Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2014 г. N 2-57-4894/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Осипова Р.Г.,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа", а также при участии представителя ООО "Рос.Строй.Ком": Полубояринова А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Рос.Строй.Ком" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по благоустройству территорий (Закупки NN0373200018814000136, 0373200018814000138, 0373200018814000139, 0373200018814000140, 0373200018814000141, 0373200018814000142, 0373200018814000143, 0373200018814000144, 0373200018814000146, 0373200018814000148, 0373200018814000149, 0373200018814000150, 0373200018814000151, 0373200018814000152, 0373200018814000154, 0373200018814000155, 0373200018814000156, 0373200018814000157, 0373200018814000158) (далее - Аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционных документациях требований к товарам, используемым при выполнении работ, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а также неправомерное установление в инструкциях требований по заполнению и порядку оформления заявок на участие в аукционах, которые, по мнению Заявителя, могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.07.2014 NМГ/20368 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Формах 2 аукционных документациях Заказчиком предусмотрены требования к товарам, используемым при выполнении работ, в частности, "Эмаль ПФ-115 или эквивалент" (цвет черный, укрывистость высушенной пленки, а также требование о необходимости соответствия данного товара требованиям ГОСТ 6465-76), "Мастика морозостойкая битумно-масляная" (марка МБ-50 или эквивалент), "Краски фасадные перхлорвиниловые" (марка красок ХВ161"А" или эквивалент), "Камни бетонные бортовые" (длина камня, ширина камня, высота камня, масса справочная, а также требование о необходимости соответствия данного товара требованиям ГОСТ 6665), "Профили стальные трубчатые" (масса 1 м для профилей квадратного сечения размером 100 мм), "Гвозди строительные" (диаметр стержней, диаметр головок гвоздей, а также требование о необходимости соответствия данного товара требованиям ГОСТ 4028-63).
Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчиком неправомерно установлены заведомо неисполнимые требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку, по мнению Заявителя, установленные Заказчиком требования к товарам в Формах 2 противоречат положениям конкретных ГОСТ, требование о необходимости соответствия которым содержится в аукционных документациях, а именно, по "Эмаль ПФ-115 или эквивалент" (цвет черный, укрывистость высушенной пленки, а также требование о необходимости соответствия данного товара требованиям ГОСТ 6465-76), "Камни бетонные бортовые" (длина камня, ширина камня, высота камня, масса справочная, а также требование о необходимости соответствия данного товара требованиям ГОСТ 6665), "Профили стальные трубчатые" (масса 1 м для профилей квадратного сечения размером 100 мм), "Гвозди строительные" (диаметр стержней, диаметр головок гвоздей, а также требование о необходимости соответствия данного товара требованиям ГОСТ 4028-63).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления вышеуказанный требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в Формах 2 установлены показатели (характеристики) товаров (материалов), используемых при выполнении работ, а также в аукционный документациях Заказчика предусмотрены инструкции по заполнению и порядку оформления заявок на участие в аукционах, содержащие следующие требования: "В полях "Требуемый параметр", "Требуемое значение" сведения о показателях, отличительных характеристиках товара (материала), перечисленные через ";" и "/" - читать, как "или", перечисленные через "," - читать, как "и". В случае если требуемый параметр начинается со слов "предельное отклонение", а требуемое значение "не более ", "не должны превышать
", то участнику закупки необходимо предоставить сведения по предельному отклонению как в сторону увеличения ("+"), так и в сторону уменьшения ("-"), при этом нулевые "отклонения" и "предельные" отклонения будут расцениваться заказчиком, как предоставления недостоверных сведений о товаре".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в Инструкциях по заполнению заявок на участие в электронных аукционах не определена приоритетность знаков "," и ";", разграничивающих требования к товарам, используемым при выполнении работ, так например, по п. "Эульсии дорожные битумные" (вид битумной эмульсии: ЭБА; ЭБПА и ЭБК; ЭБПК), а также требования Инструкций по заполнению заявок и требования к товарам, используемым при выполнении работ, составлены таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционах, и в нарушение положений п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Формах 2 аукционных документаций (Закупки N0373200018814000142, N0373200018814000158) установлены показатели (характеристики) товаров (материалов), используемых при выполнении работ, так например, "Урна опрокидывающаяся металлическая круглая" (химический состав стали, из которой изготовлена труба для ножки урны - содержание в составе стали кремния, марганца, серы, хром).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки, не носит объективный характер, поскольку Заказчиком в Формах 2 аукционных документаций (Закупки N0373200018814000142, N0373200018814000158) устанавлены требования к сырью, из которых изготавливаются товары, используемые при выполнении работ, а не к самим товарам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в Инструкциях по заполнению заявок на участие в электронных аукционах (Закупки N0373200018814000142, N0373200018814000152, N0373200018814000154, N0373200018814000155, N0373200018814000158) содержатся следующие требования: "Если в приложении к техническому заданию прописано требование "или", "либо", то данные союзы нужно трактовать, как знак альтернативности понятий, то есть следует выбрать одно значение из нескольких предложенных. Если требования, прописанные перечислением, символы "," и ";" в Приложении к Технической части (например - Цвета у красок) включают в себя перечень различных вариаций одного и того же показателя (характеристики), то участник должен представить в своей заявке полный перечень вариаций по данному показателю. Если в Приложении к Технической части в показателях (характеристиках), установлено перечисление вариаций одного и того же показателя через знак "," и в конце перечисления стоит слово "или" или иные вариации знаков альтернативности ( или например в начале перечисление стоит "может быть" или иные вариации знаков альтернативности), то участнику следует представить один вариант из перечисленных".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования Инструкций по заполнению и порядку оформления заявок на участие в аукционах (Закупки N0373200018814000142, N0373200018814000152, N0373200018814000154, N0373200018814000155, N0373200018814000158) и требования к товарам, используемым при выполнении работ, так, например, по "Профили стальные прямоугольного сечения" (марка стали: Ст2пс, 10,20 или Ст3пс), составлены таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционах, и в нарушение положений п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рос.Строй.Ком" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" обоснованной в части неправомерного установления в инструкциях требований по заполнению и порядку оформления заявок на участие в аукционах.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Логинова
Члены комиссии А.В. Гордуз
Р.Г. Осипов
Гордуз А.В. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2014 г. N 2-57-4894/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2014