Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 9 июля 2014 г. N 92/2014
Резолютивная часть объявлена 09 июля 2014 г.
Изготовлено в полном объеме 16 июля 2014 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев дело N92/2014 по жалобе ООО "Специализированное монтажное управление - 17" на действия заказчика - администрации Октябрьского сельсовета Рыльского района Курской области при определении поставщика способом электронного аукциона на строительство объекта "Водоснабжение с.Октябрьское Рыльского района Курской области" (номер извещения 0144300022414000001), в присутствии представителя заказчика - (по доверенности), представителя заявителя - (по доверенности), личности присутствующих удостоверены на основании паспортов,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 02.07.2014 г. поступила жалоба ООО "Специализированное монтажное управление - 17" (ООО "СМУ-17") на действия заказчика - администрации Октябрьского сельсовета Рыльского района Курской области при определении поставщика способом электронного аукциона на строительство объекта "Водоснабжение с.Октябрьское Рыльского района Курской области" (номер извещения 0144300022414000001), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
По мнению заявителя, аукционная документация заказчика содержит двусмысленные и противоречивые требования к предоставлению участниками закупки сведений об используемых при выполнении работ материалах, что ограничивает возможность участия в электронном аукционе. Кроме того, по мнению ООО "СМУ-17" заказчиком нарушен порядок разъяснения положений аукционной документации.
Представитель заказчика возражал против доводов жалобы заявителя, указав, что аукционная документация заказчика соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки размещения заказа, Комиссией установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация электронного аукциона N0144300022414000001 размещены заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадки http://sberbank-ast.ru 17.06.2014 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 363 380,00 руб.
На дату рассмотрения жалобы контракт по результатам проведения электронного аукциона не заключен.
Как указывает в жалобе заявитель, аукционная документация заказчика содержит двусмысленные и противоречивые требования к предоставлению участниками закупки сведений об используемых при выполнении работ материалах, в связи с чем, 30.06.2014 г. ООО "СМУ-17" через оператора электронной торговой площадки был направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации, содержавший вопрос N1 - о разъяснении требований, установленных заказчиком к характеристикам товара "трубы стальные сварные водогазопроводные", а также вопрос N2.
Как следует из содержания вопроса N2 обращения о разъяснении положений аукционной документации, п.7 технического задания аукционной документации содержит перечень из 60 товаров с установленными заказчиком требованиями к характеристикам и показателям товаров. Однако, в п.6 технического задания аукционной документации заказчиком указано: "применяемые материалы и оборудование определены техническим заданием и приложением к нему - локальными сметными расчетами...".
По мнению ООО "СМУ-17", указанные требования аукционной документации заказчика являются противоречивыми, не позволяют однозначно определить требования заказчика к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, предусмотренных предметом закупки, в связи чем заявителем в вопросе N2 запроса о разъяснении указано: "просим довести до сведения участников размещения заказа полный перечень используемых при выполнении работ материалов, позволяющий однозначно определить установленные заказчиком требования к показателям (характеристикам) соответствующих материалов, и внести в аукционную документацию соответствующие изменения".
01.07.2014 г. заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено разъяснение положений документации, указанных в вопросе N1 запроса ООО "СМУ-17". В отношении вопроса N2 заказчиком указано, что требования ФЗ "О контрактной системе.." не обязывают заказчика что либо доводить до сведения участников.
Как установлено ч.3 ст.65 ФЗ "О контрактной системе..", любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч.4 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...", в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, не разместив на официальном сайте разъяснение положений документации об электронном аукционе, указанных в вопросе N2 запроса разъяснений участника закупки, заказчик нарушил требования ч.4 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...".
Как подтверждается материалами дела, в п.11 информационной карты электронного аукциона заказчиком указано: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: "... конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (техническое задание и приложения к нему - локальные сметные расчеты)...". Далее по тексту пункта 11 информационной карты заказчиком указано: "в отношении товара с характеристиками, имеющими минимальные и максимальные показатели, а также показатели, значения которых не могут изменяться, в первой части заявки указываются конкретные характеристики товара, указанные в Техническом задании и приложении к нему - в расценках локальных сметных расчетов".
В п.6 технического задания аукционной документации заказчиком указано: "объем выполняемых работ: согласно ПСД приложение к аукционной документации. Применяемые материалы и оборудование определены техническим заданием аукционной документации и приложением к нему - локальными сметными расчетами".
Пункт 7 технического задания аукционной документации содержит перечень товаров, которые необходимо будет использовать при выполнении работ, требования к показателям характеристик данных товаров, установленные заказчиком.
01.07.2014 г. заказчиком на официальном сайте размещено разъяснение положений аукционной документации, в котором на вопросы участника закупки: "Необходимо указать только материалы по позициям смет или необходимо извлекать материалы еще и из федеральных единичных расценок? Достаточно ли выбрать из смет позиции товаров имеющие неконкретные показатели и указать конкретные или нужно выбрать все позиции материалов из сметных расчетов?", заказчиком указано: "Пунктом 11 Информационной карты аукциона установлены требования: "_ В отношении товара с характеристиками, имеющими минимальные и максимальные показатели, а также показатели, значения которых не могут изменяться, в первой части заявки указываются конкретные характеристики товара, указанные в Техническом задании и приложении к нему - в расценках локальных сметных расчётов".
При таких обстоятельствах, аукционная документация заказчика содержит противоречивые требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе и не позволяет однозначно определить, характеристики каких товаров должны быть указаны в составе первой части заявки - товаров, перечисленных в локальных сметных расчетах, или товаров, указанных в федеральных единичных расценках, составляющих локальные сметные расчеты. Указанные положения аукционной документации заказчика противоречат требованиям ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." и могут повлечь ограничение количества участников закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика Комиссией установлено, что п.7 технического задания аукционной документации, размещенной на официальном сайте, а также сайте электронной торговой площадки http://sberbank-ast.ru, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем поиска и копирования отдельных фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Как установлено ч.2 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Данное требование закреплено в том числе ст.7 ФЗ "О контрактной системе...", согласно которой контрактная система в Российской Федерации основывается на принципах открытости и прозрачности, в связи с чем должен обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/12н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения размещаемая на официальном сайте информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положения, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Более того, примеры недопустимости размещения информации с указанными ограничениями приведены в п.3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 г. N:470 (далее - Требования), согласно которому информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающим возможность поиска и копирования фрагментов текста в документации об аукционе средствами веб-обозревателя.
Пунктами 9 и 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 "Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требовании к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" установлено, что "программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей; указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств".
Согласно мнению судебных органов, закрепленному в определении ВАС-4741/14 от 23.04.2014 г., при разрешении аналогичных вопросов применение норм приказа Минэкономразвития России от 16.11.2009 г. N470 является правомерным.
При таких обстоятельствах, техническое задание аукционной документации, размещенной на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем поиска и копирования отдельных фрагментов текста средствами веб-обозревателя, что противоречит ч.2 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...", ограничивает возможность подготовки заявки участниками закупки, и может повлечь за собой ограничение количества участников торгов.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специализированное монтажное управление - 17" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию Октябрьского сельсовета Рыльского района Курской области нарушившим требования ст.33, ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - администрации Октябрьского сельсовета Рыльского района Курской области предписание об аннулировании определения поставщика.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 9 июля 2014 г. N 92/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2014