Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 марта 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 01.03.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.03.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Тимиргалиев В.А. - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" от 20.02.2017 N290-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии, Заказчика при проведении электронного аукциона.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавшими аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
1. В Техническом задании по ряду позиций установлены избыточные требования к товарам:
4 |
Щебень прочный |
Щебень прочный фракция диапазон не менее 40 мм и не более 70 мм Полные остатки на ситах с диаметром отверстий контрольных сит d=40 мм диапазон не менее 90% и не более 100% по массе. Полные остатки на ситах с диаметром отверстий контрольных сит 0,5* (d+D), где d=40 мм, D=70 мм диапазон не менее 30% и не более 60% по массе. Полные остатки на ситах с диаметром отверстий контрольных сит D=70 мм диапазон не более 10% по массе. Полные остатки на ситах с диаметром отверстий контрольных сит 1,25*D, где D=70 мм диапазон не более 0,5% по массе. Потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии диапазон не менее 13% и не более 15%. Потеря массы при испытании щебня в насыщенном водой состоянии диапазон не менее 13% и не более 15%. Содержание зерен слабых пород по массе не более 10% (неизменяемое значение). Содержание глины в комках по массе не более 0,25 % (неизменяемое значение). В соответствии с ГОСТ 8267-93 |
18 |
Краска разметочная |
Краска разметочная с характеристиками: цвет пленки эмали - белый, условная вязкость в диапазоне 120-200 с. Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне 70-79%. Плотность краски в диапазоне 1,9 -2,1 г/см3. Время высыхания до степени 3 в диапазоне 31-44 мин. Степень перетира в диапазоне 50-100 мкм. Коэффициент яркости в диапазоне 70-79%. Температура размягчения в диапазоне 95-110 °С. В соответствии с ГОСТ Р 52575-2006 |
19 |
Семена газонной травы |
Семена газонной травы с характеристиками: универсальная травосмесь. Норма высева в диапазоне от 3 кг до 4 кг на 100 м2 . Всхожесть семян не менее 75 % (неизменяемое значение показателя). Состав газонной смеси (100%) входят следующие виды трав: Райграс однолетний не менее 40% и не более 50%, Тимофеевка луговая не менее 10% и не более 20%, Ежа сборная не менее 30% и не более 40%, Овсяница луговая не менее 20% и не более 30% или Райграс пастбищный не менее 40% и не более 50%, Тимофеевка луговая не менее 40% и не более 50%, Ежа сборная не менее 20% и не более 30%. Влажность не менее 15%. В соответствии с ГОСТ Р 52325-2005 |
20 |
Грунтовка |
Грунтовка с характеристиками: Внешний вид пленки: после высыхания пленка ровная, однородная. Условная вязкость при температуре (20,0+-0,5)°С по вискозиметру типа ВЗ-246 в диапазоне 60-100 с. Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне 53-59%. Степень перетира не более 30 мкм. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Адгезия пленки не более 11 баллов. Расслаивание не 5 см3. В соответствии с ГОСТ 23343-78. |
21 |
Эмаль |
Эмаль с характеристиками: условная вязкость при температуре (20,0+-0,5)°С по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм в диапазоне 80-120 с. Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне 62-68%. Степень перетира не более 15 мкм. Укрывистость высушенной пленки не менее 60 г/м2 и не более 95 г/м2. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 +-2)°С не более 24 ч. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Адгезия пленки не более 11 баллов. В соответствии с ГОСТ 6465-76. |
Предметом закупки не являются материалы, Участники их самостоятельно не производят и не обязаны покупать до момента подачи заявки, а осуществляют работы, закупая необходимые товары у других лиц. Заказчику при составлении документации нет необходимости переписывать содержание регламентированных стандартных требований в Документацию, достаточно лишь указания на то, что предложения , выдвигаемое Участниками должны соответствовать ГОСТ, международным стандартам и иным регламентам в зависимости от товара. Фактические значения характеристик становятся известны только после завершения производственного цикла, и производитель может гарантировать их соответствие ГОСТ, но не соответствие их каким- либо определенным показателям. Производители предлагают к закупке товар, соответствующий ГОСТ, но не товар с конкретными характеристиками. Конкретные показатели смеси разных партий одного и того же производителя всегда различаются в пределах соответствия ГОСТ.
Ввиду изложенного, Участник не может обладать сведениями о конкретных показателях указанных товаров, который будет подлежать применению. Иное означало бы необоснованное возложение на всех Участников закупки обязанности перед подачей заявки приобретать товары в количестве, необходимом для полного выполнения обязательств по контракту, чтобы иметь возможность указать его конкретные характеристики. При этом реализация данных товаров была бы возможна только победителем, а остальные Участники понесли бы убытки, что не соответствует целям Закона.
При установлении Заказчиком в Документации, Извещении о закупке требований к описанию закупки Участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи, с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию закупке.
2. Проект контракта содержит условие: "1.5. Размер обеспечения исполнения муниципального контракта составляет: 1 235 839,50 рублей (один миллион двести тридцать пять тысяч восемьсот тридцать девять рублей 50 копеек).
Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. Размер обеспечения исполнения контракта составляет: 1 853 759,25 рублей (один миллион восемьсот пятьдесят три тысячи семьсот пятьдесят девять рублей 25 копеек)".
Законом о контрактной системе предусмотрен механизм борьбы с недобросовестными Участниками закупки, предлагающими необоснованное снижение цены контракта, путем введения антидемпинговых мер.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении Конкурса или Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и Участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким Участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в Документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе , если при проведении Конкурса или Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и Участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким Участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, но при этом Заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность Участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, Заказчиком нарушены положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 24 Информационной карты Заказчик требует от Участников закупки документы:
"2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям:
а) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки - установлено;
Наличие копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с обязательным видом работ, а именно:
12.5. Устройство оклеечной изоляции
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
или копия свидетельства о допуске от саморегулируемой организации на выполнение работ по разделу 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
Организация работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых, не должна быть меньше начальной (максимальной) цены контракта 24 716 790 рублей".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Согласно части 7 статьи 68 Закона о контрактной системе, при проведении Аукциона его Участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта Участника закупки на торгах.
Таким образом, действия Заказчика установившего в Аукционной документации неправомерное требование к Участникам, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.12.2016.
В соответствии с пунктом 20 Приложения к техническому заданию Заказчику требуется грунтовка с характеристиками: Внешний вид пленки: после высыхания пленка ровная, однородная. Условная вязкость при температуре (20,0+-0,5)°С по вискозиметру типа ВЗ-246 в диапазоне 60-100 с. Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне 53-59%. Степень перетира не более 30 мкм. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Адгезия пленки не более 11 баллов. Расслаивание не более 5 см3. В соответствии с ГОСТ 23343-78.
Согласно таблицы 1 ГОСТ 23343-78 показатели грунтовки Степень перетира, Эластичность пленки при изгибе, Адгезия пленки, Расслаивание являются максимальными.
Пунктами 4.2, 4.11 ГОСТ 23343-78 установлены методы испытаний вышеуказанных показателей грунтовки.
Таким образом, конкретные показатели грунтовки становятся известны только после проведения испытаний.
В соответствии с пунктом 21 Приложения к техническому заданию Заказчику требуется Эмаль с характеристиками: условная вязкость при температуре (20,0+-0,5)°С по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм в диапазоне 80-120 с. Массовая доля нелетучих веществ в диапазоне 62-68%. Степень перетира не более 15 мкм. Укрывистость высушенной пленки не менее 60 г/м2 и не более 95 г/м2. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 +-2)°С не более 24 ч. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Адгезия пленки не более 11 баллов. В соответствии с ГОСТ 6465-76.
Согласно таблицы 1 ГОСТ 6465-76 показатели эмали Степень перетира, Укрывистость высушенной пленки, Время высыхания, Эластичность пленки при изгибе, Адгезия пленки являются максимальными.
Главой 3 ГОСТ 23343-78 установлены методы испытаний вышеуказанных показателей эмали.
Таким образом, конкретные показатели эмали становятся известны только после проведения испытаний.
Между тем, в соответствии с пунктом 24 аукционной документации участник обязан в первой части заявки указать конкретные показатели.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о конкретных показателях товара ввиду отсутствия товара в наличии.
Указанное требование Заказчика приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В отношении пунктов 4, 18, 19 Приложения к техническому заданию доводы Заявителя на нашли своего подтверждения.
2. Как следует из доводов Заявителя, начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн., но при этом Заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Из чего Заявитель делает вывод о нарушении Заказчиком статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе:
1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Начальная (максимальная) цена электронного аукциона - 24 716 790,00 руб.
В соответствии с пунктом 42 аукционной документации, если начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)., или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Согласно пункта 1.5 проекта контракта: если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. Размер обеспечения исполнения контракта составляет: 1 853 759,25 рублей (один миллион восемьсот пятьдесят три тысячи семьсот пятьдесят девять рублей 25 копеек).
Изучив представленные документы, Комиссия Управления пришла к выводу, что поскольку начальная (максимальная) цена электронного аукциона составляет 24 716 790,00 руб., то условие о предоставлении информации, подтверждающей добросовестность участника наряду с информацией о предоставлении участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, является нарушением статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действиями Заказчика нарушена часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
3. По третьему доводу Заявителя Комиссия Управления отмечает следующее:
Законом о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется как предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.
В пункте 11 аукционной документации определена начальная (максимальная) цена контракта в размере 24 716 790,00 руб.
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Согласно части 7 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
Следовательно, условием допуска к заключению контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки на торгах.
Таким образом, под начальной ценой контракта Заказчиком подразумевалась цена, предложенная победителем аукциона или единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) аукциона (в случае заключения контракта по основаниям п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заявка которого на участие в аукционе признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, снижения которой возможно, в случае, предусмотренном пп.а п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В тоже время, принимая во внимание отсутствие в проекте муниципального контракта положений о выполнении заказываемых работ лично и об ограничении выполнения работ силами субподрядных организаций, руководствуясь пунктом 1 части 1, частью 6 статьи 31, пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, частями 2, 3.1 статьи 52, частью 4 статьи 58 ГрК РФ, пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, Комиссия Управления признает, что лицо, осуществляющее организацию строительства, реконструкцию и/или капитальный ремонт и привлекающее к выполнению работ субподрядчиков (соисполнителей), обязано в силу закона иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к организации строительства, а соисполнитель в этом случае должен иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к конкретным работам, указанным в перечне организатором торгов; при намерении заинтересованного лица выполнить работы исключительно своими силами на него, соответственно, распространяются требования о наличии действующего свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе.
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
4.1. Согласно пункту 21 Приложения к техническому заданию Заказчику требуется Эмаль с характеристикой: Адгезия пленки не более 11 баллов. В соответствии с ГОСТ 6465-76.
Согласно ГОСТ 6465-76 Адгезия пленки эмали может быть не более 1 балла.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие обоснования необходимости использования других показателей, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
4.2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Как было установлено Комиссией Управления, в указанной закупке имеется два извещения, одно, сформированное с помощью web-интерфейса единой информационной системы в сфере закупок, второе извещение изготовлено помощью текстового редактора и приложено в составе аукционной документации, при этом исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона, указан только в извещении изготовленном помощью текстового редактора.
В извещении, сформированном с помощью web-интерфейса единой информационной системы в сфере закупок, исчерпывающий перечень документов отсутствует, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку вся информация, предусмотренная статьи 42, частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе должна содержаться в извещении, сформированном с помощью web-интерфейса единой информационной системы в сфере закупок.
Указанная позиция согласуется с письмом Минэкономразвития России от 29.12.2016 N Д28и-3493.
4.3. 02.02.2017 в аукционную документацию были внесены изменения (размещены отдельным файлом), согласно которым Заказчику требуется:
Бетон тяжелый для дорожных покрытий и оснований. Класс по прочности на сжатие в проектном возрасте не ниже В15. Класс по морозостойкости не ниже F150. Класс по водонепроницаемости не ниже W4. Средняя плотность крупных заполнителей не менее 2000 кг/м3 и не более 3000 кг/м3. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе не более 35% массы (неизменяемое значение). В соответствии с ГОСТ 26633-2015.
В соответствии с пунктом 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 бетон по показателю "морозостойкость" подразделяется на марки по первому базовому методу и на марки по второму базовому методу, имеющие обозначение "F 1 150" либо "F 2 150". Значение бетона по показателю "морозостойкость" F150 в ГОСТ 26633-2015 отсутствует.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" от 20.02.2017 N290-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушения часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушения пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченному органу - Администрация города Югорска обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Тимиргалиев В.А.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел/факс (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Тел.: (495) 787-29-99/97 доб. 369, Факс: (495) 787-29-98 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "Перспектива" 443099, г.Самара, ул.Куйбышева, 79, 64 e-mail: pers-tender@mail.ru Заказчик: Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска 628260, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г.Югорск, ул.Механизаторов, 22 Тел.: (34675) 73081 e-mail: DJKiSK@ugorsk.ru Уполномоченный орган: Администрация города Югорска 628260, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г.Югорск, ул.40 лет Победы, 11 Тел.: (34675) 50037 e-mail: omz@ugorsk.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
01.03.2017 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Тимиргалиев В.А. - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 01.03.2017 о рассмотрении жалобы ООО "Перспектива" от 20.02.2017 N290-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска и Уполномоченному органу - Администрация города Югорска совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508).
2. С учетом принятого решения от 01.03.2017 г. по рассмотрению жалобы ООО "Перспектива" от 20.02.2017 г. N290-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Улица Уральская в городе Югорске" (извещение N0187300005816000508) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 23.03.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 24.03.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru, Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком и Уполномоченным органом пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Тимиргалиев В.А.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 марта 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017