Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 августа 2014 г. N 1460
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика - Егоров С.В.,
от уполномоченного органа - представитель на рассмотрение не прибыл.
от ООО "ТрансФут" - Рыбалко В.Д.
от ООО "Комплект сервис" - представитель на рассмотрение не прибыл.
от ООО "Тендер-Инжиниринг" - представитель на рассмотрение не прибыл.
от ООО "Гидрострой 28" - представитель на рассмотрение не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Тендер-Инжиниринг", ООО "Гидрострой 28", ООО "Комплект сервис", ООО "ТрансФут" на действия заказчика - МКОУ СОШ N 15, уполномоченный орган МКУ "Центр обслуживания образовательных учреждений Предгорного муниципального района СК", по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300230514000079 Строительство средней школы в пос. Санамер Предгорного района Ставропольского края.
По мнению заявителя жалобы, документация аукциона, не соответствует требованиям Закона 44-ФЗ (далее-Закон).
Представитель заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона в электронной форме была составлена с учетом требований Закона.
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки отмечает:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона: Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;_
При этом законодательства о размещении заказов не указывает, что дни должны быть рабочими. Однако согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, законодательство Российской Федерации устанавливает, что окончание срока должно быть определено только рабочим днем.
Извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 17.07.2014 года. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 174 895 891.00 рублей. Датой окончания срока подачи заявок установлено 02.08.2014 года.
Согласно производственному календарю 02.08.2014 года является нерабочим выходным днем. Следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации 02.08.2014 года не может являться датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом следует отметить, что данное нарушение повлияло на права и законные интересы участников размещения заказа, в том числе заявителя, так как он не имел возможность принять участие в аукционе, например, по причине отсутствия средств на электронной площадке (перевод средств также не возможен, так как банки не осуществляют операции в выходные дни).
Представитель заказчика в ходе проведения проверки пояснил, что 02.08.2014 г в учреждении является не рабочим днем.
Таким образом, уполномоченный орган неправомерно определил окончание срока подачи заявок на нерабочий день, что является нарушением требований ст. 64 Закона.
2. В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями статьи 64 Закона была разработана документация об электронном аукционе N 0321300230514000079 Строительство средней школы в пос. Санамер Предгорного района Ставропольского края.
Данная документация была размещена заказчиком в единой информационной системе.
Документация об аукционе содержит приложение N 1 "Требования к товару, используемых для выполнения работ".
По позициям N 18, 34, 29, 77 заказчик по товару Бетон и Раствор установил требования по указанию конкретных показателей.
Участник размещения заказа в представленной в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона, должен указать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона: участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Как установила комиссия, предметом аукциона являлось как выполнение работ, так и поставка товара для данных работ. Работы, на выполнение которых проводился аукцион, подлежали выполнению после проведения аукциона, т.е в будущем. Конкретные показатели каждой партии смеси бетона и раствора могут отличаться от значений состава иных партий той же смеси, находясь при этом в пределах значений, установленных ГОСТом и указанных заказчиком в пунктах 18, 34, 29, 77.
После утверждения документации об аукционе аукционная комиссия не вправе подвергать сомнению положения данной документации и обязана рассмотреть информацию о конкретных показателях товара на соответствие их аукционной документации.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать: согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно документации об аукционе проведение работ определено в соответствии с требованиями ГОСТов. Стандартами установлены обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики выполняемых работ по строительству. Требования к материалам, установленные ГОСТами, следуют из технической части сметной документации.
Таким образом, муниципальный заказчик МКОУ СОШ N 15, не учел специфику состава раствора, бетона и процедуру их изготовления, которые исключает возможность указания точных показателей, поскольку каждая партия во всех случаях не даст один и тот же показатель.
3. В составе приложения N 2 к Техническому заданию отсутствуют сметные расчеты на оборудование такие как мебель, хранения и подача пищи, что подтверждается приложением N 4 в котором отсутствуют затраты на поставку оборудования.
4. Официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является официальный сайт - www.zakupki.gov.ru.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 указанного Положения, на официальном сайте в обязательном порядке размещается информация, предусмотренная Законом о размещении заказов, информация об органах, уполномоченных на создание, ведение, развитие и обслуживание официального сайта. На официальном сайте может размещаться также иная информация, имеющая отношение к размещению заказов, за исключением информации, имеющей рекламный характер, а также сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно п. 3 Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 5 Положения установлено, что информацию на официальном сайте размещают государственные, муниципальные или иные заказчики; органы, уполномоченные на размещение заказов для заказчиков; специализированные организации, выполняющие функции по размещению заказов; юридические лица, обязанные размещать информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств.
Согласно п. 8 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Из названных положений Закона о размещении заказов и Положения следует, что заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить информацию об Аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания.
По мнению Ставропольского УФАС России, установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятия такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказов.
Письмом Минэкономразвития РФ N 26339-ЛА/Д22, Казначейства РФ N 42-7.4-05/10.0-890 от 31.12.2010 "О начале функционирования с 1 января 2011 г. Общероссийского официального сайта" установлен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за работу официального сайта www.zakupki.gov.ru, а именно Федеральное казначейство РФ.
Согласно п. 5 ч. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
Официальный сайт www.zakupki.gov.ru включает доменное имя gov.ru, являющееся сервером органов государственной власти Российской Федерации (ссылка на адрес в сети "Интернет" - http://gov.ru/).
Таким образом, официальный сайт Российской Федерации www.zakupki.gov.ru является официальным сайтом органа исполнительной власти Российской Федерации.
В п. 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения использования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 (далее - Требования), приведены примеры недопустимости размещения информации с указанными выше ограничениями для ее ознакомления, согласно которому информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Кроме того, согласно п. 3 Требований, нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
При этом, в п. 3 Требований также даны характеристики "графического формата" документов, - это документы в графическом формате в виде графических образов их оригиналов ("графический формат").
Из системного толкования норм Требований Ставропольское УФАС России делает вывод о том, что документы в "электронной форме" - документы, обеспечивающие возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающие после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, в то время как документы в "графическом формате" - документы в виде графических образов их оригиналов, не позволяющие после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
Кроме того, техническое задание размещено в формате JPG который образуется путем сканирования сканирующим устройством текста документа на бумажном носителе, результатом чего является текстовый документ, представляющий собой документ в "графическом формате". Как было указано выше, графический формат документа не позволяет произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста.
Кроме того, согласно информации с официального сайта Adobe Systems Software Ireland Ltd. - правообладателя файлового формата. JPG. Таким образом, формат изображения. JPG по определению не предполагает использования его в качестве текстового документа. Непосредственно текст документа, в таком случае, является изображением, т.е. текстовым документом, представляющим собой документ в "графическом формате", не позволяющим произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста.
На основании изложенного, документация об открытом аукционе в электронной форме изложена в графическом формате, не позволяющим произвести копирование отдельных фрагментов текста, т.е. составлена в нарушение требований Закона и положений.
Вместе с тем, Заказчиком при формировании аукционной документации не учтены факторы, влияющие на ее восприятие, как в визуальном, так и в фактическом плане.
Так, значительная часть графических файлов представлена в разрешении, не позволяющем произвести чтение документа, что говорит о том что заказчик не заинтересован в том, что бы в аукционе принимало большое количество потенциальных участников.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - МКОУ СОШ N 15, уполномоченного органа МКУ "Центр обслуживания образовательных учреждений Предгорного муниципального района СК" установлены нарушения требований Закона при формировании документации об аукционе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гидрострой 28, ООО "ТрансФут" на действия заказчика - МКОУ СОШ N 15, уполномоченный орган МКУ "Центр обслуживания образовательных учреждений Предгорного муниципального района СК", по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300230514000079 Строительство средней школы в пос. Санамер Предгорного района Ставропольского края - обоснованными.
2. Признать жалобу ООО "Комплект сервис", ООО "Тендер-Инжиниринг" - необоснованными.
3.Признать действия заказчика - МКОУ СОШ N 15, уполномоченного органа МКУ "Центр обслуживания образовательных учреждений Предгорного муниципального района СК" нарушившими требования п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона.
4. Выдать заказчику - МКОУ СОШ N 15, уполномоченному органу МКУ "Центр обслуживания образовательных учреждений Предгорного муниципального района СК" - обязательное для исполнения предписание.
5. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Е. А. Соколов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 августа 2014 г. N 1460
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2014