Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 июля 2014 г. N 03-10.1/359-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
Кусановой Ш.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Рэдианс" (далее - заявитель, Общество) на действия Администрации Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки "Строительство водопровода в с. Екатеринославка Шербакульского муниципального района Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N0152300006914000003) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
в присутствии представителей заказчика -,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 7147 от 04.07.2014) на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация об аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5950 от 07.07.2014) заказчиком представлены (вх. N 7365 от 10.07.2014) материалы электронного аукциона, из которых следует, что 16.06.2014 в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение N 0152300006914000003 и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта 6495400 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 10.07.2014 на участие в электронном аукционе поступила двадцать одна заявка, девяти участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с извещением N 0152300006914000003 дата проведения электронного аукциона назначена на 14.07.2014.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего:
3.1. Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 1, 3-5, 7-9 настоящей статьи Федерального закона о контрактной системе.
Из жалобы заявителя следует, что в извещении N 0152300006914000003 и документации об электронном аукционе заказчик установил требования к участникам закупки с нарушением требований части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, а именно, без учета изменений, внесенных в указанную статью Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
В пункт 2 раздела "Требования к участникам" извещения N 0152300006914000003 и пункт 2 части 15 документации об аукционе заказчиком включено следующее требование к участникам закупки: "правомочность участника электронного аукциона заключать муниципальный контракт".
Такое требование к участникам закупки было предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
Вместе с тем, пункт 2 части 1 статьи 31 утратил силу с 04.06.2014 в соответствии с изменениями, внесенными в данную статью Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
Исходя из того, что извещение N 0152300006914000003 размещено на официальном сайте 16.06.2014, то заказчик должен был установить в документации об аукционе требования к участникам закупки с учетом изменений, внесенных в указанную статью 31 Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
В силу изложенного Комиссия признала обоснованным довод жалобы Общества о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 1 раздела "Требования к участникам" извещения N 0152300006914000003 и пункте 1 части 15 документации об аукционе заказчик указал: "Соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки - копию свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО), утвержденного Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N624 (в ред. Приказа Минрегиона РФ от 23.06.2010 N 294)".
При этом в подпункте 2 пункта 2 части 18 установлено: "Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов: обязательное наличие у участника размещения заказа либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства, либо наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - свидетельство СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
С учетом изложенного Комиссия признала обоснованным довод заявителя о том, что в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе заказчик не установил исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а именно, не указал, на какие виды работ, предусмотренные пунктом 33 раздела III Перечня, должно быть свидетельство СРО по организации строительства, также как и не определил, на какие конкретные виды работ, предусмотренные пунктами 1-32 данного раздела Перечня, должно быть представлено свидетельство СРО.
3.3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе в подпункте 5 пункта 2 части 18 документации об аукционе заказчик указал: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 Федерального закона".
Учитывая изложенное, Комиссия признала обоснованным довод заявителя о том, что указанное требование к содержанию второй части заявки на участие в аукционе установлено заказчиком без учета изменений, внесенных в указанную статью Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
3.4. Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В извещении N 0152300006914000003, разработанного с помощью программно-аппаратных средств официального сайта, в графе "Преимущества" указано - "не установлено", а в графе "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ)" указано: "в соответствии с условиями аукционной документации".
В части 19 документации об аукционе "Ограничение участия в определении подрядчика (участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации)" заказчик указал: "Не установлены".
Вместе с тем, в подпункте 8 пункта 2 части 18 документации об аукционе заказчик установил требование о представлении участниками закупки во второй части заявки "документов, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона, или копии этих документов".
Учитывая, что в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе заказчиком не было предусмотрено предоставление преимуществ участникам закупки в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона о контрактной системе и не было установлено ограничение участия в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, то Комиссия согласилась с доводом заявителя о том, что заказчик неправомерно установил требование о представлении участниками закупки во второй части заявки документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
3.5. Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила), предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пункте 9.3 проекта муниципального контракта указано: "За ненадлежащее исполнение Муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, устанавливается штраф в размере 1/300 от цены контракта".
При этом из пункта 9.5 проекта муниципального контракта следует, что "за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, устанавливается штраф в размере 1/300 от цены контракта".
В силу вышеуказанного Комиссия признала обоснованным довод заявителя о том, что названные пункты проекта муниципального контракта не соответствуют требованиям части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и пунктов 4 и 5 Правил.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Рэдианс" на действия Администрации Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области при осуществлении закупки "Строительство водопровода в с. Екатеринославка Шербакульского муниципального района Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N0152300006914000003).
2. Признать в действиях Администрации Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушение требований части 1 статьи 31, части 8 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пунктов 2 и 5 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, пунктов 4 и 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Заместитель председателя Комиссии Член Комиссии |
Т.П.Шмакова Ш.М.Кусанова А.В.Вормсбехер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 июля 2014 г. N 03-10.1/359-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2014