Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 20 июня 2014 г. N 123-03з/2014
|
Резолютивная часть решения оглашена "19" июня 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "23" июня 2014 года.
в присутствии: рассмотрев жалобу N 123-03з/2014 Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" по существу, установила: |
В адрес Калужского УФАС России поступила жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского" (далее - ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского", Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0337100006214000006), предметом которого является выполнение подрядных работ на строительство по объекту "Общежитие КГУ им. К.Э. Циолковского по ул. Кутузова, д. 27 в г. Калуге".
Заказчик представил письменные возражения по существу жалобы Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество", в которых сообщил, что с доводами жалобы не согласен и просил признать ее необоснованной.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 31.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) заказчиком - ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского" опубликовано извещение N 0337100006214000006 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ на строительство по объекту "Общежитие КГУ им. К.Э. Циолковского по ул. Кутузова, д. 27 в г. Калуге".
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляет 115 322 951,00 рублей.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
3. Приложением N 2 к документации об Аукционе являются технические характерстики используемых материалов и оборудывания, в котором определены требования заказчика к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме (далее - приложение N 2, техническое задание).
По результатам анализа сведений, содержащихся в приложении N 2, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, исходя из следующего.
3.1. Техническим заданием предусмотрены требования к материалу "ТРУБЫ СТАЛЬНЫЕ ВОДОГАЗОПРОВОДНЫЕ, НЕОЦИНКОВАННЫЕ". На указаныне трубы распространяется ГОСТ 3262-75, на который также содержится ссылка в инструкции по заполнению заявки.
Так, по парметру "Наружный диаметр" предлагается выбор между "33,5 или 21,3". Исходя из ГОСТ 3262-75 для труб с наружным диаметром "33,5" значение по параметру "условный проход" составляет "25 мм", а для труб с наружным диаметром "21,3" значение по параметру "условный проход" составляет "15 мм".
Однако, по параметру "диаметр условного прохода" участникам закупки предложено выбрать "25, 15 или 20, 15" . Исходя из инструкции по заполнению заявки знак < , > (запятая) следует читать как < и >. Однако, ни один из предоложенных вариантов соответствовать ГОСТ 3262-75 не будет, так как при выборе материла с одним из предложенных наружных диаметров ("33,5 или 21,3") соответственно и "условный проход" будет состовлять или 25 мм, или 15 мм. Указанное также следует и из параметра "масса одного метра труб", в котором участнку закупки предлагается выбрать между "2,39 или 1,28". Так, для труб с массой одного метра 2,39 кг, условный проход составляет 25 мм, а для труб с массой одного метра 1,28 , условный проход составляет 15 мм.
По параметру "Кривизна труб на один метр длины" в техническом задании указанно "не более 2", вместе с тем не указанна единица измерения. Как указанно выше по параметру "диаметр условного прохода" участникам закупки предложено выбрать "25, 15 или 20, 15", а по параметру "число ниток при условном проходе" предлагается выбрать между "14 или 11". Однако, как следует из таблицы 4 ГОСТ 3262-75 при выборе значения по параметру "диаметр условного прохода" "25, 15" выбрать между 14 или 11 не возможно, так как для труб с диаметром условного прохода 25 мм число ниток при условном проходе составляет 11, а для труб с диаметром условного прохода 15 мм число ниток при условном проходе составляет 14.
Кроме того, по точности изготовления труб техническим заданием предусмотрен выбор между "обычная или повышенная", в то время как все иные характеристики соответствуют трубам с обычной точностью изготовления (в том числе значение параметра "масса одного метра труб"), что свидетельствует о невозможности указания иной точности изготовления труб).
3.2. Техническим заданием предусмотрены требования к материалу "ЦЕМЕНТ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ", на который распространяются требования ГОСТ 31108-2003 и ГОСТ 10178-76. Исходя из указанных заказчиком характеристик им применялся ГОСТ 10178-76, что не противоречит ГОСТ 31108-2003, в котором указано, что ГОСТ 31108-2003 отменяет ГОСТ 10178, который можно применять во всех случаях, когда это технически и экономически целесообразно.
Вместе с тем, во-первых требования по параметрам: "предел прочности при сжатии после пропаривания", "предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток", "предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток" в документации требования установлены дважды, при это изменяется единица измерения параметра. Так, например, в ГОСТ 31108-2003 указан параметр "предел прочности при сжатии после пропаривания, МПа (кгс/см2), для цемента марок" и в значениях данного парметра указывается, например, "Более 23 (230)", в то время как в документации об аукционе указанная характеристика указанна дважды и для единицы измерения "МПа" и для "кгс/см2", во-вторых, данные требовнаия к характеристикам (одинаковым характеристкам) указанны не последовательно.
3.3. Техническим заданием предусмотрены требования к материалу "КИРПИЧ", на который растпространяются требования ГОСТ 530-2007. Так, по параметру "предельные отклонения номинальных размеров кирпича по ширине" в технчиеском здании указанно "не должно быть более +/-4", в то время как в пункте 4.2.4. ГОСТ 5630-2007 указано, что предельные отклонения номинальных размеров не должны превышать на одном изделии по ширине кирпича и камня +/-3.
3.4. Техническим заданием предусмотрены требования к материалу "ВОДА ДЛЯ РАСТВОРОВ" на который растпространяются требования ГОСТ 23732-2011. Однако, в техническом здании документации об аукционе не указанно назначение воды для растворов, при этом для воды с разным назначением предусмотрено различное содержание в воде растворимых солей, сульфатов, хлоридов и взвешенных частиц (таблица 1 ГОСТ 23732-2011).
Наименование показателя |
Требования показателей указанные в техническом задании |
Показатели содержащиеся в ГОСТ |
Содержание в воде ионов SO4-2 |
менее 2677 мг/л |
Максимальное допустимое содержание: 500, 600, 2000, 27000 мг/л (таблица 1 ГОСТ) |
Содержание в воде сахаров |
не более 10 мг/л |
не более 100 мг/л (таблица 2 ГОСТ) |
Максимальное допустимое содержание в воде взвешенных частиц |
200; 300 мг/л |
(таблица 1 ГОСТ) |
Водородный показатель воды |
от 4,50 до 12,40 рН |
Водородный показатель воды pH должен быть не менее 4 и не более 12,5. (пункт 4.8 ГОСТ) |
Содержание в воде ионов Cl-1 |
не должно быть более трех тысяч четырехсот сорока четырех мг/л |
Максимальное допустимое содержание: 500, 1200, 4500, 20 000 (таблица 1 ГОСТ) |
Содержание в воде растворимых солей |
не должно быть более 9945 мг/л |
Максимальное допустимое содержание: 1000, 2000, 5000, 10000, 35000 (таблица 1 ГОСТ) |
Содержание в воде фенолов |
менее 8,88 мг/л |
Характеристика ГОСТ не предусмотрена |
Из указанной таблицы следует, что Заказчиком указанны значения характеристик, не соотвтетствующие значениям, указанным в ГОСТ 23732-2011, а также требуется указание характеристик, отсутствующих в указанном ГОСТ. Более того характеристики материалов расположены в непоследовательном порядке по отношению к указанному ГОСТ.
3.5. Техническим заданием предусмотрены требования к материалу "ЩЕБЕНЬ". Так, исходя из технического задания, участнкиу закупки предлагается выбрать щебень из следующих значений: "из метаморфических горных пород или из осадочных горных пород или из гравия или из изверженных пород". Однако, впоследствии участнику закупки значения для параметра "потеря массы при испытании" неоходимо указать и для щебня и гравия, и для щебня из осадочных горных пород, и для щебня из метаморфических, щебня из изверженных пород, и для щебня из гравия. Из документации об аукционе либо непосредственно технического задания не следует, что представляется возможным не заполнять какие-либо сведения о характеристиках материалов.
3.6. Техническим заданием предусмотрены требования к материалу "Кран шаровой муфтовый", однако впоследствии по параметру "тип присоединения" к указанному материалу участнику закупки предлагается выбор "муфтовое; фланцевое".
3.7. Техническим заданием предусмотрены требования к материалу "УАЙТ-СПИРИТ", на который распространяются требования ГОСТ 3134-78.
Наименование показателя |
Требования показателей указанные в техническом задании |
единица измерения |
Показатели содержащиеся в ГОСТ |
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле |
должна быть более 35,5 |
°С |
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С не ниже 33 |
Плотность |
должна быть менее 0,790 |
|
не более 0,790 |
Температура самовоспламенения |
не должна быть менее 270,0 |
°С |
270°С |
Массовая доля ароматических углеводородов |
должна быть не более 13,0 |
% |
быть не более 16,0 |
Массовая доля общей серы |
должна быть менее 0,019 |
|
не более 0,025 |
Летучесть по ксилолу |
в диапазоне от 3,0 до 4,5 |
|
летучесть по ксилолу допускается 2,5-4,5 |
Из указанной таблицы следует, что Заказчиком указанны значения характеристик, не соотвтетствующие значениям, указанным в ГОСТ 3134-78.
3.8. При анализе требований, установленных к материалу "ПЕСОК" (на который распространяются требования ГОСТ 8736-93), Комиссией Калужского УФАС России установлено, что ряд из требуемых в документации об Аукционе характеристик в ГОСТ 8736-93 вовсе отсутствует, например требования к содержанию минералого-петрографического состава песков (кварц, гранит, доломит, кварцит, песчаник и иные).
Более того, по параметру "содержание в песке галлоидных соединений (галит, сильвин и др.), включающих в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора" указанно: должно быть менее 0,160, в то время как в ГОСТ указанно не более 0,15 % по массе.
3.9. По материалу "Растворитель" в техническом задании предлагается выбрать между марками арстворителя "Р-4/ Р-4А/ Р-5/ Р-5А/ Р-12" (как следует из опубликованных разъяснений на официальном сайте знак "/" необходимо читать как "или"). Однако, впоследствии предумотрено предоставление характеристик для всех из указанных марок.
4. Также в приложении N 2 к документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению заявки, по результатам анализа которой установлено следующее.
4.1. Так, содержится пояснение по тому как нужно читать знак < * >, а именно указанно: крайние значения диапазона не должны включаться в предлагаемое значение. Вместе с тем, в техническом задании, например, содержится требование "Крупность зерен природного песка* должна быть от 0,05 до 5,0 мм", т.е. фактически, исходя из требований технического задания, значения 0,05 и 5,0 мм не могут быть включены участником закупки в предлагаемые характеристики, в то время как ГОСТ 8736-93 указанно, что природный песок - неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования. При этом какие-либо ограничения в указанном ГОСТ отсутствуют.
4.2. Также, в инструкции по заполнению заявки содержится следующая фраза "знак ";" или слово "и" в строке номер шесть, разделяющий показатели, перечисляет несколько показателей в отношении каждого из которых необходимо предоставить значение". Однако, в ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика пояснений по вопросу, какая именно строка имеется ввиду под N 6" не дали.
4.3. В инструкции по заполнению заявки содержится следующая фраза"в случае, если предлагаемый товар состоит из нескольких позиций или собирается из комплектующих, необходимо указание на товарные знаки (при их наличии) для всех позиций и комплектующих, входящих в состав предлагаемого к поставке товара", в то время как исходя из части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ необходимо "_указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя_", т.е. в положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отсутствует требование о предоставлении товарных знаков (при их наличии) для всех позиций и комплектующих, входящих в состав предлагаемого к поставке товара.
5. Также рекомендуемой формой предоставления сведений о технических материалах предусмотрена графа "сведения о сертификации" для всех материалов. Пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что не допускается требовать представление копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Кроме того, пунктом 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность продавца передавать покупателю одновременно с товаром относящиеся к нему документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами.
Таким образом, установление требования о предоставлении сведений о сертификате в отношении товара, сертификаты на которой передаются вместе с товаром, не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в частности, для товаров песок, кирпич, бетон и иные).
Более того, требование о предоставлении сведений о сертификате установлены в первой части заявки, что исходя из положений статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ недопустимо.
6. Проведя сравнительный анализ требований к материалам, указанным в техническом задании и требований к материалам, содержащимися в проектно-сметной документации, Комиссией Калужского УФАС России установлено их неоотвеотствие между собой. Например, в техническом задании содержится требование к бетону и указанно, что прочность должна быть не ниже М 100, т.е. подразумевается, что участник закупки должен указать характеристики только в отношении одного типа бетона по прочности, а также имеет право указать бето по марке прочности М 100, что будет соовтетствовать документации об Аукционе. Однако, в проектно-сметной документации содержится указание и на бетон М100, и М 150, и М 350, то есть предполагается использование при строительстве несколько разлиных бетонов по марке прочности, что не следует из содержания технического задания.
В ходе рассмотрения жалобы, представителями заказчика указывалось, что установление выбора предлгаемого к использовнию бетона по марке прочности является потребностью заказчика и Комиссия Калужского УФАС России ее оспаривать неправомочна. Однако, потребностью заказчика в рассматриваемом Ауционе является не поставка какого-либо товара, а выбор подрядчика для выполнения работ по строительству объекта "Общежитие КГУ им. К.Э. Циолковского по ул. Кутузова, д. 27 в г. Калуге". При этом, исходя и требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство данного объекта должно осуществляться исключительно в соответсветствии с требованиями проектно-сметнной документации.
7. По результатам проведения внеплановой проверки документации об Аукционе, Комиссия Калужского УФАС России пришла к следующим выводам:
-описание требований к материалам излишне детализированно, при этом не носит объективный характер и не отражает потребность заказчика в проведении закупки в целях выбора подрядчика для выполнения работ по строительству объекта "Общежитие КГУ им. К.Э. Циолковского по ул. Кутузова, д. 27 в г. Калуге", что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
- указанные в описании объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, влекут (могут повлечь) за собой ограничение количества участников закупки, так как указание всех характеристик (и в соответствии с ГОСТ, и в соответствии с требованиями технического задания) не представляется возможным, что также является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
- при описании объекта закупки не использованны стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик товаров, использование которых предполагается в ходе строительства, а равно не представлено обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
- заказчиком предъявлены требования о предоставлении инфомрации, требования к предоставлению которой пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ запрещено.
8. Проанализиров доводы жалобы Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество", Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о том, что они не обоснованны, исходя из следующего.
Так, указанная организация указывает, что заказчиком, во-первых, в предмет одного аукциона включены и строительные работы и поставка мебели, техники и иного обрудывания. Однако, при изучении обоснования начальной максимальной цены контракта, смет, являющихся приложением к документации, установлено, что в начальную (максимальную) цену контракта включены только строительные работы. Во-вторых, Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" указывается на то, что в документации об аукционе содержатся указания на товарные знаки без сопровождения их словами "или эквивалент". Указанное также не нашло своего подтвержэдаения, так как требования к материалам заказчиком установлены не в локальных сметах, а в приложении N 2 к документации об аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" признать не обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского" нарушающими требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского" предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0337100006214000006), предметом которого является выполнение подрядных работ на строительство по объекту "Общежитие КГУ им. К.Э. Циолковского по ул. Кутузова, д. 27 в г. Калуге".
4. Оператору электронной площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" обеспечить возможность аннулирования открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0337100006214000006), предметом которого является выполнение подрядных работ на строительство по объекту "Общежитие КГУ им. К.Э. Циолковского по ул. Кутузова, д. 27 в г. Калуге".
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: _______________
Члены Комиссии: _______________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 20 июня 2014 г. N 123-03з/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2014