Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 15 июля 2014 г. N 12-10-95/95
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России) в составе:
Председатель
Комиссии: <........>
Члены Комиссии: <........>
<........>
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии:
представителей заказчика, уполномоченного органа Администрации Костромского муниципального района Костромской области первого заместителя главы администрации Костромского района., директора МКУ "Служба единого заказчика"., заместителя заведующей отделом экономики и предпринимательской деятельности., в отсутствие представителя заявителя Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество", уведомленного о дате и времени рассмотрения обращения надлежащим образом, рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия заказчика, уполномоченного органа при размещении документации об открытом конкурсе с ограниченным участием на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад-ясли на 200 мест (10групп) в п. Караваево Костромского района Костромской области" (извещение N 014132000108140000081), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 07.07.2014 г. на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом Администрацией Костромского муниципального района Костромской области (далее - уполномоченный орган, заказчик) размещено извещение о проведении открытого конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад-ясли на 200 мест (10групп) в п. Караваево Костромского района Костромской области" (извещение N 014132000108140000081) (далее - открытый конкурс с ограниченным участием).
Начальная максимальная цена контракта составляет 104 781 040,00 руб.
Заказчиком данного открытого конкурса с ограниченным участием является Администрация Костромского муниципального района Костромской области.
Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - заявитель) в своей жалобе обжалует действия заказчика, уполномоченного органа:
1. по неправомерному способу определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. по объединению в один предмет закупки строительных работ и работ не связанных с объектом строительства.
Представители заказчика, уполномоченного органа доводы жалобы не признали, представили письменные возражения от 10.07.2014 г. N 1840.
Заседание началось 14.07.2014 г. в 16ч.00 мин. и продолжилось 15.07.2014 г. в 16ч.00 мин.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
1. В силу части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Представители заказчика, уполномоченного органа предполагают, что исходя из пункта 6 перечня случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1089 от 28.11.2013 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1089), работы по строительству объекта: "Детский сад-ясли на 200 мест (10групп) в п. Караваево Костромского района Костромской области" можно отнести к данному пункту благодаря формулировке "_а также работ, включенных в эту группировку_".
Кроме того, на заседании Комиссии Костромского УФАС России и в своих возражениях представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что анализ распоряжения Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Распоряжение N 2019-р) позволяет сделать вывод о том, что выбор способа - конкурс с ограниченным участием осуществляется при необходимости выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении определенных видов объектов (особо опасных, технически сложных и т.д.) капитального строительства независимо от начальной (максимальной) цены контракта либо при необходимости выполнения указанных работ в отношении объектов, не относящихся к вышеперечисленным, но включенных в указанную группировку работ (работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту), если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
По мнению заказчика, уполномоченного органа системный анализ Постановления N 1089 и Распоряжение N 2019-р позволяет сделать вывод о том, что осуществление закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием правомерно для всех видов работ, попадающих под код ОКПД 45 ("Работы строительные") "ОК 034-2007 (КПЕС 2002) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности" (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст. (далее - ОКПД), если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Кроме того, представители заказчика, уполномоченного органа считают, что отсутствие муниципального детского дошкольного образовательного учреждения в перечне объектов капитального строительства, которые подлежат признанию особо опасными и технически сложными в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не влечет исключения работ по капитальному ремонту объекта - Детский сад-ясли на 200 мест (10групп) в п. Караваево Костромского района Костромской области из группировки 45 "Работы строительные" ОКПД.
На заседании Комиссии Костромского УФАС России и в своих возражениях представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что, по их мнению, используемые в ОКПД словосочетания "группировок с шестизначными кодами", "к вышестоящим группировкам", "к нижестоящим группировкам" позволяет сделать вывод о том, что все перечисленные в ОКПД коды называются группировками и заказчиком правомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, проведя внеплановую проверку, оценив доводы заявителя и возражения представителей заказчика, уполномоченного органа относительно первого довода жалобы Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" Комиссией Костромского УФАС России были установлены следующее обстоятельства.
Уполномоченным органом, в связи с возникшей потребностью заказчика, были совершены действия по размещению закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад-ясли на 200 мест (10групп) в п. Караваево Костромского района Костромской области".
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
В соответствии с пунктом 6 перечня, установленного постановлением N 1089, в случае выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку.
Комиссия Костромского УФАС России считает, что из вышеприведенных норм следует, что для осуществления заказчиком закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием с использованием случая, предусмотренного законодателем в пункте 6 перечня, установленного постановлением N 1089, необходимо одновременное сочетание двух условий: первое условие - объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, второе условие - начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышать 50 млн. рублей.
Данная позиция подтверждается совместным письмом Минэкономразвития России N 10194-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/18475/14 от 07.05.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных".
Согласно приложению 4 к извещению о проведении открытого конкурса с ограниченным участием "Описание объекта закупки" объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад-ясли на 200 мест (10групп) в п. Караваево Костромского района Костромской области".
Исследовав перечень объектов капитального строительства, которые подлежат признанию особо опасными и технически сложными, установленный частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Комиссия Костромского УФАС России установила, что указанным перечнем муниципальное детское общеобразовательное учреждение не отнесено к объекту капитального строительства, которое подлежат признанию особо опасным и технически сложным.
Вместе с тем, представителями заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии Костромского УФАС России не представлено документов и сведений, подтверждающих, что объект детский сад-ясли на 200 мест (10групп) в п. Караваево Костромского района Костромской области относится к особо опасным и технически сложным объектам и выполняемые в рамках контракта работы являются работами высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера.
Кроме того, представленный в письменных возражениях от 10.07.2014 г. N 1840 логический вывод заказчика, уполномоченного органа о том, что используемые в ОКПД словосочетания "группировок с шестизначными кодами", "к вышестоящим группировкам", "к нижестоящим группировкам" позволяет сделать вывод о том, что все перечисленные в ОКПД коды называются группировками, не находит своего подтверждения, так как согласно введению в ОКПД - "в ОКПД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория"
Как видно из представленной иерархии 2 цифровых знака - XX это класс, 4 цифровых знака XX.XX это группа, следовательно вывод заказчика, уполномоченного органа о том, что все перечисленные в ОКПД коды называются группировками не находит своего подтверждения.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Костромского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик не имел правовых оснований для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием с использованием случая, предусмотренного законодателем в пункте 6 перечня, установленного постановлением N 1089, которым предусмотрено одновременное сочетание двух условий: первое условие - объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, второе условие - начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышать 50 млн. рублей.
Комиссией Костромского УФАС России было установлено, что объектом закупки не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, при установлении заказчиком начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд в размере, превышающем 50 млн. рублей.
2. Заявитель в своей жалобе указывает на довод по объединению в один предмет закупки строительных работ и работ не связанных с объектом строительства.
Как следует их представленной конкурсной документации, предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад-ясли на 200 мест (10групп) в п. Караваево Костромского района Костромской области".
Согласно локальной смете N 02-01-16 (локальный сметный расчет) на технологические решения конкурсной документации на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад-ясли на 200 мест (10групп) в п. Караваево Костромского района Костромской области" в графе "Шифр и N позиции норматива, Наименование работ и затрат, Единица измерения" от поставщика (подрядчика, исполнителя) требуется поставить оборудование для пищеблока, использующееся для изготовления, хранения, подачи и приема пищи; оборудование для постирочной; оборудование медицинского блока, компьютерная техника; противопожарное оборудование; оборудование для музыкального и спортивного зала и др.) и мебелью (шкафы, столы, детские стулья и кровати и др.).
Согласно Постановлению Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Как указано в п. 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1, в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.
При формировании условий конкурса заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования закупки, направленные на эффективность использование бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Комиссией Костромского УФАС России установлено, что в рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов (ввиду очевидных потребностей заказчика) - приведение соответствующих помещений в состояние, пригодное для использования в качестве детского дошкольного учреждения.
В своей жалобе заявителем не доказано, что формирование заказчиком лота негативно повлияло на конкретный товарный рынок и привело к ограничению конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрев доводы заявителя и возражения заказчика, представленные ими документы, пришла к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" частично обоснованной.
2. Признать факт нарушения заказчиком - Администрацией Костромского муниципального района Костромской области части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, предписание об устранении выявленных нарушений Закона контрактной системе путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы дела от 08.07.2014 г. N ДЖ-12-10-95/95 уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России по осуществлению контроля в сфере закупок для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель
Комиссии <........>
Члены Комиссии <........>
<........>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 15 июля 2014 г. N 12-10-95/95
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2014