Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 марта 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 01.03.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.03.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Тимиргалиев В.А. - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Валинурова О.С. по доверенности N2 от 05.02.2016;
от Уполномоченного органа - Абдуллаева О.С. по доверенности N01-02-992 от 27.02.2017.
рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. от 20.02.2017 N291-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавшими аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
1. Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам установленные в сведениях о материалах "Приложение к техзаданию.pdf" не соответсвуют требованиям действующих ГОСТ и носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 Приложения к техническому заданию Заказчику требуется Сталь угловая равнополочная, Массовая доля химических элементов, Соответствует ГОСТ 380-2005:
углерода в диапазоне 0,14 - 0,22 %
марганца в диапазоне 0,40 - 0,65 %
кремния в диапазоне 0,15 - 0,30 %".
Согласно ГОСТу 380-2005 показатели углерода, марганца и кремния являются диапазонными, и, следовательно, конкретные показатели можно указать лишь после определения химического состава определенной партии требуемой Заказчику стали.
Таким образом, в пункте 1 Приложения к техническому заданию указаны требования к химическому составу, которые стают известны по результатам испытаний.
Указанное требование приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. По поз. 6 "Бетон" (стр. 1-2) Заказчиком установлены требования к материалам по предоставлению конкретных показателей, которые могут быть определены исключительно имея товар в наличии и проведя лабараторные исследования или иные испытания товара.
При этом Заказчиком установлены требования противоречащие действующему ГОСТ 26633-2015, т.к. показатель "Класс по прочности на сжатие в проектном возрасте не ниже В25" отсутствует в данном ГОСТ, значение "F150" по показателю "Морозостойкость бетона" также не соответствует действующему ГОСТ 26633-2015, бетон по морозостойкости подразделяется на марки по первому базовому методу и на марки по второму базовому методу.
Согласно ГОСТ 26633-2015:
4.3 Характеристики бетона
4.3.1 По показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30, В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120,
на классы прочности на осевое растяжение: 0,8; 1,2; 1,6; 2,0; 2,4; 2,8; 3,2; 3,6; 4,0; 4,4; 4,8,
на классы прочности на растяжение при изгибе: 1,2: 1,6; 2,0; 2,4; 2,8; 3,2; 3,6; 4,0; 4,4; 4,8; 5,2; 5,6; 6,0; 6,4; 6,8; 7,2; 7,6; 8,0; 8,4; 8,8; 9,2; 9,6; 10,0;
ГОСТ 26633-2015 принят на основании Приказа N 165-ст от 17.03.2016 г. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ. Соответственно на дату опубликования извещения 14.11.2016 г. на территории РФ уже действовал ГОСТ 26633-2015 и Заказчик должен был установить требования в соответствии с действующим ГОСТом, т.к. ГОСТ 26633-2012, на который ссылается Заказчик, признан утратившим силу с 01.09.2016 г.
3. По поз. 7 "Горячекатанная арматурная сталь" Заказчиком установлены требования к материалам по предоставлению конкретных показателей, которые могут быть определены исключительно имея товар в наличии и проведя лабараторные исследования или иные испытания товара. При этом Заказчиком установлены требования противоречащие действующему ГОСТ 5781-82, так, по показателю "Масса 1 м не менее 0,888 кг не более 1,540 кг" Заказчиком установлено максимальное значение для стали диаметром "не менее 12 мм и не более 14 мм" массы "не более 1,540 кг", но согласно табл. 1 п. 1.3. ГОСТа 5781-82 теоретическая масса 1 м профиля диаметром 12 мм равна 0,888 кг, а для 14 мм - 1,210 кг. Соответсвенно Участник указав в своей заявке массу 1,540 кг, тем самым предоставит недостоверные данные и его заявка будет отклонена. Считаем, что Заказчик установив противоречивые сведения тем самым вводит в заблуждение участников закупки.
ГОСТ 5781-82 п. 1.3. Номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в табл.1.
Таблица 1
|
|
|
|
Номер профиля (номинальный диаметр стержня ) |
Площадь поперечного сечения стержня, см |
Масса 1 м профиля |
|
|
|
Теоретическая, кг |
Предел. откл., % |
6 |
0,283 |
0,222 |
+9,0 |
8 |
0,503 |
0,395 |
-7,0 |
10 |
0,785 |
0,617 |
+5,0 -6,0 |
12 |
1,131 |
0,888 |
|
14 |
1,540 |
1,210 |
|
16 |
2,010 |
1,580 |
+3,0 -5,0 |
18 |
2,540 |
2,000 |
|
20 |
3,140 |
2,470 |
|
22 |
3,800 |
2,980 |
|
25 |
4,910 |
3,850 |
|
28 |
6,160 |
4,830 |
|
32 |
8,040 |
6,310 |
+3,0 -4,0 |
36 |
10,180 |
7,990 |
|
40 |
12,570 |
9,870 |
|
45 |
15,000 |
12,480 |
|
50 |
19,630 |
15,410 |
+2,0 -4,0 |
55 |
23,760 |
18,650 |
|
60 |
28,270 |
22,190 |
|
70 |
38,480 |
30,210 |
|
80 |
50,270 |
39,460 |
|
Обращаем ваше внимание на то, что согласно п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в документации не установлено обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, наоборот же ссылается на действующие ГОСТы при этом использует свою формулировку.
Подобные избыточные требования и требования противоречащие действующим ГОСТам установлены Заказчиком практически по всем позициям. Мы лишь выбрали несколько позиций, чтобы указать на допущенные нарушения не позволяющие подготовить заявку в соответствии с действующим законодательством и требованиями Заказчика (документации).
4. Информация указанная в документации об Аукционе не соответствует информации указанной в извещение об осуществлении закупки размещенной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт). Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе установлены противоречивые сведения о дате окончания подачи заявок и установлены сроки подачи разъяснений противоречащие требованиям законодательства в сфере закупок.
В извещении установлено:
Информация о процедуре закупки |
|
Дата и время начала подачи заявок |
28.12.2016 15:42 |
Дата и время окончания подачи заявок |
20.02.2017 10:00 |
Место подачи заявок |
В соответствии с документацией об аукционе |
Порядок подачи заявок |
В соответствии с документацией об аукционе |
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников |
21.02.2017 |
Дата проведения аукциона в электронной форме |
27.02.2017 |
В документации электронного аукциона установлено (стр. 6-7):
20. |
Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе |
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе контрактной системы в сфере закупок разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе "28" декабря 2016 года; дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе "17" января 2017 года. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст.193 Гражданского кодекса РФ). |
21. |
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе |
Участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе подать заявку на участие в электронном аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до 10 часов 00 минут "19" января 2017 года. |
22. |
Дата окончания срока рассмотрения частей заявок на участие в электронном аукционе |
"26" января 2017 года |
23. |
Дата проведения электронного аукциона |
"30" января 2017 года |
4.1). Информация о сроках выполнения работ указанная в документации об Аукционе также не соответствует информации указанной в извещение об осуществлении закупки размещенной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок:
Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг |
Срок исполнения контракта: год 2023 месяц Октябрь Срок исполнения отдельных этапов контракта: нет Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): нет |
В документации электронного аукциона установлено (стр. 3):
10. |
Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг |
Начало - с даты заключения муниципального контракта; Окончание - 31.10.2018. |
5. Техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.12.2016.
В первоначальной редакции документации в пункте 1 Приложения к техническому заданию содержались требования Заказчика: Сталь угловая равнополочная, Массовая доля химических элементов, Соответствует ГОСТ 380-2005:
углерода в диапазоне 0,14 - 0,22 %
марганца в диапазоне 0,40 - 0,65 %
кремния в диапазоне 0,15 - 0,30 %".
02.02.2017 в аукционную документацию были внесены изменения (размещены отдельным файлом), согласно которым Заказчику требуется:
Сталь угловая равнополочная марки Ст3сп (неизменяемое значение). Размер: ШхДхТ не менее 35х35х4 мм и не более 40х40х4 мм. Соответствует ГОСТ 380-2005; ГОСТ 8509-93.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе.
2. 02.02.2017 в аукционную документацию были внесены изменения (размещены отдельным файлом), согласно которым Заказчику требуется:
Бетон тяжелый для дорожных покрытий и оснований. Класс по прочности на сжатие в проектном возрасте не ниже В15. Класс по морозостойкости не ниже F150. Класс по водонепроницаемости не ниже W4. Средняя плотность крупных заполнителей не менее 2000 кг/м3 и не более 3000 кг/м3. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе не более 35% массы (неизменяемое значение). В соответствии с ГОСТ 26633-2015.
В соответствии с пунктом 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 бетон по показателю "морозостойкость" подразделяется на марки по первому базовому методу и на марки по второму базовому методу, имеющие обозначение "F 1 150" либо "F 2 150". Значение бетона по показателю "морозостойкость" F150 в ГОСТ 26633-2015 отсутствует.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
Доводы Заявителя в отношении указания Заказчиком показателя бетона "Класс по прочности на сжатие в проектном возрасте не ниже В15" не нашли своего подтверждения, поскольку из пункта 4.3.5 ГОСТ 26633-2015 следует, что возраст бетона, в котором обеспечиваются заданные технические требования, должен быть указан в проекте. Проектный возраст бетона назначают в соответствии с нормами проектирования с учетом твердения бетона, способов возведения и сроков фактического нагружения конструкций. Если проектный возраст не указан, технические требования к бетону должны быть обеспечены в возрасте 28 сут.
3. 02.02.2017 в аукционную документацию были внесены изменения (размещены отдельным файлом), согласно которым Заказчику требуется:
Горячекатаная арматурная сталь гладкая, диаметром стержня не менее 12 мм и не более 14 мм. Площадь поперечного сечения стержня не менее 1,131 см2 и не более 1,540 см2. В соответствии с ГОСТ 5781-82.
В соответствии с пунктом 1.4 ГОСТ 5781-82 стержню из арматурной стали номинальным диаметром 12 соответствует площадь поперечного сечения стержня 1,131 см2. Стержню из арматурной стали номинальным диаметром 14 соответствует площадь поперечного сечения стержня 1,540 см2.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о соответствии пункта "Горячекатаная арматурная сталь" действующему законодательству РФ, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
4. 02.02.2017 в аукционную документацию были внесены изменения (размещены отдельным файлом), согласно которым Заказчиком установлено:
- Пункт 19 слова: "19" января 2017 года" заменить словами "20" февраля 2017 года".
- Пункт 21 слова: "26" января 2017 года" заменить словами "21" февраля 2017 года".
- Пункт 22 слова: "30" января 2017 года" заменить словами "27" февраля 2017 года".
Пунктом 3.1 проекта контракта определены календарные сроки выполнения работ:
Начало - с даты заключения муниципального контракта;
Окончание - 31.10.2018.
Согласно пункта 13.2 проекта контракта, контракт прекращает свое действие 31 января 2019 года. В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса окончание срока действия контракта не влечет прекращение гарантийных обязательств сторон по контракту.
В соответствии с пунктом 9.3 проекта контракта гарантийный срок нормальной эксплуатации Объекта и входящих в него инженерных систем, оборудования, материалов и работ устанавливается в размере 60 (шестидесяти) календарных месяцев с даты подписания Муниципальным заказчиком итоговой справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
В извещении, сформированном с помощью web-интерфейса единой информационной системы в сфере закупок, в строке "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано: Срок исполнения контракта: год 2023 месяц Октябрь Срок исполнения отдельных этапов контракта: нет Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): нет.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в данной строке указан срок гарантийных обязательств.
В соответствии с позицией, изложенной в Письме Минэкономразвития России от 18.08.2015 N Д28и-2493, установление требования об обеспечении гарантийных обязательств возможно, если такие обязательства прямо предусмотрены контрактом и включены в срок исполнения контрактов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии с действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе.
5. Доводы Заявителя о том, что техническая часть документации о закупке содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, не находит своего подтверждения, поскольку техническое задание в редакции от 02.02.2017 размещено в формате, обеспечивающем возможность копирования фрагментов.
6. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
6.1. Согласно пункту 21 Приложения к техническому заданию Заказчику требуется Эмаль с характеристикой: Адгезия пленки не более 11 баллов. В соответствии с ГОСТ 6465-76.
Согласно ГОСТ 6465-76 Адгезия пленки эмали может быть не более 1 балла.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие обоснования необходимости использования других показателей, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
6.2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Как было установлено Комиссией Управления, в указанной закупке имеется два извещения, одно, сформированное с помощью web-интерфейса единой информационной системы в сфере закупок, второе извещение изготовлено помощью текстового редактора и приложено в составе аукционной документации, при этом исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона, указан только в извещении изготовленном помощью текстового редактора.
В извещении, сформированном с помощью web-интерфейса единой информационной системы в сфере закупок, исчерпывающий перечень документов отсутствует, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку вся информация, предусмотренная статьи 42, частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе должна содержаться в извещении, сформированном с помощью web-интерфейса единой информационной системы в сфере закупок.
Указанная позиция согласуется с письмом Минэкономразвития России от 29.12.2016 N Д28и-3493.
6.3. В соответствии с пунктом 20 Приложения к техническому заданию Заказчику требуется грунтовка с характеристиками: Внешний вид пленки: после высыхания пленка ровная, однородная. Условная вязкость при температуре (20,0+-0,5)°С по вискозиметру типа ВЗ-246 в диапазоне 60-100 с. Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне 53-59%. Степень перетира не более 30 мкм. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Адгезия пленки не более 11 баллов. Расслаивание не более 5 см3. В соответствии с ГОСТ 23343-78.
Согласно таблицы 1 ГОСТ 23343-78 показатели грунтовки Степень перетира, Эластичность пленки при изгибе, Адгезия пленки, Расслаивание являются максимальными.
Пунктами 4.2, 4.11 ГОСТ 23343-78 установлены методы испытаний вышеуказанных показателей грунтовки.
Таким образом, конкретные показатели грунтовки становятся известны только после проведения испытаний.
В соответствии с пунктом 21 Приложения к техническому заданию Заказчику требуется Эмаль с характеристиками: условная вязкость при температуре (20,0+-0,5)°С по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм в диапазоне 80-120 с. Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне 62-68%. Степень перетира не более 15 мкм. Укрывистость высушенной пленки не менее 60 г/м2 и не более 95 г/м2. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 +-2)°С не более 24 ч. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Адгезия пленки не более 11 баллов. В соответствии с ГОСТ 6465-76.
Согласно таблицы 1 ГОСТ 6465-76 показатели эмали Степень перетира, Укрывистость высушенной пленки, Время высыхания, Эластичность пленки при изгибе, Адгезия пленки являются максимальными.
Главой 3 ГОСТ 23343-78 установлены методы испытаний вышеуказанных показателей эмали.
Таким образом, конкретные показатели эмали становятся известны только после проведения испытаний.
Между тем, в соответствии с пунктом 24 аукционной документации участник обязан в первой части заявки указать конкретные показатели.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о конкретных показателях товара ввиду отсутствия товара в наличии.
Указанное требование Заказчика приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6.4. В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе:
1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Начальная (максимальная) цена электронного аукциона - 24 716 790,00 руб.
В соответствии с пунктом 42 аукционной документации, если начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)., или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Согласно пункта 1.5 проекта контракта: если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. Размер обеспечения исполнения контракта составляет: 1 853 759,25 рублей (один миллион восемьсот пятьдесят три тысячи семьсот пятьдесят девять рублей 25 копеек).
Изучив представленные документы, Комиссия Управления пришла к выводу, что поскольку начальная (максимальная) цена электронного аукциона составляет 24 716 790,00 руб., то условие о предоставлении информации, подтверждающей добросовестность участника наряду с информацией о предоставлении участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, является нарушением статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действиями Заказчика нарушена часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. от 20.02.2017 N291-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушения часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушения пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченному органу - Администрация города Югорска обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Тимиргалиев В.А.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел/факс (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Тел.: (495) 787-29-99/97 доб. 369, Факс: (495) 787-29-98 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ИП Хаджироков Р.М. 385420, Республика Адыгея, Кошехабльский район, аул Кошехабль, ул.Ульянова, 9 Тел.: (909) 4703434 e-mail: hadgirokov@gmail.com Заказчик: Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска 628260, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г.Югорск, ул.Механизаторов, 22 Тел.: (34675) 73081 e-mail: DJKiSK@ugorsk.ru Уполномоченный орган: Администрация города Югорска 628260, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г.Югорск, ул.40 лет Победы, 11 Тел.: (34675) 50037 e-mail: omz@ugorsk.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
01.03.2017 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Тимиргалиев В.А. - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 01.03.2017 о рассмотрении жалобы ИП Хаджирокова Р.М. от 20.02.2017 N291-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска и Уполномоченному органу - Администрация города Югорска совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508).
2. С учетом принятого решения от 01.03.2017 г. по рассмотрению жалобы ИП Хаджирокова Р.М. от 20.02.2017 N291-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 23.03.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 24.03.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru, Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком и Уполномоченным органом пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Тимиргалиев В.А.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 марта 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017