Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 февраля 2017 г. N 2-57-1759/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Абегяна А.Г.,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
при участии представителей:
ГКУ "УКРИС": Грачёва Н.М., Хряниной О.С.,
ООО "СК Триумф": Брындиной Н.С., Муравьевой О.В.,
рассмотрев жалобу ООО "СК Триумф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКРИС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение противопожарных мероприятий в зданиях (Закупка N 0373200004216000504) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/6488 от 08.02.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам: п. 131 "Герметик тип 3": Жизнеспособность; п. 9 "Гипсовые вяжущие тип 3", п. 56 "Гипсовые вяжущие тип 6": Срок схватывания начало, Срок схватывания конец; п. 11 "Известь хлорная": Массовая доля активного хлора, Коэффициент термостабильности; п. "Кабели" различных типов: показатель токсичности продуктов горения полимерных материалов для оболочки кабеля, Стойкость кабеле к воздействию повышенной температуры окружающей среды, Стойкость кабеле к воздействию пониженной температуры окружающей среды, Напряжение, которое выдерживают кабели в течение 10 мин, сведения о выдерживаемом постоянном напряжении, Допустимая температура нагрева жил кабеля, длительно допустимая, Допустимая температура нагрева жил кабеля, предельная при коротком замыкании, Допустимые токовые нагрузки на воздухе и в земле, Допустимая температура нагрева жил кабеля в режиме перегрузки, Допустимая температура нагрева жил кабеля по условию невозгорания при коротком замыкании, Допустимый нагрев жил в аварийном режиме; п. 136 "Материал рулонный тип 1": Масса вяжущего с наплавляемой стороны; п. 20 "Пена монтажная тип 1": плотность, Время высыхания поверхности, Время затвердевания, Последующее расширение, Температура самовозгорания затвердевшей пены, Поглощение воды в затвердевшем состоянии, Прочность при растяжении, Прочность при сжатии; п. 21 "Пленка полиэтиленовая": Сопротивление раздиру, Паропроницаемость, Температура морозостойкости, Температура воспламенения, Температура самовоспламенения, Химстойкость, Температура плавления; п. 26 "Труба гофрированная тип 2": Горение, Огнестойкость; п. 141 "Труба гофрированная тип 4": Сопротивление изоляции, Диэлектрическая прочность; п. 77 "Кабели тип 1": Длительно допустимая рабочая температура на жиле, Максимально допустимая температура жил при коротком замыкании (продолжительность короткого замыкания 4 сек.), Испытательное напряжение кабеля после навивания, Радиус изгиба кабеля; п. 48 "Раствор тип 9": Соотношение вяжущего к наполнителю в сухой смеси, Содержание золы - уноса в растворной смеси, Содержание песка в растворной сухой смеси, Содержание цемента в растворной сухой смеси; п. 74 "Гайка тип 3", п. 127 "Болт с гайкой и шайбой тип 1": Угол фаски; п. 8 "Герметик тип 4": Время отверждения, Термостойкость после отверждения; п. 157 "Провод тип 5": Минимальные значения пробивного напряжения для проводов; п. 149 "Герметик тип 1": Время схватывания с поверхностью, Морозостойкость.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п. 131 "Герметик тип 3", п. 9 "Гипсовые вяжущие тип 3", п. 56 "Гипсовые вяжущие тип 6", п. 11 "Известь хлорная", п. "Кабели", п. 20 "Пена монтажная тип 1", п. 136 "Материал рулонный тип 1", п. 21 "Пленка полиэтиленовая", п. 26 "Труба гофрированная тип 2", п. 141 "Труба гофрированная тип 4", п. 77 "Кабели тип 1", п. 48 "Раствор тип 9", п. 74 "Гайка тип 3", п. 127 "Болт с гайкой и шайбой тип 1", п. 8 "Герметик тип 4", п. 157 "Провод тип 5", п. 149 "Герметик тип 1" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
-п. 129 "Бруски тип 1": "Толщина: 40, 44 мм", "Ширина: не более 88 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 18288-87, согласно которому при толщине 40 мм данный товар не является бруском;
-п. 134 "Кабели тип 13": "Минимальная температура прокладки кабеля, Продолжительность работы в режиме однофазного короткого замыкания на землю"; п. 20 "Пена монтажная тип 1": "Температура использования"; п. 77 "Кабели тип 1": "Температура окружающей среды: При прокладке и при эксплуатации"; п. 85 "Кабели тип 9": "Прокладка и монтаж проводов без предварительного подогрева должны производиться при температуре"; п. 149 "Герметик тип 1": "Ширина шва, Температура поверхности при нанесении, температура окружающей среды";
-п. 14 "Кислород тип 1": "Вид: Технический газообразный кислород или медицинский кислород, получаемый из атмосферного воздуха способом низкотемпературной ректификации или электролизом воды", "Запах: не нормируется; отсутствие", что вводит в заблуждение участников закупки;
-п. 28 "Электроды тип 1": "Толщина покрытия", что вводит в заблуждение участников закупки, поскольку данный параметр отсутствует в ГОСТ 9467-75, ГОСТ 2246-70, ГОСТ 9466-75;
-п. 158 "Раствор тип 5": "Марка по прочности на сжатие с, без применения гидравлических вяжущих: М4, М50; М150", что не позволяет определить требование Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами установлены вышеуказанные требования, а также затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п. 129 "Бруски тип 1", п. 134 "Кабели тип 13", п. 20 "Пена монтажная тип 1", п. 77 "Кабели тип 1", п. 85 "Кабели тип 9", п. 149 "Герметик тип 1", п. 14 "Кислород тип 1", п. 28 "Электроды тип 1", п. 158 "Раствор тип 5" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Также по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к следующим товарам:
-п. 127 "Болт с гайкой и шайбой тип 1": "Номинальный диаметр резьбы d: от 8 до 20 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 7795-70, согласно которому данные значения носят строго определенный характер (аналогично по параметрам "Размер шага резьбы, Диаметр стержня d1, Размер "под ключ" S, Высота головки k, высота головки k1, Длина, теоретическая масса 1000 шт. болтов", а также требования к товару п. "Гайка" и т. д.);
-п. 12 "Кабели тип 12": "Вид климатического исполнения: УХЛ или Т", что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участников закупки, поскольку место выполнения работ не находится в зоне тропического климата;
-п. 64 "Шурупы тип 13": "Теоретическая масса 1000 шурупов при выбранном диаметре резьбы: от 0.0972* до 1.404* кг", что вводит в заблуждение участников закупки;
-п. 139 "Провод тип 3": "Номинальное сечение жилы: 0.75, 2 и 0.5 мм", при этом, по мнению Заявителя, номинальное сечение жилы 2 мм
не предусмотрено ГОСТ 22483-2012;
-п. 129 "Бруски тип 1": "Ширина: не более 88 мм", что, по мнению Заявителя, не предусмотрено ГОТС 24454.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару п. 127 "Болт с гайкой и шайбой тип 1" установлены на основании ГОСТ 7795-70, при этом, в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе участнику закупки необходимо указать конкретное значение из требуемого диапазона, требования к товару п. 12 "Кабели тип 2" установлены на основании требований ГОСТ 15150-69, а также на основании сведений производителей данного товара, при этом, представителем Заказчика представлены документы, подтверждающие указание производителями значений вышеуказанных характеристик, требования к товару п. 64 "Шурупы тип 13" установлены на основании государственных стандартов, требования к товару п. 139 "Провод тип 3" установлено в соответствии с п. 2.4.3 ГОСТ 6323-79 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок", требование о соответствии которому установлено в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, требования к товару п. 129 "Бруски тип 2" установлены на основании п. 2 ГОСТ 24454, согласно которому по требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице ГОСТ 24454.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
3. Заявитель в жалобе указывает, что форматирование Формы 2 аукционной документации сделано таким образом, что не позволяет копировать схематические исполнения товаров п. 31 "Болт тип 2", п. 32 "Гайка тип 2" и т.д.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактно системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционная документация размещена в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе, что не позволяет надлежащим образом осуществить копирование схематического исполнения товаров, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что размещенная Заказчиком на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок аукционная документация в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе создает препятствия при осуществлении копирования схематического исполнения товаров.
4. Заявитель в жалобе указывает, что требования инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе противоречивы и неточны.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений", что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участников закупки.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СК Триумф" на действия ГКУ "УКРИС" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 131 "Герметик тип 3", п. 9 "Гипсовые вяжущие тип 3", п. 56 "Гипсовые вяжущие тип 6", п. 11 "Известь хлорная", п. "Кабели", п. 20 "Пена монтажная тип 1", п. 136 "Материал рулонный тип 1", п. 21 "Пленка полиэтиленовая", п. 26 "Труба гофрированная тип 2", п. 141 "Труба гофрированная тип 4", п. 77 "Кабели тип 1", п. 48 "Раствор тип 9", п. 74 "Гайка тип 3", п. 127 "Болт с гайкой и шайбой тип 1", п. 8 "Герметик тип 4", п. 157 "Провод тип 5", п. 149 "Герметик тип 1", п. 129 "Бруски тип 1", п. 134 "Кабели тип 13", п. 85 "Кабели тип 9", п. 14 "Кислород тип 1", п. 28 "Электроды тип 1", п. 158 "Раствор тип 5", а также в части размещения аукционной документации, не позволяющей осуществить копирование схематического исполнения товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "ПРОЕКТИНВЕСТСТРОЙ" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-1329/77-17 от 06.02.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.Г. Абегян
И.С. Максимов
Исп. С.И. Казарин. 8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 февраля 2017 г. N 2-57-1759/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2017