Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 августа 2014 г. N 44-1511/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" (далее - заказчик),
ООО "Авиэйшн Студио" (далее - заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 18141 от 08.08.2014) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на поставку авиационных тренажеров начального обучения Daimond DA40NG для нужд заказчика (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.07.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100043914000065. Начальная (максимальная) цена контракта 253 333 333,33 руб.
В жалобе заявитель указывает:
- на неправомерные действия заказчика, выразившиеся в выборе неправильного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- на отсутствие в конкурсной документации порядка оценки заявок на участия в конкурсе;
- на размещение заказчиком документации о закупке в виде, ограничивающем ознакомление с ней.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее.
1. В п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе указано, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - аукционный перечень).
В извещении о проведении конкурса установлено, что закупка проводится по коду 35.30.50.910 "Части гражданских самолетов и вертолетов прочие (Части гражданских самолетов и вертолетов прочие, не включенные в другие группировки)" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, не включенному в аукционный перечень.
Вместе с тем, в техническом задании конкурсной документации указан код "Тренажеры для подготовки транспортных профессий". Код 36.63.74.125 ОКПД "Тренажеры для подготовки транспортных профессий", в свою очередь, включен в аукционный перечень.
Как следует из пояснений представителя заказчика и мотивированного отзыва на жалобу, тренажер представляет собой часть (кабину) самолета. Установлено, что авиационные тренажеры включены в группировку 36.6 ОКПД. Следовательно, применение кода 35.30.50.910 к объекту закупки не правомерно, в связи с наличием части гражданских самолетов (авиационных тренажеров) в другой группировке ОКПД (36.6).
На указанных тренажерах обучают бортоператоров, пилотов гражданской авиации. Бортоператор, пилот гражданской авиации относятся к профессиям и должностям, включенным в Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 N 16.
Следовательно, код 36.63.74.125 ОКПД "Тренажеры для подготовки транспортных профессий" соответствует объекту закупки по следующему основанию.
В связи с тем, что объектом закупки является поставка тренажеров для подготовки транспортных профессий, заказчик не вправе осуществить закупку путём проведения открытого конкурса.
Таким образом, действия заказчика по применению кода ОКДП, не относящегося к описанию объекта закупки и выбор неправильного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), являются нарушением п. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33), ч. 2 ст. 48 (ч. 2 ст. 59) Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В п. 10 Правил указано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Установлено, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе не содержит шкалы предельных величин значимости показателей оценки, а также отсутствует количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. Не установлено, чем должна руководствоваться конкурсная комиссия заказчика при присуждении заявкам участников по критерию, например "качество товара", 10 баллов, 20 баллов и т.д.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32, п. 11 и п. 29 Правил) Закона о контрактной системе
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет определен Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 (далее - Положение).
В соответствии с п. 9 и п. 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 Положения (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом п. 3 Положений установлено, что информация размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, п. 3 Положений установлено, что информация в виде текса размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
В определении ВАС от 23 апреля 2014 г. N ВАС-4741/14 указано, информация о закупке должна быть размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятие такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказов.
Часть документации об аукционе, а именно техническое задание, размещена в формате ".pdf". Непосредственно текстом документа в данном случае является изображение, представляющее собой документ в "графическом формате", не позволяющей произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста.
Таким образом, в действиях заказчика имеются нарушения ч. 4 ст. 4 и ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, выразившиеся в размещении на официальном сайте в сети Интернет документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями возможности ознакомления с ней.
Следовательно, жалоба является обоснованной.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 32, 50, 59, 99, 106, 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авиэйшн Студио" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 4 ст. 4, п. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33), п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32, п. 11 и п. 29 Правил), ч. 2 ст. 48 (ч. 2 ст. 59), ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 августа 2014 г. N 44-1511/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2014