Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 15 мая 2014 г. N 08-07-459/2014
Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии представителя:
Администрации города Оренбурга:
Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга:
Представитель ООО "ТК-Строй" на рассмотрение жалобы не явился, о времени, месте и дате рассмотрения уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО "ТК-Строй" на действия Администрации города Оренбурга, Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке недостающих светильников на улицах села Краснохолм (номер извещения N 0153300066914000329),
УСТАНОВИЛА:
07 мая 2014 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ТК-Строй" (далее - Заявитель) на действия Администрации города Оренбурга (далее - Уполномоченный орган), Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке недостающих светильников на улицах села Краснохолм (номер извещения N 0153300066914000329) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Уполномоченному органу, Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв 15 мая 2014 г. до 17 ч. 10 мин.
Согласно доводам жалобы Заявитель полагает, что документация об аукционе составлена Заказчиком с нарушениями ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Так в документации об аукционе в позиции 1 сведений о материалах неверн6о указано сечение жилы, кв. мм для комплекта для простого анкерного крепления ЕА1500. Для скрепы А-200 установлено неправильное значение ширины: предлагается поставить товар шириной 20 мм, а скрепа А-200 имеет ширину 21 мм.
Кроме того, Заявитель указал, что без указания в предмете закупки в состав работ фактически включено проектирование и требуется соответствующий допуск (лицензия).
Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, пояснив, что показатели товара установлены Заказчиком в соответствии с его потребностями. Кроме того, представители Заказчика указали на следующее. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности_" дорожная деятельность - деятельность по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Согласно требованиям Приказа Минтранса РФ N 402 от 16.11.2012 г. "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" установлено, что установка недостающих светильников на автомобильных дорогах не является новым строительством объекта, данный классификатор относит данный вид работ к ремонту автомобильных дорог (благоустройство автомобильных дорог), пп. г п. 4 ст. III Классификация работ по ремонту автомобильных дорог.
В аукционной документации в полном объеме содержаться схемы и смета, согласно которым монтаж недостающих светильников необходимо выполнить. Кроме того, допусков работ на выполнение работ по ремонту не установлено, а установлены требования допуска СРО на проектные работы в связи с необходимостью выполнения исполнительских схем в виде рабочих чертежей (проект), необходимых для получения согласования у эксплуатирующих электросетей пусконаладочных работ и дальнейшей передачи на баланс, как сетей, так и исполнительной документации в объеме, достаточном для эксплуатации и содержания. В отношении довода жалобы об отсутствии в извещении о проведении аукциона указания на проектные работы, сообщаем, что данный вид работ, является производным от монтажных работ, и необходим лишь для правильного оформления исполнительных чертежей. Выполнять такие чертежи может лишь организация, имеющая соответствующий допуск. Таким образом, права участников закупки не затронуты.
Представитель Уполномоченного органа, жалобу просил признать необоснованной, позицию Заказчика поддержал в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
22.04.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" было размещено извещение и документация об аукционе в электронной форме на выполнение работ по установке недостающих светильников на улицах села Краснохолм (номер извещения N 0153300066914000329).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 928 061,00 рублей.
Документация об аукционе утверждена заместителем начальника управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга Гончаровой Р.В.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив положения по оспариваемым Заявителем позициям технической части документации об аукционе нарушений ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не усматривает.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем каких-либо документов, подтверждающих факт того, что характеристики товаров указаны Заказчиком с нарушением, не представлено. Представленная Заявителем копия "каталога" ЗАО "ЮИК", не может являться доказательством, подтверждающим наличие в действиях Заказчика нарушений ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Кроме того, в поз. 1 показатель "сечение жилы" отсутствует.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно документации об аукционе, предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение работ по установке недостающих светильников на улицах города Оренбурга.
В соответствии с извещением код по ОКДП 45.34.21.110 "Установка светильников".
Между тем, предметом контракта, согласно п.1.1 проекта контракта, подрядчик обязуется по заданию "Заказчика" выполнить работы по установке недостающих светильников на улицах города Оренбурга с надлежащим качеством в соответствии с условиями контракта (получение разрешительных документов, ПИР, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, исполнительные схемы, техническая документация, протоколы испытаний, акты о выполнении техусловий и т.д.) и сдать их результат "Заказчику".
В соответствии с п. 4.1 проекта контракта, "Подрядчик" выполняет все работы в объеме и сроки, предусмотренные в настоящем контракте и приложениях к нему, и сдает работы "Заказчику" в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию объекта.
Согласно п. 4.2 проекта контракта "Подрядчик" обеспечивает производство работ в полном соответствии с проектно-сметной документацией, календарными сроками выполнения работ, ПУЭ и строительными нормами и правилами, выполнение всех работ с надлежащим качеством.
Кроме того, в составе документации об аукционе имеются два Технических задания. Согласно первого задания ("Техническое задание Установка недостающих светильников на улицах города Оренбурга" Приложение N 3 к муниципальному контракту), Заказчиком установлены характеристики материалов, используемых при выполнении работ. Между тем в нем имеется и формулировка следующего содержания: "Выполнение работ осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, включающий в себя выполнение проектной документации, общестроительных и монтажных работ".
Согласно второму техзаданию ("Техническое задание на выполнение -проектно-изыскательских работ по объекту "Установка недостающих светильников на улицах г. Оренбурга" Приложение к муниципальному контракту), исполнитель осуществляет проектно-изыскательские работы по составленному самостоятельно и согласованному с Заказчиком календарным планом работ (п. 13). Состав, форма и количество предоставляемой проектной продукции Заказчику (п. 12):
1. Откорректированная топографическая съемка участка с подземными коммуникациями_согласованная режимно-секретным отделом администрации города Оренбурга_
2. Рабочая документация_в составе разработать:
Раздел 1. "Пояснительная записка";
Раздел 2. "Электроснабжение";
Раздел 3 "Ведомость объемов работ";
Раздел 4. "Смета на строительство" .
Согласно п. 9 данного Технического задания, протяженность кабельной линии должна быть уточнена при проектировании.
Также, например, в соответствии с пп. 1 п. 7 указанного Технического задания, Исполнитель обязан выполнить проект на установку недостающих светильников и при необходимости - переустройства линий электроснабжения и опор освещения в соответствии с техническими условиями эксплуатирующей организации и т.д.
В соответствии с п. 24 Информационной карты документации об аукционе, наличие лицензии в соответствие с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства (Приказ Минрегиона РФ N 624 от 30.12.2009 в редакции Приказов Минрегиона РФ от 23.06.2010 N 294, и от 26.05.2011 N 238): п. 3. Работы по подготовке конструктивных решений. наружных сетей электроснабжения не более 35 кВ включительно и их сооружений, п. 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
То есть требуются документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ.
Между тем, помимо изложенного, в п. 8 Технического задания установлено, что исполнитель должен иметь Договор о предоставлении информации организациям, выполняющим топографо-геодезические работы на территории МО "город Оренбург", заключенный с режимно-секретным отделом администрации города Оренбурга.
Несмотря на включение требований в документацию об аукционе о проведении, в том числе и ПИР, в п. 1 указанного Технического задания указано следующее: Исполнитель определяется по итогам аукциона в электронной форме на выполнение проектных работ.
Также Заказчиком размещены два вида сметных расчетов на ПИР и СМР. Что подтверждает объединение двух видов работ в одной закупке, без указания на данный факт в предмете закупки, указанном в извещении и документации об аукционе.
Обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией установлена частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно указанной норме лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Кроме того, пункт 5.2.3 проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлена обязанность Заказчика передать "Подрядчику" в однодневный срок с момента подписания настоящего контракта только сметную документацию в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, законодательством предусмотрено, что требования к качеству, к результату, к иным существенным характеристикам строительно-монтажных работ, устанавливаются в соответствии с проектно-сметной документацией, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Следовательно, проектирование и строительство являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия, в связи с чем, для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о размещении заказов, в связи с тем, что указанное объединение, приводит к ограничению количества участников закупки, ввиду того, что указанные работы относятся к различным товарным рынкам, а также в связи с неустановлением Заказчиком объема работ в предмете закупки, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта.
Следует отметить, что на основании вышеизложенного, довод представителей Заказчика о производности ПИР от СМР является несостоятельным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТК-Строй" на действия Администрации города Оренбурга, Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке недостающих светильников на улицах села Краснохолм (номер извещения N 0153300066914000329), частично обоснованной.
2. Признать Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, администрацию г. Оренбурга нарушившим п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, Администрации г. Оренбурга предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
4. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 15 мая 2014 г. N 08-07-459/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2014