Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 26 августа 2014 г. N 444К-2014
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю закупок в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Адигюзелова К.А. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - Зам.начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедзагирова М.Х. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедова М.А. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Сулеймановой А.А. - специалиста - эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу Межрегиональной общественной организации защиты и поддержки социальных инициатив "За движение вперёд" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения " Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса с ограниченным участием (извещение N 0303200028614000099) на реконструкцию автомобильной дороги Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км 214 - км 220,
в отсутствии представителя Заявителя, в присутствии представителя Заказчика - Гаджимирзаева З.А.
У С Т А Н О В И Л А:
19.08.2014 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Межрегиональной общественной организации защиты и поддержки социальных инициатив "За движение вперёд" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения " Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса с ограниченным участием (извещение N 0303200028614000099) на реконструкцию автомобильной дороги Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км 214 - км 220 (далее - конкурс).
В жалобе Заявителя указывается следующее:
Заказчиком выбран неверный способ осуществления закупки
Исследовав имеющиеся в деле материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), выслушав представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
07.08.2014 Заказчиком в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), были размещены извещение и конкурсная документация по проведению конкурса с ограниченным N 0303200028614000099 на реконструкцию автомобильной дороги Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км 214 - км 220.
Начальная (максимальная) цена контракта - 666 784 601.00 .00 руб.
Дата окончания срока подачи на участие в конкурсе - 28.08.2014 г. в 09 час. 00 мин.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О контрактной системе" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона "О контрактной системе" конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из части 2 статьи 48 Федерального закона "О контрактной системе" заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 59 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Указанный Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
В данный Перечень включен код 45 "Работы строительные (кроме кода 45.12)" со сноской <6>: "За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
Ко всем включенным в Перечень кодам (графа 1) также имеется сноска <1>: "За исключением входящих в указанные коды ОКПД товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с частью 2 статьи 56 и пунктом 1 части 2 статьи 57 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
В силу части 2 статьи 56 Федерального закона "О контрактной системе" проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанный Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 (далее - Перечень N 1089).
Под пунктом 6 Перечня N 1089 указан следующий случай: "Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
Утвержденный Распоряжением Правительства от 31.10.2013 N 2019-р Перечень сформирован на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (далее - ОКПД).
Комиссия отмечает, что в ОКПД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория
При этом по тексту ОКПД используются словосочетания "группировок с шестизначными кодами", "к вышестоящим группировкам", "к нижестоящим группировкам", "эта группировка включает", то есть все перечисленные коды называются группировками.
Расположение сноски <6> к коду 45 "Работы строительные (кроме кода 45.12) в Перечне ("За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей") однозначно позволяет сделать вывод о том, что словосочетание "эта группировка" указывает на весь код 45, а не на группировку, в которую входят перечисленные объекты до слов "а также работ".
Кроме того, само построение фразы исключает прочтение: "_ а также работ, включенных в эту группировку" (имея в виду группировку объектов). По мнению Комиссии в первой и второй частях фразы речь идет о разных понятиях (объекты и работы).
Как следует из ОКПД, группировка 45 "Работы строительные" включает в себя, в частности, "работы строительные подготовительные и вспомогательные" и "работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений. В данной группировке классифицированы услуги (работы), являющиеся существенными составляющими процесса строительства зданий и сооружений различного типа, которые представляют собой продукцию строительной деятельности".
Кроме того, в пункте 6 Перечня N 1089 объекты перечислены через запятую ("особо опасные", "технически сложные"), что позволяет сделать вывод о том, что это могут быть разные объекты, т.е. и "особо опасные", и "технически сложные", что не позволяет однозначно сделать вывод о том, что это обязательно должны быть объекты, указанные в части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обладающими этими признаками в совокупности, а именно "особо опасные и технически сложные".
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктами 4 и 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.
В части 2 статьи 56 Федерального закона "О контрактной системе" указаны случаи применения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если выполнение работ по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только подрядчики, имеющие необходимый уровень квалификации.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы, содержащиеся в постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, необходимо соотносить с требованиями Федерального закона.
В данном случае, Комиссия считает, что комплексное прочтение части 2 статьи 56 Федерального закона "О контрактной системе", постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 и распоряжения Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, позволяет сделать вывод о том, заказчиком, верно выбран способ закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на реконструкцию автомобильной дороги Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км 214 - км 220.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Из размещенных Заказчиком на официальном сайте в составе конкурсной документации документов видно, что в состав реконструируемой автомобильной дороги Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км 214 - км 220 входят шесть мостов, которые в соответствии п. 3 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются искусственными дорожными сооружениями.
В связи с вышесказанным, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе", в связи с чем, жалоба Заявителя является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Межрегиональной общественной организации защиты и поддержки социальных инициатив "За движение вперёд" признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии К.А.Адигюзелов
Члены Комиссии: А.М. Мамеднебиев
М.Х.Магомедзагиров
М.А. Магомедов
А.А.Сулейманова
Исполнитель:
Мамеднебиев А.М.(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 26 августа 2014 г. N 444К-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2014