Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 июня 2014 г. N 71/2014
Резолютивная часть объявлена 11 июня 2014 г.
Изготовлено в полном объеме 20 июня 2014 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев дело N71/2014 по жалобе ООО "Галилео" на действия заказчика - Муниципального казенного образовательного учреждения "Никольская средняя общеобразовательная школа" Щигровского района Курской области при определении поставщика способом электронного аукциона на поставку оборудования для интерактивного обучения для нужд МКОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа" (N извещения 0344300108914000003), в отсутствии представителей заказчика, заявителя, надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба ООО "Галилео" поступила в ФАС России 30.05.2014 г., а в Курское УФАС России передана из ФАС России 04.06.2014 г. для рассмотрения по подведомственности. Жалоба ООО "Галилео" подана на действия заказчика - Муниципального казенного образовательного учреждения "Никольская средняя общеобразовательная школа" Щигровского района Курской области (далее - МКОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа", заказчик) при определении поставщика способом электронного аукциона на поставку оборудования для интерактивного обучения для нужд МКОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа" (N извещения 0344300108914000003), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
По мнению заявителя, заказчиком при формировании аукционной документации нарушены требования ФЗ "О контрактной системе...", а именно:
1. В нарушение требований ст.ст. 59,64 ФЗ "О контрактной системе...", заказчиком на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru часть аукционной документации, содержащая требования к закупаемому оборудованию размещена в формате, не позволяющем осуществлять поиск и копирование отдельных фрагментов текста с помощью веб-обозревателя.
2. В аукционной документации заказчиком установлено не предусмотренное ФЗ "О контрактной системе..." требование об указании участниками закупки в составе заявки фразы "товарного знака не имеет", в случае отсутствия товарного знака у предлагаемого товара. По мнению заявителя, такое требование к составу заявки не соответствует положениям ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", создает дополнительные причины для отклонения заявки участника, не предусмотренные ФЗ "О контрактной системе...".
3. Заказчиком установлено незаконное требование о представлении в составе заявки свидетельства о внесении участника в реестр субъектов малого предпринимательства.
4. В описании объекта закупки заказчиком некорректно сформулированы требования к характеристикам товара, а именно из содержания описания объекта закупки не представляется возможным установить, относятся ли требования к размерам и весу товара, перечисленные заказчиком, к интерактивной системе в целом, или к конкретным составляющим данной системы.
5. В п.2.5 проекта контракта заказчиком указано, что оплата товара производится только после монтажа, наладки и обучения персонала Заказчика. Вместе с тем, в аукционной документации заказчиком не установлено требование об обязательстве поставщика осуществлять монтаж, наладку и обучение персонала.
6. Заказчиком в п.4.1, п.4.2 проекта контракта установлены взаимоисключающие требования к упаковке товара.
Как указывает податель жалобы, обозначенные нарушения, допущенные заказчиком при составлении аукционной документации, не обеспечивают прозрачности закупки, не дают возможности определить, какой товар требуется к поставке и какие сопутствующие услуги необходимо предоставить, что препятствует участию в определении поставщика и, как следствие, ограничивает круг участников торгов.
Представитель заказчика возражал против доводов жалобы ООО "Галилео", указал, что аукционная документация электронного аукциона N0344300108914000003 соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
10.06.2014 г. в Курское УФАС России поступило ходатайство заказчика - МКОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа" о прекращении производства по делу N71/2014 по следующим основаниям.
Как считает заказчик, извещением о проведении электронного аукциона N0344300108914000003, установлена дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.06.2014 г. Учитывая требования ч.4 ст.105 ФЗ "О контрактной системе...", жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В Курское УФАС России жалоба ООО "Галилео" на положения документации об электронном аукционе поступила 04.06.2014 г.
При таких обстоятельствах, заказчик полагает, что у Курского УФАС России отсутствовали правовые основания для принятия к рассмотрению жалобы ООО "Галилео".
Рассмотрев ходатайство МКОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа", Комиссия не находит оснований для его удовлетворения в связи со следующим:
В силу ч.3 ст.105 Ф "О контрактной системе...", жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. Согласно ч.17 ст.105 ФЗ "О контрактной системе...", жалоба подается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд.
Жалоба ООО "Галилео" была подана в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок - ФАС России 30.06.2014 г. (вх.N49985/14), то есть до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе, установленном извещением N0344300108914000003.
При таких обстоятельствах, жалоба ООО "Галиео" подана с соблюдением требований ст.105 ФЗ "О контрактной системе...".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки размещения заказа, Комиссией установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация электронного аукциона на поставку оборудования для интерактивного обучения для нужд МКОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа" (N0344300108914000003) размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадки etp-micex.ru 24.05.2014 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 316 516,00 руб.
Определение поставщика осуществляется для субъектов малого предпринимательства.
На дату рассмотрения жалобы контракт по результатам проведения электронного аукциона не заключен.
1. Как установлено ч.2 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Данное требование закреплено в том числе ст.7 ФЗ "О контрактной системе...", согласно которой контрактная система в Российской Федерации основывается на принципах открытости и прозрачности, в связи с чем должен обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/12н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения размещаемая на официальном сайте информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положения, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Более того, примеры недопустимости размещения информации с указанными ограничениями приведены в п.3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 (далее - Требования), согласно которому информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающим возможность поиска и копирования фрагментов текста в документации об аукционе средствами веб-обозревателя.
Пунктами 9 и 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 "Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требовании к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" установлено, что "программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей; указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств".
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика указал, что, по его мнению, приказ Минэкономразвития России от 16.11.2009 г. N470 не регулирует отношения, регламентированные ФЗ "О контрактной системе...", так как является подзаконным актом, изданным в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
Вместе с тем, согласно мнению судебных органов, закрепленному в определении ВАС-4741/14 от 23.04.2014 г., при разрешении аналогичных вопросов применение норм приказа Минэкономразвития России от 16.11.2009 г. N470 является правомерным.
На заседании Комиссии установлено, что техническое задание аукционной документации, размещенной заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем поиска и копирования отдельных фрагментов текста средствами веб-обозревателя, размещен в защищенном виде, что противоречит ч.2 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...", ограничивает возможность подготовки заявки участниками закупки, и влечет за собой ограничение количества участников торгов.
2. В пп. "б" п.2.2.2 аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в открытом аукционе, в том числе указано: "в случае, если какой-нибудь товар не имеет товарного знака, участник закупки должен написать фразу "товарного знака не имеет", в противном случае Заказчик будет считать указанную информацию непредставленной".
Как установлено п.1 ч.4 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, является причиной для отказа в допуске к участию в электронном аукционе.
Требования к содержанию первой части заявки установлены ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...". В соответствии с ч.6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Частью 3 ст.66 установлена обязанность участников при заключении контракта на поставку товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, указать в первой части заявки: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии),... наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара...
Таким образом, требованиями ФЗ "О контрактной системе..." не предусмотрена необходимость указания в первой части заявки информации о том, что у предлагаемого участником товара отсутствует товарный знак.
При таких обстоятельствах, п. "б" п.2.2.2 аукционной документации заказчика не соответствует положениям ч.2, ч.6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...".
3. В п.2.2.3 аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию второй части заявки, в том числе установлена необходимость представления в составе второй части заявки "документов, подтверждающих право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", или копии этих документов. Заказчиком также установлен перечень документов, которыми может подтверждаться статус субъектов малого предпринимательства.
Частью 3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
Таким образом, ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со ст. 30 ФЗ "О контрактной системе...", является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус участника как субъекта малого предпринимательства, ФЗ "О контрактной системе..." не предусмотрена.
Данное положение подтверждено Письмом Минэкономразвития России N 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/13590/14 от 04.04.2014., а также п.7 ч.5 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." в ред. ФЗ N140-ФЗ от 04.06.2014 г, вступившей в законную силу 04.06.2014 г.
При таких обстоятельствах, п.2.2.3 аукционной документации заказчика противоречит требованиям ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." (в редакции, действовавшей на дату размещения аукционной документации).
4. В описании объекта закупки аукционной документации заказчиком указано: "Поставка оборудования для интерактивного обучения. Интерактивная система в комплекте с интерактивной доской диагональю не менее 77 (195 см) (соотношение сторон 4:3) с входящим в комплект ультракороткофокусным проектором, ключом активации, лотком для маркеров, программным обеспечением. Размер:166 см х 132,2 см х 15,3 см, вес не более 19 кг., соединение с компьютером должно осуществляться через порт USB 2.0 (в комплекте с кабелем длиной не менее 5 см), яркость должна быть не менее 3000 лм, контрастностью не хуже 2900:1, с наличием пульта дистанционного управления _
Исходя из общепринятых правил русского языка, указанные заказчиком характеристики: размер, вес... могут относиться как к интерактивной системе в целом, так и к перечисленным заказчиком составляющим частям интерактивной системы.
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Описание объекта закупки заказчика не позволяет однозначно установить требуемые заказчику характеристики закупаемого товара, что препятствует подготовке корректной заявки участниками закупки.
В соответствии с ч.2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе...", запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, описание объекта закупки заказчика противоречит принципам, закрепленным ч.2 ст.8, требованиям ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
5. В п.2.5 проекта контракта заказчиком указано: "Оплата за товар осуществляется Заказчиком по факту поставки в течение 10 (десяти) банковских дней с даты получения от Поставщика счета, счета-фактуры согласно подписанных Заказчиком (или его уполномоченным представителем) товарно-транспортных накладных (в случае доставки Товара перевозчиком) или товарных накладных и актов приемки - передачи товара при условии предоставления Заказчику оригиналов документов, указанных в п.п.3.3 настоящего Контракта, а также его монтажа, пуско-наладки и проведения обучения персонала Заказчика".
В п.4 проекта контракта заказчиком установлены требования к упаковке товара, в том числе указано: "товар должен поставляться в упаковке, соответствующей обычной и адекватной практике упаковки и характеру данного товара, а также отвечать установленным международным стандартам и техническим требованиям производителя. _ Вся упаковка должна иметь следующую маркировку: - номер и дата Контракта; - наименование Заказчика; - наименование Поставщика; - наименование пункта Назначения; - номер места; - _ -вскрывать в присутствии Поставщика. Два экземпляра упаковочного листа с описанием Товара, веса брутто и нетто, с указание номера и даты Контракта, с приложением копий регистрационных и эксплуатационных документов, должны сопровождать каждый ящик/контейнер и находиться в водонепроницаемых конвертах, один из которых должен находиться внутри ящика/контейнера, а другой - крепиться с внешней стороны".
Вместе с тем, в описании объекта закупки аукционной документации заказчиком указанные требования не установлены. В аукционной документации заказчиком указано: "условия контракта изложены в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации".
Как установлено п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как установлено п.3 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.4 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Как следует из содержания пункта 2.5 проекта контракта, у заказчика имеется необходимость осуществления монтажа и наладки закупаемого оборудования, обучения персонала. В соответствии с п.4 проекта контракта у заказчика существуют также требования к упаковке товара. Данные условия контракта содержатся в проекте контракта.
Вместе с тем, в нарушение ч.1, ч.4 ст.33, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", в описании объекта закупки аукционной документации заказчика указанные условия контракта отсутствуют.
В соответствии со ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", заявка участника электронного аукциона должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Как установлено ч.1 ст.34, ч.10 ст.70 "О контрактной системе_", контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно ч.2 ст.70 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, заявка подается на условиях аукционной документации, и контракт заключается на тех же условиях, при этом заказчик, направляя проект контракта для заключения, вправе внести в проект контракта только цену, предложенную победителем и информацию о конкретном товаре, предложенном участником.
При таких обстоятельствах условия закупки, указанные в аукционной документации и проекте контракта должны быть идентичными, так как, в противном случае, в заявке участника не будет содержаться согласия на выполнение условий контракта, не указанных аукционной документации.
Частью 4 ст.70 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрено право победителя аукциона в данной ситуации не подписывать проект контракта и направить заказчику протокол разногласий, указав замечания к положениям проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе.
Из совокупного анализа вышеуказанных норм, а также положений ст.527 ГК РФ, ст.34, ст.59, ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." следует, что указание заказчика в аукционной документации на то, что условия контракта указаны в самом проекте контракта, является неправомерным, так как именно извещение и аукционная документация является источником информации о закупке, о предъявляемых к участникам требованиях, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Галилео" обоснованной.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное образовательное учреждение "Никольская средняя общеобразовательная школа" Щигровского района Курской области нарушившим требования ст.7, ч.2 ст.8, ч.3 ст.30, ч.2, ч.4 ст.33, ч.1 ст.64 ч.2 ст.65, ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Муниципальному казенному образовательному учреждению "Никольская средняя общеобразовательная школа" Щигровского района Курской области предписание об аннулировании определения поставщика способом электронного аукциона на поставку оборудования для интерактивного обучения для нужд МКОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа" (N извещения 0344300108914000003)
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о возбуждении административного производства
5. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 июня 2014 г. N 71/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2014