Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 июля 2014 г. N 03-10.1/351-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. -заместителя руководителя управления, заместителя Председателя комиссии,
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Трэйс-Регион" (далее - заявитель, Общество) на действия заказчика - Департамента строительства Администрации города Омска (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта "Строительство дошкольного учреждения в микрорайоне "Кристалл-2", г. Омск" (извещение N 0152300011914000895) (далее - открытый конкурс),
в присутствии представителей:
заявителя -;
заказчика -;
уполномоченного органа -,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 7043 от 02.07.2014) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Заявитель полагает, что в нарушение части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком и уполномоченным органом неверно выбран способ осуществления закупки, а также в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в конкурсную документацию включена поставка товаров технологически и функционально не связанных между собой.
По мнению Общества, заказчик должен проводить электронный аукцион в с соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
В своей жалобе заявитель указывает, что согласно Локальному сметному расчету N 02-01-09 изм.1 "Технологическое оборудование" в составе конкурсной документации, к поставке в рамках подрядных работ требуются следующие товары, например: машина стирально-отжимная; сушильный барабан; низкотемпературный моноблок; машина стиральная - автомат бытовая; стенка гимнастическая; овощерезка; хлеборезка и пр.
Кроме того, заявитель отмечает, что объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не допускается, поскольку такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, так как лица, занимающиеся только строительными работами, либо только поставкой вышеуказанного оборудования, по условиям, установленным заказчиком, уполномоченным органом не могут участвовать в открытом конкурсе.
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию приостановить определение поставщика и обязать заказчика и уполномоченный орган устранить нарушения законодательства.
Учитывая, что жалоба заявителя подана по процедуре Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области, осуществляющая свои полномочия исключительно в рамках норм Федерального закона о контрактной системе, не вправе давать оценку действиям заказчика, уполномоченного органа и квалифицировать нарушения Федерального закона "О защите конкуренции".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5855 от 04.07.2014) уполномоченным органом были представлены материалы открытого конкурса, из которых следует, что 20.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение N 0152300011914000895 и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 194420227 руб. 88 коп.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса (далее - извещение), дата окончания срока подачи заявок установлена 11.07.2014.
3. В результате рассмотрения жалобы Общества, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего:
3.1. В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Как следует из части 2 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе" заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион (далее - аукционный перечень).
В аукционный перечень включены работы по коду 45 <6> Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007: "Работы строительные" (кроме кода 45.12).
При этом указанная сноска <6> содержит следующую информацию:
"За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
В связи с вышесказанным, Комиссия считает, что в соответствии частью 2 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе заказчиком и уполномоченным органом верно выбран способ определения подрядчика, в связи с чем, данный довод жалобы заявителя признается необоснованным.
Данное решение соответствует позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, изложенной в совместном письме от 07.05.2014 N 101094-ЕЕ/Д28и, N АЦ/18475/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных": "В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, заказчик вправе провести открытый конкурс, закрытый конкурс (в установленных Законом о контрактной системе случаях) либо аукцион".
3.2. Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В извещении и в Разделе II "Наименование и описание объекта закупки" конкурсной документации (далее - Раздел II) заказчиком установлены требования к объекту закупки.
Как следует из извещения и конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Строительство дошкольного учреждения в микрорайоне "Кристалл-2" (далее - работы).
В Разделе II конкурсной документации указано: "Требования к объему выполняемых работ установлены в соответствии с локальными сметными расчетами (Приложения NN 1-28 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта)".
В Приложение N 12 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта включен Локальный сметный расчет N 02-01-09 "Технологическое оборудование".
Как следует из указанного локального сметного расчета, при выполнении работ требуется поставить, в частности, следующие товары: машину стирально-отжимную; сушильный барабан; низкотемпературный моноблок; машину стиральную-автомат бытовую; овощерезку; хлеборезку и пр.
На заседании Комиссии представители заказчика возражали против доводов жалобы заявителя и указали, что в предмет конкурса входит только оборудование, технологически и функционально связанное со строительством, требующее монтажных и пуско-наладочных работ, специальных испытаний.
Представители уполномоченного органа поддержали позицию заказчика и возражали против удовлетворения жалобы заявителя.
Изучив конкурсную документацию, доводы жалобы, а также возражения заказчика и уполномоченного органа, Комиссия пришла к следующим выводам.
Конкурсной документацией обозначен предмет закупки - "выполнение работ по строительству объекта "Строительство дошкольного учреждения в микрорайоне "Кристалл-2" .
Вместе с тем, в объект закупки включена также поставка оборудования - техника бытового и промышленного назначения для оснащения пищеблока и прачечной, а также стенка гимнастическая.
Комиссия считает, что объединение в один объект закупки строительных работ с поставкой вышеуказанных товаров, технологически и функционально не связанных с процессом строительства (в Локальном сметном расчете N 02-01-09 "Технологическое оборудование" данное оборудование сопровождается словами "Немонтируемое оборудование"), влечет за собой ограничение количества участников закупки из числа, в частности поставщиков и (или) производителей специализированного оборудования, относящихся к иным товарным рынкам, нежели строительство.
Таким образом, Комиссия считает, что заказчиком нарушены требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем, признает обоснованным довод жалобы заявителя о неправомерном включении в конкурсную документацию вышеуказанного оборудования.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Трэйс-Регион" на действия заказчика - Департамента строительства Администрации города Омска и уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта "Строительство дошкольного учреждения в микрорайоне "Кристалл-2", г. Омск" (извещение N 0152300011914000895), при этом является обоснованным довод жалобы о том, что в конкурсную документацию неправомерно включено оборудование (бытовая и промышленная техника для оснащения пищеблока и прачечной, стенка гимнастическая).
2. Признать в действиях Департамента строительства Администрации города Омска и Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Департаменту строительства Администрации города Омска и Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Члены Комиссии: |
Т.П.Шмакова А.В.Вормсбехер А.Н.Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 июля 2014 г. N 03-10.1/351-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2014