Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 августа 2014 г. N 235
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "МТС" на действия МО МВД РФ "Тюменский" (заказчик) при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0367100025714000035) на оказание услуг телематической связи стандарта GSM 900/1800 для МО МВД РФ "Тюменский" (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 07.08.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы. Рассмотрение настоящей жалобы заявителя назначено на 13 августа 2014 г. в 15 часов 00 мин.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 08.08.2014 г. N 552 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N 0367100025714000035.
Согласно жалобе, положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Так, по мнению заявителя, заказчик, установив требование о сохранении существующих абонентских номеров с учетом необходимости оказания услуг связи с момента заключения контракта, тем самым создал заведомо создал условия для его неисполнимости потенциальными участниками закупки (операторами связи).
При этом, в качестве правового обоснования заявленных требований заявитель ссылается нормы отраслевого законодательства в области связи, в частности Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 328. Так, в соответствии с указанным нормативным документом в случае перенесения (сохранения) абонентского номера для абонента - юридического лица, датой начала оказания услуг оператором-реципиентом (новым оператором связи) не может быть ранее 29-дня от даты заключения договора (контракта).
Как следует из пояснений заказчика, представленных в материалы дела, а также озвученных его представителями в заседании Комиссии, установление конкретных требований к способам предоставления доступа к сети связи продиктовано исключительно потребностью государственного заказчика в реализации специальных задач, возложенных на органы внутренних дел. При этом, заказчик самостоятельно, исходя из своих объективных потребностей, вправе формулировать соответствующие требования к товарам (работам, услугам), являющихся предметом закупки.
В частности, необходимость сохранения действующих абонентских номеров сотрудников полиции, используемых ими в своей служебной деятельности, обусловлено тем обстоятельством, что смена номерной емкости может создать затруднения в последующей работе заказчика, а также повлечь за собой дополнительные расходы, что не отвечает целям эффективного расходования бюджетных средств.
Помимо этого, в качестве обоснования установленных требований заказчик ссылается на соответствующий Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1995 г. N 1173, в котором указано на недопустимость действий, как нарушающих безопасность государства, по ограничению оказания услуг связи услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Аналогичные положения закреплены и в ч.4 статьи 51 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", в которой указано, что при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
В свою очередь, как указал заказчик, законодательством о связи не установлена обязанность абонента, имеющего намерение сохранить абонентский номер при заключении нового договора, непосредственно обращаться к оператору-донору для урегулирования вопросов, связанных с расторжением (изменением) договора. При этом, потенциальный участник закупки (оператор связи), претендующий на заключение государственного контракта с заказчиком может самостоятельно обратиться к оператору-донору за предоставлением ресурса нумерации заказчика, чего не было сделано в рассматриваемом случае.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до ввода в эксплуатацию указанной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказовwww.zakupki.gov.ru (официальный сайт).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системы заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как усматривается из материалов дела, МО МВД РФ "Тюменский" выступило организатором проведения электронного аукциона N 36/14 на оказание услуг телематической связи стандарта GSM 900/1800 для МО МВД РФ "Тюменский".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 29.07.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100025714000035.
Согласно раздела 2.1. документации об аукционе N12/14 функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки установлены согласно технического задания (Приложение N1).
При этом, исходя из описания объекта закупки, содержащегося в указанном разделе аукционной документации следует, что предметом контракта является оказание услуг по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи стандарта GSM 900/1800, которые должны осуществляться на основании лицензий, выданных регулирующими государственными органами в соответствии с нормами и стандартами, закрепленными законодательством Российской Федерации.
Согласно технического задания, исполнитель при оказании соответствующих услуг должен обеспечить сохранение имеющихся абонентских номеров.
В соответствии с проектом государственного контракта, являющегося Приложением N 3 документации об электронном аукционе и его неотъемлемой частью, услуги связи должны быть оказаны со дня его заключения по 31 декабря 2014 г.
Как указал заявитель, наличие в законе такого условия с учетом требования заказчика о непрерывности оказания услуг связи с момента заключения контракта не позволяет участнику закупки, признанного победителем исполнить указанное требование в соответствии с заключенным контрактом.
Комиссия, исходя из представленных в материалы документов и пояснений сторон по обстоятельствам дела, не усматривает в действиях заказчика при формулировании в аукционной документации требований к объекту закупки (предмету контракта), нарушения действующего законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства в части нарушения запретов, касающихся ограничения (устранения) конкуренции при проведении торгов.
При этом, указание заказчиком в аукционной документации требования о сохранении имеющихся абонентских номеров не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем не могло ограничить количество участников закупки (операторов связи) и препятствовать неограниченному кругу лиц участвовать в указанном аукционе.
Согласно положениям пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее- Закон о связи) установлено право абонента сохранить свой абонентский номер, используемый на основании договора об оказании услуг связи, в пределах территории, определенной Правительством Российской Федерации, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи.
Порядок перенесения (сохранения) абонентского номера установлен разделом IV(1) Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 328 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 599 и от 28 ноября 2013 г. N 1094 (далее - Правила).
Согласно пунктам 48 (2) и 48 (3) Правил сохранение абонентского номера осуществляется на основании письменного заявления абонента новому оператору связи или его представителю (агенту), действующему в соответствии с пунктом 24 Правил.
Так, п.48(2) Правил гласит, что абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении нового договора с оператором-реципиентом, обращается к оператору-реципиенту либо третьему лицу, предусмотренному пунктом 24 настоящих Правил, с письменным заявлением о расторжении договора с оператором-донором и перенесении абонентского номера и прилагаемыми документами, предусмотренными разделом II настоящих Правил.
При этом, ни в Законе о связи, ни в Правилах не установлен конкретный срок осуществления действий по сохранению (перенесению) абонентского номера при смене абонентом оператора связи, вместе с тем в ч.6 статьи 46 Закона о связи содержится ссылка на порядок организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера.
В соответствии с ч. 1 статьи 26 Закона о связи требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В соответствии с пунктом 8 Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 19 ноября 2013 г. N 351, передача абонентского номера из сети связи прежнего оператора связи (оператора-донора) в сеть связи нового оператора связи (оператора-реципиента) должна быть осуществлена до даты начала оказания услуг связи оператором-реципиентом, определяемой в соответствии с Правилами.
В общем порядке, устанавливаемом положениями подпункта г) пункта 48 (3), пунктами 48 (5) - 48 (7) Правил, право определять срок (дату и время) начала оказания услуг новым оператором связи при условии перенесения номера абонента определяется самим абонентом в заявлении на сохранение (перенесение) номера, а также с соблюдением определенных пределов: дата начала оказания услуг для абонента- юридического лица не может быть ранее 29-го дня и позднее 6 месяцев со дня заключения нового договора об оказании услуг связи.
Таким образом, исходя из толкования вышеприведенных норм законодательства, возможность оказания услуг подвижной радиотелефонной связи новым оператором связи в случае сохранения прежнего абонентского номера обусловлено осуществлением мероприятий по перенесению данного номера от прежнего оператора связи (донора) к новому оператору связи (оператору-реципиенту) и дата начала оказания услуг новым оператором определена императивно - не ранее 29-го дня от даты заключения нового договора.
Соответственно, только после перенесения и закрепления абонентских номеров у нового оператора связи, с учетом законодательно установленного срока начала оказания соответствующих услуг, последний может оказывать услуги абоненту.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Закона о контрактной системе, частью 16 которой установлено, что в случае наличия возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем прекращения действия данных обстоятельств.
Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, Комиссия считает возможным применить к рассматриваемым отношениям вышеприведенную норму Закона, позволяющей приостановить срок действия подписания контракта до устранения обстоятельств непреодолимой силы.
То обстоятельство, что предоставление услуги связи обусловлено необходимостью сохранения прежних абонентских номеров заказчика, не может свидетельствовать об ограничении заказчиком конкуренции, так как заказчик сформулировал свою потребность в определенных услугах, исходя из своих полномочий, что соответствует целям закупки, определенных в статье 13 Закона о контрактной системе, в частности, выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации.
В свою очередь, заявителем в обоснование своих доводов не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у ОАО "МТС" непреодолимых препятствий в возможности участия в электронном аукционе N 0367100025714000035 в связи с указанными требованиями заказчика.
Кроме того, Комиссией установлено, что означенный аукцион признан несостоявшимся по основанию предусмотренному ч.16 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что на участие в аукционе не было подано ни одной заявки (протокол N ЭА-36/14 от 11.08.2014 г.), что свидетельствует об отсутствии у потенциальных участников закупки интереса к аукциону и отсутствия конкуренции при проведении аукциона как таковой.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, документация электронного аукциона N 0367100025714000035 противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения конкуренции со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ОАО "МТС" на действия МО МВД РФ "Тюменский" при проведении электронного аукциона N 0367100025714000035) необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 августа 2014 г. N 235
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2014