Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 августа 2014 г. N 1124-с/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев представленные УФНС России по Челябинской области (далее - Заказчик) сведения о проведении открытого конкурса на оказание услуг по защите охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечению на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах (извещение N 0169100000214000021) (далее - Конкурс) и о признании его несостоявшимся,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в августе 2014 года проводил Конкурс.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение о проведении Конкурса опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 08.08.2014.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 13.08.2014 N 0169100000214000021-2 признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана одна заявка от Филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области.
Заказчик представил на рассмотрение Комиссии Челябинского УФАС России документы и информацию для получения согласования возможности заключения договора с единственным исполнителем - Филиалом ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области.
На рассмотрение Комиссии Заказчиком представлены следующие документы и информация:
1) извещение о проведении Аукциона;
2) документация об Аукционе;
2) I и II части заявки Филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области на участие в электронном аукционе;
3) протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 13.08.2014 N 0169100000214000021-2;
4) обращение о согласовании заключения контракта с Филиалом ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области (исх. N 04-2-09/000586 от 15.08.2014);
5) согласие Филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области на оказание услуг по защите охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечению на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев представленные Заказчиком документы и сведения, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 50, пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в пункте 6 Информационной карты конкурсной документации установлены требования к участникам закупки в следующем виде:
"Соответствие участника конкурса требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки:
1. Охраняемые объекты Заказчика относятся к объектам, подлежащим государственной охране, в соответствии с п.1 "Перечня объектов, подлежащих государственной охране" (далее - Перечень), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (с изменениями и дополнениями). На основании абзаца 3 ст.11 закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (с изменениями и дополнениями) охранная деятельность частных охранных организаций, в том числе учреждаемых войсковым казачьим обществом, не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, входящие в упомянутый выше Перечень.
2. У ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти отсутствуют полномочия на охрану объектов Заказчика, так как ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 14.04.1999 N 77- ФЗ "О ведомственной охране" имеет полномочия:
- осуществлять защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, внесенных в перечни охраняемых объектов. Перечни охраняемых объектов согласовываются с МВД России и утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (основание - п.2 постановления Правительства РФ от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны").
- осуществлять защиту охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
3. Положениями Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ " О государственной службе российского казачества", указа Президента РФ от 07.10.2009 N1124 "Об утверждении положения о порядке принятия гражданами РФ, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы", приказа Минрегионразвития от 02.12.2009 N554 "Об утверждении порядка согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления", постановления Правительства РФ от 08.10.2009 N806 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами), приказа Минрегионразвития от 02.12.2009 N555 "Об утверждении формы договора (соглашения), заключаемого федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами с казачьими обществами", постановления Правительства РФ от 26.02.2010 N93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" российскому казачеству право на охрану объектов, подлежащих государственной охране, не установлено".
Согласно статье 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, входящие в Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Указанный перечень содержит сведения о том, что здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации относятся к объектам, подлежащим государственной охране.
Вместе с тем, указанный Перечень не содержит сведения об органе или организации, в полномочия (право) которых входит осуществление охраны объектов, подлежащих государственной охране, включенных в Перечень объектов, подлежащих государственной охране.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 5 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Закон о ГСРК) российское казачество вправе в установленном порядке осуществлять иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу части 6 статьи 5 Закона о ГСРК российское казачество привлекается к несению государственной службы в соответствии при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации в соответствии с Приказом Минюста России от 13.10.2011 N 355 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации" и Указом Президента РФ от 09.08.1995 N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" определено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к иным видам службы в сфере охраны объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2009 N 806 утверждено Положение о порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами, согласно которому привлечение членов казачьих обществ к несению службы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми членами казачьих обществ и согласованными с указанными органами обязательствами по несению службы, отнесенной законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации к ведению этих органов.
Порядок согласования принятых членами казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления утвержден Приказом Минрегиона РФ от 02.12.2009 N 554.
Указом Президента РФ от 07.10.2009 N 1124 утверждено Положение о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы.
При этом в положениях Закона о ГСРК, Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 не установлено запрета на осуществление казачьими обществами охраны объектов, подлежащих государственной охране.
Указанная позиция Челябинского УФАС России подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.07.2014 N Ф09-4511/14 по делу N А76-18803/2013, Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 N 18АП-965/2013 по делу N А76-14154/2012.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 2 статьи 8, части 1 статьи 50, пункта 1 части 1 статьи 31, пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в пункте 6 Информационной карты конкурсной документации неправомерно установлен запрет на участие в Конкурсе казачьих обществ в виде требования к участникам закупки.
Кроме того, Заказчиком в нарушение части 1 статьи 50, пункта 1 части 1 статьи 31, пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса и конкурсной документации не установлено каким требованиям законодательства Российской Федерации должны соответствовать участники закупки.
В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 3.3.1 конкурсной документации не определен перечень документов, которые участники закупки должны представить в заявке на участие в Конкурсе с целью подтверждения своего право на осуществление охраны объектов, подлежащих государственной охране (например, для ФГУП "Охрана" - Устав указанного унитарного предприятия, утвержденный Приказом МВД России от 13.05.2011 N 367, казачьих обществ - свидетельство о внесении записи о казачьем обществе в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и т.д.).
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93, статьей 99 Закона о контрактной системе, Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать УФНС России по Челябинской области в заключении контракта на оказание услуг по защите охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечению на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах (извещение N 0169100000214000021) с Филиалом ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии по Конкурсу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председателя Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 августа 2014 г. N 1124-с/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2014