Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 июня 2014 г. N 08-01-207
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Ухов М.А. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от подателя жалобы ООО "Сибирские продукты": Рашоян Астгик Рубеновны (по доверенности);
от заказчика ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница": в отсутствие представителей, уведомлено надлежащим образом;
от уполномоченного учреждения - ГКУ Новосибирской области "Управление контрактной системы": Гладышевой Людмилы Васильевны (по доверенности);
от участника закупки ООО "Международный центр клинического питания": Кудис Ксении Анатольевны (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Сибирские продукты" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания, лот N 5 - смесь белковая композитная сухая, извещение N 0851200000614004230, размещено на сайте 20.05.2014 г., начальная максимальная цена контракта 496 260, 00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Сибирские продукты" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания, лот N 5 - смесь белковая композитная сухая.
Суть жалобы сводится к следующему.
ООО "Сибирские продукты" сообщило, что в техническом задании конкурсной документации требования к товару сформулированы таким образом, что никакой иной товар, кроме как "ДИСО" "Нутринор", не может быть поставлен, поскольку такой продукт, по мнению подателя жалобы, на рынке отсутствует.
Согласно условиям технического задания конкурсной документации товар должен соответствовать как требованиям заказчика, так и требованиям ГОСТ Р 53861-2010.
По мнению подателя жалобы, заказчик и уполномоченное учреждение ограничили характеристики товара, а именно, содержание в 100 г. сухой смеси должно составлять: белков - 40 г., жиров - 20 г., углеводов - 30 г.
На основании вышеизложенного, податель жалобы просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу поступили возражения от заказчика - ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" следующего содержания.
ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" не согласно с доводами подателя жалобы - ООО "Сибирские продукты" и считает их не подлежащими удовлетворению.
Ст. 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах охраны здоровья граждан) установлено, что лечебное питание является неотъемлемой частью лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке. Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма. Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Тем самым в соответствии с этой нормой Закона "Об основах охраны здоровья граждан" обязательным условием использования специализированных продуктов питания в лечебных целях является существование у них предварительно доказанного лечебного эффекта, такие продукты должны соответствовать правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Оборот пищевых продуктов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), статьей 3 которого установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Запрещен оборот на территории Российской Федерации пищевых продуктов, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации. Пищевые продукты, сведения о регистрации которых отсутствуют, признаются некачественными и опасными для здоровья.
Статьей 5 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, а также соблюдать требования нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
Статьей 15 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать их для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания, и быть безопасными для здоровья человека.
Оборот и государственная регистрация пищевых продуктов, помимо Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, регулируются также Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, и Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N880 (далее - Технический регламент ТР ТС 021/2011).
Пунктом 2 раздела II указанного Единого перечня и статьями 24, 25, 26 Технического регламента ТР ТС 021/2011 предусмотрена обязательность государственной регистрации специализированных пищевых продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания.
Пунктом 3.4 Национального стандарта "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. N 401-ст (ГОСТ Р 51074-2003), установлено, что информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой продукт, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Из приведенных норм законодательных и иных правовых актов следует, что регистрационными условиями оборота и использования продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания являются их предварительно проверенные (установленные) область применения, энергетическая и пищевая ценности (гигиеническая характеристика), отражаемые в общедоступной информации об их государственной регистрации.
Государственной регистрации подлежат не только сами эти продукты, но и их наименование, а также заявленные в отношении них сведения об их потребительских свойствах, в том числе области их применения и гигиенических характеристиках, целью этой регистрации является исключение введения в заблуждение потребителей и покупателей относительно пищевых продуктов и их потребительских свойств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 г. N866 государственная регистрация пищевых продуктов, то есть их допуск в оборот, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).
Роспотребнадзор осуществляет также ведение Реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), в который вносятся согласованные с ним условия оборота зарегистрированной продукции, в том числе продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания, и выдачу свидетельств об их государственной регистрации, сам этот Реестр расположен на сайте Роспотребнадзора http://fp.crc.ru/ и является общедоступным.
В силу вышеприведенных нормативных положений, регулирующих оборот продукции, включая оборот продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания, изменение производителем продукции, иными лицами ее потребительских характеристик, в том числе области применения, гигиенических характеристик и иных показателей без согласования с Роспотребнадзором не допускается, что подтверждается разъяснением Роспотребнадзора в его письме от 13.08.2010 г. N 01/11871-0-29.
Организация питания лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, определена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (далее - Приказ Минздрава России N330).
Приказом Минздрава России N330 утверждена "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" (далее - "Инструкция по организации лечебного питания"), таблицами N1а, 6, 7 которой предусмотрено использование в питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, наряду с другими перечисленными в них продуктами питания, таких специализированных продуктов диетического питания, как смеси белковые композитные сухие.
При этом из смысла указанной Инструкции следует, что в отношении смесей белковых композитных сухих установлен только один способ их применения - только в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.
В таблице 7 "Инструкции по организации лечебного питания", озаглавленной как "Замена продуктов по белкам и углеводам", установлена возможность замены по белку молока, мяса (говядины), рыбы, творога, яйца на смесь белковую композитную сухую.
В соответствии с указанной таблицей "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", утвержденной приказом Минздрава России N 330 от 05 августа 2003 года, возможны следующие замены продуктов:
1. заменой 100 г молока по белку является 7 г смеси белковой композитной сухой с химическим составом: белки - 2,8 г, жиры - 1,4 г, углеводы -2,1,
При этом, если в 7 г смеси белковой композитной сухой содержится 2,8 г белка, 1,4 г жиров, 2,1 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (2,8 х100/7), 20 г. жиров (1,4х100/7), 30 г углеводов (2,1х100/7).
2. заменой 100 г говядины 1 к. по белку является 45 г смеси белковой композитной сухой с содержанием на 45 г.сухой смеси белка - 18,0 г, жиров - 9,0 г, углеводов -13,68 г.,
При этом, если в 45 г смеси белковой композитной сухой содержится 18,0 г белка, 9,0 г жиров, 13,68 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (18,0 х100/45), 20 г. жиров (9,0х100/45), 30 г углеводов (13,68х100/45).
3. заменой 100 г рыбы по белку является 40 г смеси белковой композитной сухой с содержанием на 40 г сухой смеси белка - 16,0 г, жиров - 8,0 г, углеводов -12,2,
При этом, если в 40 г смеси белковой композитной сухой содержится 16,0 г белка, 8,0 г жиров, 12,2 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (16,0 х100/40), 20 г. жиров (8,0х100/40), 30 г углеводов (12,2х100/40).
4. заменой 100 г творога является 45 г смеси белковой композитной сухой с содержанием на 45 г сухой смеси белка - 18,0 г, жиров - 9,0 г, углеводов -13,68 г.,
При этом, если в 45 г смеси белковой композитной сухой содержится 18,0 г белка, 9,0 г жиров, 13,68 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (18,0 х100/45), 20 г. жиров (9,0х100/45), 30 г углеводов (13,68х100/45).
5. заменой 40 г яйца является 12,7 г смеси белковой композитной сухой с содержанием на 12,7 г сухой смеси белка - 5,08 г, жиров - 2,5 г, углеводов -3,8.
При этом, если в 12,7 г смеси белковой композитной сухой содержится 5,08 г белка, 2,5 г жиров, 3,8 г углеводов, то в 100 г такой смеси содержится 40 г белка (5,08 х100/12,7), 20 г. жиров (2,5х100/12,7), 30 г углеводов (3,8х100/12,7).
Из пересчета по данным этой таблицы содержания белка, жиров и углеводов на 100 г смеси белковой композитной сухой, следует, что "Инструкцией об организации лечебного питания" предусмотрено использование в питании пациентов смеси белковой композитной сухой в 100 г которой содержится 40 г белка, 20 г жиров, 30 г углеводов.
Тем самым Министерством здравоохранения Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения определен перечень продуктов диетического питания, в том числе в виде смесей белковых композитных сухих, которые должны применяться в диетическом питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, и нормы этого питания, позволяющие достичь лечебного эффекта для этих лиц.
В силу требований статьи 39 Закона "Об охране здоровья граждан" и статьи 15 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" приказ Минздрава России N330, в том числе утвержденная им "Инструкция об организации лечебного питания", является обязательным для всех лечебно-профилактических учреждений, включая заказчика.
На основании изложенного, ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" считает, что конкурсная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Как было установлено на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчик в техническом задании конкурсной документации установил требования к поставляемому товару в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России N330 от 05.08.2003 г. "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ" и "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях".
Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N 44-ФЗ данного конкурса с ограниченным участием выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчик в 8 разделе конкурсной документации предъявил требование к участникам закупки, указанное в п.2 - правомочность участника закупки заключать контракт. Заказчик указал решение об одобрении или о совершении крупной сделки в качестве документа, который нужно представить участникам закупки в составе конкурсной заявки, подтверждающего соответствие участников данному требованию. Однако, в соответствии с подпунктом е) п.1 ч.2 ст.51 ФЗ N 44-ФЗ требование о представлении данного документа устанавливается отдельным пунктом в требованиях к составу и содержанию конкурсной заявки, которое не имеет отношения к вопросам правомочности участника закупки.
Однако, в связи с изменениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 04.06.2014 г., в том числе в связи с исключением п.2 ч.1 ст.31 из ФЗ N 44-ФЗ, Комиссией Новосибирского УФАС России было принято решение предписание не выдавать.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сибирские продукты" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания, лот N 5 - смесь белковая композитная сухая необоснованной.
2. Признать заказчика и уполномоченное учреждение нарушившими требования ч.6 ст.31, п.4 ч.1 ст.50 ФЗ N 44-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.Г. Швалов |
Члены Комиссии: |
|
С.Н. Растворцев |
М.А. Ухов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 июня 2014 г. N 08-01-207
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2014