предусмотренных сметной документацией необходимы заготовки из водогазопроводных труб с условными проходами 6, 8, 15, 40, 50, 65, 80, 90, 100, 125, 150 мм.
Также представитель Заказчика затруднился пояснить, указано ли в ресурсных ведомостях необходимое количество вышеуказанных товаров, а также каким образом участники закупки на этапе подачи заявки и формирования ценового предложения могут определить требуемое количество товаров с необходимыми Заказчику условными проходами и наружными диаметрами, с учетом отсутствия в аукционной документации полной ресурсной ведомости.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.2 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании положений аукционной документации.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации избыточных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно: "Труба гофрированная" - механическая прочность на 5 см при +20°С для труб легкого типа; огностейкость; диэлектрическая прочность; сопротивление изоляции; "Провод" - монтаж проводов производится при температуре; "Кабели симметричные" - емкостная асимметрия пар кабеля по отношению к экрану на частоте 1.0 кГц и другие, что, по мнению Заявителя, может повлечь за собой ограничение количества участников, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Кроме того, по мнению Заявителя. Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам:
- п.97 "Труба гофрированная тип 10": диаметр внешний - от 16 мм; Диаметр внутренний - до 20 мм, таким образом, участники закупки могут указать значения диаметра внутреннего 19-м, а диаметра внешнего 17 мм, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе. Аналогичные требования установлены к товарам по п.117, 146, 124, 146;
п.32 "Извещатели тип 10" - высота размещения извещателя от пола - 10 м, расстояние между извещателями не более 9,0-м; расстояние от извещателя до стены не более 4,5-м, при этом, ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний" не регламентируют данные показатели;
- п.54 "Автоматический выключатель тип 8": Количество полюсов - 3 шт; Габаритные размеры полюса: Высота > 85 мм; Габаритные размеры выключателя: Высота <92 мм; Габаритные размеры выключателя: Глубина < 78 мм; Габаритные размеры полюса: Глубина > 75 мм. Заявитель утверждает, что согласно данным производителей товара, габаритные размеры полюса автоматического выключателя отличаются от габаритных размеров самого автоматического выключателя только по ширине, в зависимости от количества полюсов. Однако, согласно установленным Заказчиком требованиям, участник имеет возможность указать недостоверную информацию о товаре, например, высоту полюса 86 мм, а высоту выключателя 90 мм, а также глубину полюса 80 мм, а глубину выключателя 77 мм;
-в п.99 "Автоматический выключатель тип 11" установлены требования, которые, по мнению Заявителя, являются абстрактными, так как не содержат минимальных и/или максимальных значений, а также значений, которые не могут изменяться, а также не отражают качественные и функциональные характеристики товара, в том числе такое требование как "выводы для внешних проводников" - "обеспечивают такое присоединение проводников, чтобы постоянно поддерживалось необходимое контрактное давление"; "особенности конструкции выводов" - "выводы имеют такую конструкцию, чтобы надежно занимать проводник между металлическими поверхностями".
Заявитель также указывает на то, что Заказчиком установлены идентичные требования к показателям товаров п.117 "Трубы гофрированные тип 3" и п.146 "Труба гофрированная тип 9", что затрудняет формирование заявки на участие в аукционе.
При этом, на заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к характеристикам вышеуказанным товаров, а также обосновать необходимость использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
5. Также Заявитель в своей жалобе указывает на то что Заказчиком установлена нестандартная единица измерения параметра характеристики по п.101 "Автоматический выключатель тип 1": номинальный ток - 0.01; 0.013 кА,
Установлено, что согласно п.5.3.2 ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" единицей измерения номинального тока является А, при этом, представитель Заказчика пояснил, что 1кА=1000А, что позволяет участникам закупки идентифицировать потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в закупке.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы и указывающие на противоречия единицы измерения требованиям Заказчика и ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АГАТ" на действия ГБУЗ "ГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова ДЗМ" обоснованной обоснованной в части неустановления требования о наличии у участников закупки, а также о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; в части установления неправомерных требований к составу второй части заявки о предоставлении свидетельства СРО; в части размещения документации в формате, не позволяющим надлежащим образом осуществить копирование текста и формирование заявки; а также в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, ч.2 ст.65, п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
С.И. Казарин
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 февраля 2017 г. N 2-57-1568/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2017