Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 июля 2014 г. N 997-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Опалева А.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Лебедевой С.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
В отсутствии представителей Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа и заявителя Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе путем размещения информации на официальном сайте в сети "Интернет",
рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (115093, г.Москва, ул.Дубининская, д.90) (далее - Заявитель) на действия заказчика в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа (623640, Свердловская область, г.Талица, ул.Луначарского, д.57) (далее - Заказчик) при определении подрядчика на выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта: "Детский сад на 270 мест по адресу: Свердловская область, Талицкий район, г. Талица" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым, оборудованием и мебелью" (N0162300010314000051), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
У С Т А Н О В И Л А:
В соответствии с представленными материалами 20 июня 2014 года на официальном сайте в сети "Интернет" размещена информация о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта: "Детский сад на 270 мест по адресу: Свердловская область, Талицкий район, г. Талица" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым, оборудованием и мебелью" (далее - открытый аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта составила 182 196 217 рублей 00 копеек.
В своей жалобе заявитель указал, что в один предмет закупки неправомерно объединены работы по подготовке проектной документации, по организации строительства, а также поставка оборудования мебели и инвентаря, технологически и функционально не связанных с объектом закупки, что ограничивает круг лиц, претендующих на заключение контракта.
Представитель заказчика считает, что нарушений законодательства о контрактной системе допущено не было.
В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия установила:
20 июня 2014 года на официальном сайте в сети "Интернет" была размещена документация об открытом аукционе в электронной форме. 28 июня 2014 года на официальном сайте в сети "Интернет" были размещены изменения указанной документации об аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе срок подачи заявок был продлен лишь до 07 июля 2014 года, то есть менее чем на пятнадцать дней.
Пункт 22 Информационной карты документации об аукционе устанавливает к участникам требование о правомочности участника закупки заключать контракт. Вместе с тем, документация об аукционе была утверждена заказчиком после вступления в силу изменений, внесенных в Закон о контрактной системе Федеральным законом от 04 июня 2014 года N140-ФЗ, в соответствии с которым п.2 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а именно требование к правомочности участника закупки заключать контракт был исключен. Таким образом, включив указанное требование заказчик допустил нарушение ч.3 ст.64 и ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
Относительно требования об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества. Указанное требование установлено пп.6 п.9.2 раздела 1 документации об аукционе, а п.26 информационной карты документации об аукционе установлено, что во второй части заявки представляется декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пп. 3 - 6 п. 9.2. раздела 1 настоящей аукционной документации. Таким образом, в данных действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе отсутствуют.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункты 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливают, что:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе заказчик разместил на официальном сайте в сети "Интернет" аукционную документацию, в том числе Техническую часть (Раздел 5), в котором согласно п.26 Информационной карты документации об аукционе установил характеристики, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров: максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Понятие "строительство объекта "под ключ" содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от10.11.1989 г. N147.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с п. 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. N 15/1 сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя: стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; прочие затраты.
Таким образом, описание объекта закупки и условий контракта носит объективный характер, заказчик правомерно включил в описание объекта закупки работы по проектированию, организации строительства, поставки оборудования, мебели и инвентаря в целях строительства объекта детского сада "под ключ", что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 26 Информационной карты документации об аукционе первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 ч. 1 п. 10.1. раздела 1 настоящей документации, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, пунктом 2 ч. 1 п. 10.1. раздела 1 настоящей документации, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 ч. 1 п. 10.1. раздела 1 настоящей документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара. Товарные знаки, указание на которые содержится в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме, не должны сопровождаться словами "или эквивалент".
В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара, указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки.
В случае, если Участник закупки предлагает к использованию товар эквивалентный тому, который указан в разделе "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ", такому Участнику закупки необходимо предложить эквивалент. Показатели, используемые для определения эквивалентности, указаны в Таблице N1 раздела "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ".
В Таблице N1 (Раздела "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ") документации об аукционе указаны качественные характеристики, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности, предлагаемой к использованию при выполнении работ: максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Качественные характеристики материалов (товаров), предлагаемых Участником закупки к использованию, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Таблице N1 (Раздел "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ") документации об аукционе, технической документации на предлагаемые материалы (товары) (техническому паспорту, сертификату, инструкции по эксплуатации или иной документации).
При оформлении заявки участникам следует использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная п. 10.1. раздела 1 настоящей аукционной документации, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
При этом при рассмотрении документации об аукционе, в том числе Приложения N2 Технического задания Комиссией Свердловского УФАС России выявлено, что часть положений Приложения N2 Технического задания не содержит четких требований к товарам, используемым при выполнении работ, что не соответствует п.1 ч.1 ст.64 и ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как не позволяет определить в полном объеме требования заказчика к используемому при выполнении работ товару, а также вводит в заблуждение потенциальных участников аукциона в электронной форме, что, в свою очередь, может повлечь нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
1. В ряде случаев требуется, чтобы одна и та же характеристика была указана в одном случае в виде диапазона, в другом - в виде конкретной величины. Так, например:
П. 3 "Эмаль ГОСТ 6465-76" Перечня - Укрывистость пленки: не более 60 г/м2** (требуется диапазонное значение)
П. 39 "Краска для стен и потолков дошкольных учреждений" Перечня - Укрывистость не более 120 мл/м2 * (требуется конкретное значение)
П. 2 "Автоматический выключатель" Перечня - Электрическая износостойкость, циклов В-О: не менее 6000 ** (требуется диапазонное значение)
П. 111 "Автоматический выключатель" Перечня - Общая износостойкость: не менее 50 тыс. циклов* (требуется конкретное значение)
П. 34 "Универсальная коробка" Перечня - Масса: не более 0,05 кг** (требуется диапазонное значение)
П. 37 "Радиатор алюминиевый" Перечня - Масса одной секции: не более 1 кг * (требуется конкретное значение).
2. в Техническом задании Заказчиком установлены требования к оконным блокам: ГОСТ 30674-99 Цвет: белый Вид лицевой отделки: окрашенные в массе или ламинированные Класс сопротивления ветровой нагрузке: А или Б или В Изоляция воздушного шума транспортного потока: не менее 26 дБА* Стеклопакет: однокамерный или двухкамерный Габаритные размеры остекления (ВхШ): не менее 1400 не более 1500 мм* х не более 1000 мм* Класс изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередаче: не ниже В2* Наружное стекло толщиной не менее 4 мм* марки М1 Межстекольное расстояние: не менее 12 мм* Внутреннее стекло толщиной: не менее 4 мм * Вариант конструктивного исполнения ПВХ профилей: одно-или двух-или трех камерный Класс звукоизоляции: не ниже Д* Класс воздухо- и водопроницаемости: не ниже В*.
Данные требования Заказчика не соответствуют действующим нормативным актам, определяющим допустимые значения указанного показателя товара. Так, согласно п.4.7.1. ГОСТ 23166-99. "БЛОКИ ОКОННЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" сопротивление теплопередаче более 0,35 и менее 0,40 м2-°С/Вт. соответствует классу Д2, который ниже требуемого Заказчиком класса В2.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, аналогичные вышеуказанным сведениям, и не позволяющие определить в полном объеме требования заказчика к используемому при выполнении работ товару, повсеместно встречаются в Приложении N2 Технического задания документации об аукционе.
Кроме того, 27 июня 2014 года заказчиком на официальном сайте были размещены разъяснения положений документации в соответствии с которыми в случае выявленных противоречий между требованиями технического задания и положениями ГОСТ, участник руководствуется ГОСТ. Таким образом, заказчиком в нарушение ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения документации об аукционе изменяют ее суть.
Пункт 5.9 проекта контракта в нарушение ч.14 ст.34 и ч.12, 13 ст.95 Закона о контрактной системе предусматривает, что контракт считается расторгнутым через десять дней с даты получения Подрядчиком уведомления Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в то время как в соответствии с ч.12 ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Кроме того, документация об аукционе в нарушение требований п.10 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не содержит сведений о контрактной службе, контрактном управляющем.
Пунктом 37 Информационной карты вопреки положениям ч.14 ст.70 Закона о контрактной системе установлена обязанность подписания контракта иным участником в случае уклонения победителя от заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа нарушения ч.6 ст.65, ч.3 ст.64 и ч.6 ст.31, п.1 ч.1 ст.64 и ч.1 ст.33, ч.5 ст.65, ч.14 ст.34 и ч.12, 13 ст.95, п.10 ч.1 ст.64, ч.14 ст.70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии А.О. Опалев
С.В. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 июля 2014 г. N 997-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2014