Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 мая 2014 г. N 1021\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
|
Председатель Комиссии К.А. Коренченко, |
|
Члены Комиссии А.Д. Кравцов, Ю.В. Моргунова, |
рассмотрев дело N1021\03 о нарушении Заказчиком норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении конкурса с ограниченным участием N0358300008414000191 "Строительство подъезда к х.Нижняя Ковалевка от а\д "Гуково - пос.Углеродовский" Красносулинского района Ростовской области", в присутствии: от Заказчика - М.А. Борисова, от Заявителя - О.А. Похлебиной, в отсутствие представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России 21.05.2014 г. (вх.N9878) поступила жалоба Заявителя на выбранный Заказчиком способ определения подрядчика.
Заказчик представил возражение (от 26.05.2014 г. N273) на жалобу, в котором:
- полагал правомерным избрание конкурса с ограниченным участием в качестве способа определения подрядчика; жалобу считал необоснованной;
- указал на то, что объект закупки включает в себя в т.ч. работы по строительству искусственных сооружений автомобильной дороги;
- в подтверждение своей позиции сослался на нормы права, в т.ч. ст.56 Закона, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1089.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении конкурса с ограниченным участием" (в редакциях от 21.05.2014 г., 23.05.2014 г.; далее - Извещение) N0358300008414000191:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 56 530 910 руб.;
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 05.06.2014 г. в 09-00;
2. В качестве нормы права, нарушенной Заказчиком при выборе способа определения поставщика:
- в жалобе указана ч.2 ст.59 Закона;
- при рассмотрении дела представитель Заявителя полагал "ст.56" Закона.
По мнению Заявителя, нарушение выразилось в проведении "конкурса с ограниченным участием, а не открытого конкурса".
Материалы дела указывают на то, что способ определения поставщика - конкурс с ограниченным участием избран Заказчиком без нарушения норм Закона, в т.ч. названных норм.
2.1. В силу ч.2 ст.59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень установленный Правительством РФ.
В "Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)", утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. N2019-р (далее - Аукционный перечень) включены "Работы строительные" (кроме кода 45.12 по "Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
В силу ч.3 ст.56 Закона при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона.
В силу ч.2 ст.56 Закона:
- проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
- перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ.
В "Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1089 (далее - Перечень случаев N1089), под N6 включено "выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
2.2. Согласно п.3 ст.3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственные дорожные сооружения - это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В составе конкурсной документации Заказчик разместил на официальном сайте проектную документацию на выполнение требуемых работ.
Как видно из п.2.5 "Искусственные сооружения" раздела 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения. Автомобильная дорога":
- искусственные сооружения запроектированы капитального типа "под нагрузки А10 и НК14". Отверстие искусственных сооружений принято в соответствии с "его пропускной способностью", высотой насыпи, а также с учетом существующего рельефа;
- запроектированы круглые "ж.б. трубы": отв. 2х1,0 м длиной 17,09 м; отв. 1,0 м длиной 17,09 м; отв.1,5 м длиной 19,01 м; отв. 1,5 м длиной 20,02 м; отв. 1,0 м длиной 17,09 м;
- укрепление у искусственных сооружений предусматривается монолитным бетоном В15 F200 на слое щебня 10 см по типовому проекту 3.501.1-156 "Укрепление русел конусов и откосов насыпи у малых и средних мостов и водопропускных труб".
Таким образом, согласно Извещению, главам 3, 5 конкурсной документации, проектной документации на выполнение работ, составивших объект закупки:
- Заказчику требуется выполнение работ по строительству названной автомобильной дороги местного значения, для муниципальных нужд;
- в состав и объем требуемых работ входят в т.ч. работы по строительству искусственных дорожных сооружений данной автомобильной дороги;
- начальная (максимальная) цена контракта составила более 50 млн. руб.;
Исходя из приведенных норм права, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к следующим выводам:
- работы, составившие объект закупки, не включены в Аукционный перечень;
- в силу ч.2 ст.56 Закона и п.6 Перечня случаев N1089, работы, составившие объект закупки, могут быть закуплены Заказчиком в т.ч. путем проведения открытого конкурса с ограниченным участием (а не только открытого конкурса, как настаивал Заявитель в своей жалобе).
Таким образом, способ осуществления закупки избран Заказчиком:
- на основании ч.2 ст.56 Закона, п.6 Перечня случаев N1089;
- без нарушения норм Закона, в т.ч. ст.56, ч.2 ст.59 Закона.
Жалоба Заявителя является необоснованной.
3. Конкурсная документация утверждена Первым заместителем Главы Заказчика.
Копия конкурсной документации представлена Заказчиком в материалы дела.
В силу ч.1.1 ст.31 Закона заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Однако Заказчиком в п.11.1 Информационной карты конкурса с ограниченным участием установлено иное требование: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Тем самым Заказчик нарушил ч.1.1 ст.31 Закона, поскольку данная норма Закона предусматривает возможность установления требования только ко всем участникам закупки, тогда как возможности установления Заказчиком требования к отдельным категориям участников закупки (например, юридическим лицам) ч.1.1 ст.31 Закона не предусматривает.
Более того, в силу ч.7 ст.31 Закона указанные в ст.31 Закона требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
В то же время Заказчиком рассматриваемое требование установлено только к юридическим лицам, тогда как к иным участникам закупок (например, индивидуальным предпринимателям) это требование не установлено, что нарушает ч.7 ст.31 Закона.
4. Согласно п.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать сроки завершения работы.
В Извещении указаны сроки завершения работы: "с даты заключения контракта в течение 6,5 месяцев".
В силу ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация должна содержать в т.ч. информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Однако в п.5.1 Информационной карты конкурса с ограниченным участием, п.3 главы 3 и п.4.1 главы 5 конкурсной документации Заказчик указал иные сроки завершения работы: "с даты заключения контракта до 01.12.2014 г.".
На дату и время проведения названной внеплановой проверки (26.05.2014 г. в 12 часов 30 минут) контракт по итогам конкурса не заключен; предусмотренные Законом протоколы по данному конкурсу не созданы, на официальном сайте не размещены.
При этом:
- временной период с 26.05.2014 г. до 01.12.2014 г. уже составляет менее 6,5 месяцев;
- при заключении контракта подлежат соблюдению в т.ч. сроки, установленные ст.ст.54, 55 Закона.
Следовательно, Заказчиком нарушена ч.1 ст.50 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.1.1, 7 ст.31, ч.1 ст.50 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание:
- о внесении изменений в конкурсную документацию;
- о продлении срока подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями ч.6 ст.50 Закона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии А.Д. Кравцов
Ю.В. Моргунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 мая 2014 г. N 1021\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2014