Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Буматика" (далее - Заявитель) на действия ГУ - Пермское региональное отделение ФСС (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на оказание услуг по утилизации списанных технических средств и картриджей (электронного лома) (извещение N 0256100000214000182),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0256100000214000182 Заказчиком проводился запрос котировок на оказание услуг по утилизации списанных технических средств и картриджей (электронного лома).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Требования, предъявляемые к запросу котировок, установлены в ч.1 ст.73 Закона о закупках.
Так, в соответствии с п.1 ч.1 ст.73 Закона о закупках, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В ч.6 ст.31 Закона о закупках обозначено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В проекте контракта (п.3.1.3) Заказчиком указано условие о предоставлении в течение 3 (Трех) рабочих дней с момента подписания Контракта следующих документов:
1. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке отходов I - IV класса опасности с приложениями.
2. Лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов, удостоверяет легальность передачи лома черных и цветных металлов специализированным лицензированным заводам с приложениями.
3. Свидетельство о постановке на специальный учет в государственной Инспекции Пробирного Надзора РФ, позволяет предоставлять после утилизации паспорта о содержании драгоценных металлов в утилизированном оборудовании;
4. Свидетельства на право работы с отходами у всех сотрудников, включая руководителя. Подтверждает право сотрудников на работу с отходами и профессиональную подготовку;
Для утилизации оргтехники, мониторов и компьютеров в приложении к лицензии должны быть указаны следующие виды отходов:
"отработанная бытовая техника" Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств (4 класс опасности для окружающей природной среды).
"отработанные цифровые устройства, компьютеры и оргтехника" Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств (4 класс опасности для окружающей природной среды).
"отработанное телекоммуникационное оборудование" Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств (4 класс опасности для окружающей природной среды).
"не разобранные части электротехнической и электронной аппаратуры" Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств (4 класс опасности для окружающей природной среды) (4 класс опасности для окружающей природной среды).
В Техническом задании установлен перечень документов, требуемых проверяющими организациями к легальным утилизирующим компаниям, содержаний перечень документов, аналогичный, указанным выше.
В соответствии с п.30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2001 г. N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 23.06.2012 г. N 93-ФЗ) (далее - Закон о лицензировании) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.
Поскольку лицензированию подлежит исключительно деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, в действиях Заказчика, установившего требование о том, что участник закупки должен представить лицензию, дающую право, в том числе, на сбор, использование, транспортировку отходов 1-4 класса опасности, нарушил требование п.1 ч.1 ст.73, ч.6 ст.31 Закона о закупках.
Как указано выше, участник закупки должен обладать, в том числе, лицензией на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов, удостоверяющую легальность передачи лома черных и цветных металлов специализированным лицензированным заводам с приложениями.
Вместе с тем, предметом закупки является оказание услуг по утилизации списанных технических средств и картриджей (электронного лома). Реализация лома черных и цветных металлов предметом закупки не является. Более того, условиями закупки предусмотрено, что утилизируемая техника поступает в собственность Исполнителя. Аналогичное условие содержится и в Техническом задании.
Комиссия отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено наличие лицензии на утилизацию отходов, содержащих цветные и черные металлы. Данные требования установлены для организаций, профессионально занимающихся приемом и переработкой лома черных и цветных металлов.
Правовые основы, регулирующие основы обращения с ломом черных и цветных металлов, установлены, в частности, Законом о лицензировании, Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" (далее - Постановление).
В соответствии с п.34 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежат следующие виды деятельности: заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.
Пунктом 3 Постановления предусмотрено, что лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:
а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;
б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов.
4. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
"заготовка" - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации;
"хранение" - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации;
"переработка" - процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;
"реализация" - отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Статьей 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) установлено, что:
1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из буквального толкования Постановления Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" (принятых во исполнение п.3 ст.13.1 .Закона об отходах), а также Постановления Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 369 "Об утверждении Правил обращения с домом и отходами черных металлов и их отчуждения" (принятых во исполнение п.4 ст.13.1 Закона об отходах), следует, что лицензированию подлежит деятельность по непосредственному приему и переработке лома цветных и черных металлов на приемных пунктах по приему цветных и черных металлов.
Согласно условиям закупки, предметом является передача в собственность Исполнителю техники, а не лома цветных и черных металлов. Лишь после извлечения из техники, если это потребуется или будет осуществлено Исполнителем, лома черных и цветных металлов, Исполнитель, как собственник данного лома, в силу п.2 ст. 13.1 Закона об отходах, имеет право передать данный лом лицам, имеющим соответствующую лицензию.
При указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика, установившего требование об обладании участником закупки лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов, имеется нарушение п.1 ч.1 ст.73, ч.6 ст.31 Закона о закупках.
Требование, установленное Заказчиком, о том, что потенциальный победитель должен представить свидетельства на право работы с отходами у всех сотрудников, также нарушает требования Закона о закупках, поскольку наличие поименованного свидетельства, например, у секретаря организации, бухгалтера организации не предусмотрено действующим законодательством.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Буматика" на действия ГУ - Пермское региональное отделение ФСС при проведении запроса котировок на оказание услуг по утилизации списанных технических средств и картриджей (электронного лома) (извещение N 0256100000214000182) обоснованной.
2. Признать в действиях ГУ - Пермское региональное отделение ФСС нарушение ч.6 ст.31 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях ГУ - Пермское региональное отделение ФСС нарушение п.1 ч.1 ст.73 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Выдать ГУ - Пермское региональное отделение предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ГУ - Пермское региональное отделение ФСС к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 мая 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2014