Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 9 июня 2014 г. N 1113/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
Н.А. Кожемяко |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "Стройтехресурс", ООО "Проактив" на действия Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр по водопользованию и мониторингу Азовского моря" при проведении открытого конкурса N 0358100002914000009 "Расчистка русла р. Мокрая Чубурка в районе хуторов Красная Поляна и Цыганки Азовского района Ростовской области" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей ООО "Ремводтехстрой" - победителя конкурса (Клитин И.В.), ООО "Стройтехресурс" (Савчинский Р.Б., Панков В.Е.), ООО "Проактив" (Шахов Р.Н.), Заказчика (Попружной В.М.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройтехресурс" на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
Заявитель полагает, что Заказчиком нарушен принцип открытости торгов: отсутствовала возможность удостовериться в подлинности и достоверности сведений, содержащихся в заявке ООО "Ремводтехстрой".
Заявитель указывает, что требуемая Заказчику техника - автосамосвал КАМАЗ 5531 не производится и не производился.
По жалобе участника закупки возбуждено дело N 1113/03.
09.06.2014 г. в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Проактив" на действия комиссии Заказчика.
Заявитель предполагает, что в заявке ООО "Ремводтехстрой" содержатся недостоверные сведения относительно представленных копий заключенных контрактов, которые используются в качестве критерия оценки заявок.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик указал, что процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществлялась в соответствии с требованиями Закона в присутствии представителей пяти участников закупки, в том числе, ООО "Стройтехресурс".
Сведения, представленные в заявке ООО "Стройтехресурс", не соответствуют требованиям конкурсной документации, ввиду чего по критерию оценки "наличие на праве собственности или ином законном основании материальных ресурсов" участнику присвоено ноль баллов.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, порядок функционирования которой будет установлен Правительством РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона), информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 112 Закона).
23.04.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации, электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение о проведении аукциона N 0358100002914000009.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению от 05.05.2014 г.: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 41 477 400.00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: 26.05.2014 11:00.
1) Согласно части 2 статьи 52 Закона Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.
Для надлежащего исполнения указанных требований Закона Заказчику необходимо предоставить участникам закупки или их представителям возможность присутствовать при вскрытии конвертов.
Требования законодательства Заказчиком исполнены.
На процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие (протокол от 26.05.2014 г.) присутствовало пять представителей участников закупки: ООО "Ремводтехстрой" (Клитин О.В.), ООО "Стройтехресурс" (Манаев Э.Ю.), ООО "Энергия-2" (Мурлыков Б.А.), ООО "Данко (Чумак Д.В.), ООО СПП "Южтрубопроводстрой" (Антонович Т.Ю.).
Присутствие указанных лиц на процедуре вскрытия конвертов не оспаривается сторонами по делу.
Закон равно как иные нормативные правовые акты в данной сфере не содержат требований в части необходимости Заказчику подтверждать каким-либо образом заявленными (озвученные) им сведения, содержащиеся в заявках участников закупки, для других участников торгов. Обязанность для Заказчика снятия светокопий заявок, визуального ознакомления с заявками участников конкурса Законом не предусмотрена.
2) Согласно п. 16 информационной карты документации заявка должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие квалификацию участника: справка о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов (согласно приложению 2 к документации) с приложением документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание пользования/владения оборудованием и другими материально-техническими ресурсами.
Приложением N 2 установлено, что оценка участников закупки осуществляется, в том числе, по следующему критерию: "наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, требуемых заказчиком (в случае, если участником не подтверждается наличие оборудование либо его количество меньше уровня, которому соответствует 25%, участнику по данному показателю присваивается 0 баллов):
N п/п |
Наименование оборудования и других материальных ресурсов |
Марка |
Количество |
100 |
75 |
50 |
25 |
1. |
Экскаватор гидравлический 0,65м3 |
ЕТ-14, ЕТ-16 |
шт. |
1 и более |
1 и более |
1 и более |
нет |
2. |
Экскаватор-драглайн с емкостью ковша 0.65 м3 |
Э-652 |
шт. |
2 и более |
1 |
1 |
1 |
3. |
Бульдозер на базе трактора мощностью 96 кВт (Т-130) |
ДЗ-109 |
шт. |
2 и более |
1 |
1 |
нет |
4. |
Автосамосвал |
КАМАЗ-5531 |
шт. |
1 и более |
1 и более |
1 и более |
1 и более |
5. |
Автомобили бортовые |
МАЗ - 437137 |
шт. |
2 и более |
1 |
1 |
нет |
6. |
Автобус |
ПАЗ-3201 |
шт. |
1 и более |
1 и более |
нет |
1 и более |
7. |
Передвижная электростанция |
ДЭС-30 |
шт. |
2 и более |
2 и более |
1 |
нет |
ООО "Стройтехресурс" полагает, что автосамосвал КАМАЗ - 5531 ранее не производился и в настоящее время не производится.
Документы и (или) информация в подтверждение своей позиции Заявителем не представлены.
Заказчиком на заседание Комиссии Ростовского УФАС России представлены оригиналы заявок участников закупки.
Указанная техника предлагается Заказчику следующими участниками конкурса: ООО "Проактив" (стр. 56 заявки), ООО "Данко" (стр. 132), ООО "Южтрубопроводстрой" (стр. 5), филиал "Подводречстрой-2" (стр. 3), ООО "Ремводтехстрой" (стр. 12).
Участниками закупки ООО "Стройтехресурс" (стр. 3), ООО "Энергия-2" (стр. 20), ООО "СпецАвтоСтрой" (стр. 3) Заказчику предложен автосамосвал КАМАЗ-5511.
Заказчиком в материалы дела предоставлено письмо главного инженера ООО "Галион-М" (исх. N 211 от 06.05.2014 г.), согласно которому:
ООО "Галион-М" разрабатало проектную документации по предмету настоящей закупки;
проектной документацией предусмотрено использование автосамосвала марки КАМАЗ 5531 (Лист 16 2012-45-ПОС "Потребность строительства в основных строительных машинах, транспортных средствах и ресурсах");
проектная документация прошла соответствующую экспертизу и получила ее положительное заключение;
ссылки на шасси марки КАМАЗ 5531 имеются в действующих ВСН 38-96, ВСН 52-96, ТР 159-04.
Учитывая фактические обстоятельства дела, довод Заявителя о невозможности предложения Заказчику (использования при выполнении работ по предмету контракта) автосамосвала КАМАЗ 5531 не состоятелен.
3) Согласно п. 16 информационной карты документации заявка должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие квалификацию участника: копии договоров на выполнение аналогичных работ с приложением актов выполненных работ (аналогичными считаются работы по расчистке).
Приложением N 2 установлено, что оценка участников закупки осуществляется, в том числе, по следующему критерию: "опыт работы, выражающийся в количестве заключенных и исполненных за 2012-2014 гг. договоров (контрактов) на выполнение аналогичных работ с ценой каждого такого договора не менее 8 млн. руб. каждый".
В заявке ООО "Ремводтехстрой" представлены копии следующих договоров:
договор N 07/13 от 03.07.2013 г. на сумму 12 915 411, 86 рублей;
договор N Я\10/13 от 05.11.2013 г. на сумму 9 044 167, 05 рублей;
договор N 14/01 от 09.01.2014 г. на сумму 33 900 000, 00 рублей;
договор N 1/2013 от 30.07.2013 г. на сумму 46 216 850, 00 рублей;
договор N 18/14/РВ от 17.02.2014 г. на сумму 8 385 713, 16 рублей;
договор N 158/13 от 28.09.2013 г. на сумму 9 198 945, 33 рублей;
договор N 10/13/ГТ от 06.05.2013 г. на сумму 14 686 954, 21 рублей.
К указанным договорам предоставлены копии актов выполненных работ.
В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Довод ООО "Проактив" относительно отсутствия в заявке ООО "Ремводтехстрой" требуемых копий заключенных контрактов, основан на предположениях что не допустимо в силу норм Закона и опровергается фактическими обстоятельствами дела.
4) Согласно п. 16 информационной карты документации, приложения N 2 к документации заявка должна содержать, в том числе, перечень установленного Заказчиком оборудования (стр. 4 настоящего решения).
Заказчиком предусмотрено, что в случае, если участником не подтверждается наличие оборудование либо его количество меньше уровня, которому соответствует 25%, участнику по данному показателю присваивается 0 баллов.
Возможность предложения участниками конкурса аналогичного оборудования предусмотрена (стр. 19 документации - наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, требуемых заказчиком или аналогичное оборудование и другие материальные ресурсы).
Указанная Заказчиком техника должна отвечать следующим характеристикам (выделены курсивом):
N п/п |
Наименование оборудования и других материальных ресурсов |
Марка |
1. |
Экскаватор гидравлический 0,65м3 |
ЕТ-14, ЕТ-16 |
2. |
Экскаватор-драглайн с емкостью ковша 0.65 м3 |
Э-652 |
3. |
Бульдозер на базе трактора мощностью 96 кВт (Т-130) |
ДЗ-109 |
4. |
Автосамосвал |
КАМАЗ-5531 |
5. |
Автомобили бортовые |
МАЗ - 437137 |
6. |
Автобус |
ПАЗ-3201 |
7. |
Передвижная электростанция |
ДЭС-30 |
Участник закупки ООО "Стройтехресурс" предложение сформировал следующим образом:
N п/п |
Наименование оборудования и других материальных ресурсов |
Марка |
1. |
Экскаватор гидравлический 0,65м3 |
Hyundai R 320LC-7, Komatsu PC 200-7 |
2. |
Экскаватор-драглайн с емкостью ковша 0.65 м3 |
ЭО-4112А, ЭО-5116 |
3. |
Бульдозер на базе трактора мощностью 96 кВт (Т-130) |
Т-130, Т-170 |
4. |
Автосамосвал |
КАМАЗ-5511 |
5. |
Автомобили бортовые |
КАМАЗ 53212, КАМАЗ 36720 |
6. |
Автобус |
ПАЗ-32054 |
7. |
Передвижная электростанция |
ДЭС-30 |
Предлагаемая Заявителем техника по своим параметрам соответствует характеристикам, установленным Заказчиком в конкурсной документации.
Иных показателей соответствия предлагаемых товаров, техники документация не содержит.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 28.05.2014 г. Заявителю по критерию "квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" присвоено ноль баллов.
Присвоение комиссией Заказчика ноля баллов по указанному критерию фактически указывает на отсутствие в конкурсной заявке Заявителя документов, подтверждающих квалификацию участника закупки.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 53 Закона заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Комиссия Заказчика нарушила ч.ч. 2, 3,5 ст. 53 Закона.
6) Часть 2 ст. 34 Закона предусматривает, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Постановлением Правительства РФ N 19 устанавливаются случаи, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
К указанным случаям работы по предмету контракта не относятся.
Проект контракта по данной закупки не содержит сведений о том, что "цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта", что является нарушением ч. 2 ст. 34 Закона.
7) Пунктом 1 ч. 3 ст. 49 Закона установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает информацию, предусмотренную ст. 42 Закона.
Из ст. 42 Закона следует, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с Законом.
Извещением установлено следующее ограничение: "участие в определении поставщиков в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона".
Иных ограничений в отношении участников закупки извещение не содержит.
Вместе с тем, статья 27 Закона не содержит пунктов.
Пунктом 14 информационной карты документации установлено требование Заказчика "отсутствие в реестре недобросовестных Подрядчиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (требование установлено в отношении реестра в соответствии со статьей 104 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. и реестра в соответствии с частями 20 и 21 статьи 112 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г., то есть реестра. сформированного в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г.)".
Заказчиком нарушен п. 4 ст. 42 Закона.
8) Согласно п. 16 информационной карты документации заявка должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие у участника свидетельства о допуске к работам по организации строительства (п.33.12 "Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища" в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N624 (в ред. от 14.11.2011 г. N 536)), выданное саморегулируемой организацией (в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ), а также, в случае самостоятельного выполнения работ, наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N624 (в ред. от 14.11.2011 г. N 536), на разработку грунта методом гидромеханизации (п.3.3)".
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Данный Перечень содержит работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для которых требуется свидетельство саморегулируемой организации о допуске к данным работам:
33.12 - дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики);
3.3 - разработка грунта методом гидромеханизации.
Свидетельство СРО необходимо к представлению в составе заявки в случае осуществления работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Заказчиком в материалы дела представлено Положительное заключение государственной экспертизы N в реестре 61-1-5-0061-13 от 21.01.2013 г.
Согласно данному Заключению:
объектом государственной экспертизы является объект капитального строительства - расчистка русла р. Мокрая Чубурка в районе хуторов Красная Поляна и Цыганки Азовского района Ростовской области;
сведения об объекте капитального строительства_.;
основные технические характеристики объекта капитального строительства с учетом его вида, функционального назначения и характерных особенностей_;
предметом рассмотрения ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" является проведение государственной экспертизы проектной документации, включая смету и результатов инженерных изысканий на капитальный ремонт объекта: "расчистка русла р. Мокрая Чубурка в районе хуторов Красная Поляна и Цыганки Азовского района Ростовской области";
характеристика объекта капитального строительства_;
проектная документация, включая смету и результатов инженерных изысканий на капитальный ремонт объекта: "расчистка русла р. Мокрая Чубурка в районе хуторов Красная Поляна и Цыганки Азовского района Ростовской области" соответствует требованиям действующих нормативных документов и нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.
Фактические обстоятельства дела указывают на то, что объектом закупки является выполнение работ на объекте капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - аукционный перечень).
В аукционный перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 "Работы строительные" (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Заказчик обязан провести электронный аукцион, в случае проведения закупки любых работ строительных (код 45 ОКПД ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн. рублей.
Осуществив определение Подрядчика путем проведения открытого конкурса, Заказчик нарушил ч. 2 ст. 59 Закона.
Позиция Ростовского УФАС России основана, в том числе, на судебных актах по делу N А33-3371/2013.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехресурс" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Проактив" необоснованной.
3. Признать комиссию Заказчика нарушившей ч.ч. 2, 3 ст. 53 Закона.
4. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 34, п. 4 ст. 42, ч. 2 ст. 51 Закона.
5. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об аннулировании закупки.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика, членов комиссии Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Н.А. Кожемяко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 9 июня 2014 г. N 1113/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2014