Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 июня 2014 г. N 1238/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены комиссии: |
А.Д. Кравцов |
|
М.В. Соко, |
по итогам проведения внеплановой проверки, возбужденной по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого конкурса N 0358300121714000002 "Строительство межпоселковой автомобильной дороги "х.Мещеряковский- х.Батальщиковский- х.Бирюковский" 1-й этап строительства длинной 4,00 км: начало трассы на примыкании к х.Мещеряковский ПК 0+00-ПК40+00" (далее - конкурс), в присутствии представителей Заказчика (Понамарев А.С., Андропов А.Д.), Заявителя (Скляренко Н.О.), Привлеченного лица (Новикова М.А.),
УСТАНОВИЛА:
20.06.2014 г. в Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Спецснаб" на незаконные действия Заказчика при выборе способа определения исполнителя и формировании конкурсной документации.
Представители Заказчика представил письменные возражения по существу спора, просили признать жалобу необоснованной.
Комиссия Ростовского УФАС России в результате осуществления проверки уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п.1,2 ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки установила следующее:
11.06.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N0358300121714000002 "Строительство межпоселковой автомобильной дороги "х.Мещеряковский- х.Батальщиковский- х.Бирюковский" 1-й этап строительства длинной 4,00 км: начало трассы на примыкании к х.Мещеряковский ПК 0+00-ПК40+00" (далее - конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 64 121 065,00 рублей. Дата и время окончания подачи заявок - 23.06.2014 г. в 10.00.
1. В соответствии с ч.2 ст.48 Закона заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных в т.ч. ст.ст.56, 59 Закона.
В силу ч.2 ст.56 Закона проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
- перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ.
В "Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1089 (далее - Перечень случаев N1089), под N6 включено "выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
В соответствии с ч.2.1 ст.56 Закона, Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 настоящей статьи, с учетом требований Закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч.2 ст.59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.
В частности, в "Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)", утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. N2019-р (далее - Аукционный перечень) включены "работы строительные", за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, в Аукционный перечень требуемые Заказчику услуги не включены.
Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.59 Закона заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанный в ч.2 ст.59 Закона перечень.
Кроме того, согласно проектной документации в объект закупки включено в т.ч. строительство 20 искусственных дорожных сооружений.
Исходя из приведенных норм права, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к следующим выводам:
- работы, составившие объект закупки, не включены в Аукционный перечень;
- в силу ч.2 ст.48, ч.3 ст.59, ч.2 ст.56, ч.2.1 ст.56 Закона и п.6 Перечня случаев N1089, работы, составившие объект закупки, могли быть закуплены Заказчиком путем проведения электронного аукциона или конкурса с ограниченным участием; не могли быть закуплены путем проведения открытого конкурса.
Однако Заказчик при осуществлении рассматриваемой закупки избрал открытый конкурс в качестве способа определения поставщика, чем нарушил ч.2 ст.48 Закона.
Рассмотренный довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Заявитель также указывает на нарушение Заказчиком ч.1.1 ст.31 Закона, указав на требование к определенной категории участников закупки, а именно к юридическим лицам, а не к участнику закупки, как установлено Законом.
Данный довод признается Комиссией обоснованным, ввиду следующего:
в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона, Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно ч.7 ст.31 Закона, указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
В пп.7 п.20 информационной карты установлено:
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике конкурса юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника конкурса.
Таким образом, Заказчиком, установлено требование к участникам закупки, противоречащее чч.1.1, 7 ст.31 Закона.
3. Заявитель в своей жалобе указывает на отсутствие в проекте контракта сроков оплаты работ. Данный довод признается Комиссией обоснованным.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В п.6.3 проекта контракта указано:
"При соблюдении условий пункта 6.2 в течение 2 рабочих дней после поступления средств на расчетный счет заказчика средства перечисляются на расчетный счет подрядчика".
В соответствии со ст.190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Поступление средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, обладающим качеством неизбежности; календарной датой; периодом времени.
Следовательно, поступление бюджетных средств не может определять срок.
Таким образом, в проекте контракта, отсутствует условие о сроках оплаты работ, в нарушение ч.13 ст.34 Закона.
4. Заявитель также указывает на нарушение Заказчиком ч.24 ст.34 Закона.
Согласно ч.5 ст.30 Закона, Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Указанное требование Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса установлено.
В соответствии с ч.6 ст.30 Закона, Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 23 ст.34 Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" определен следующий размер начальной (максимальной) цены контракта:
- 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд.
В соответствии с ч.24 ст.34 Закона, указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Ввиду того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 100 млн. рублей, а именно - 64 121 065,00 рублей, необходимость указывать в проекте контракта обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, отсутствует.
Вместе с тем, Заказчиком, в соответствии с ч.6 ст. 30 Закона, в п.9.7 проекта контракта включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Размер гражданско-правовой ответственности установлен Заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком ч.24 ст.34 Закона, признается необоснованным.
5. Заявитель указывает на нарушение Заказчиком ст.31 Закона при установлении разъяснений по критерию оценки "обеспеченность материально-техническими ресурсами, в части наличия собственных и (или) арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ", поскольку отсутствует указание на то, что участником закупки могут быть предложены материально-технические ресурсы, эквивалентные тем, которые перечислены Заказчиком.
Согласно ст.33 Закона, словами "или эквивалент" надлежит сопровождать товарные знаки, указанные в документации о закупке, которые применительно к видам оборудования не указаны.
Кроме того, в конкурсной документации имеется следующее указание:
Товарные знаки указанные в проектно-сметной документации дополнить словами - "или эквивалент".
Таким образом, данный довод признается необоснованным.
6. В соответствии с ч.27 ст.34 Закона, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 12.4 проекта контракта предусмотрено:
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются на счет Подрядчика в течение 5 рабочих дней со дня исполнения контракта.
В п.13.3 контракта указано:
Настоящий контракт вступает в действие с даты его подписания сторонами и действителен до завершения гарантийного периода, указанного в абзаце 10 п. 4.2 настоящего контракта.
В соответствии с абз.10 п.4.2 проекта контракта, гарантийный период составляет 5 лет.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта не установлен срок исполнения контракта.
На основании изложенного, срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта проектом контракта не установлен.
Данный довод признается обоснованным, а Заказчик нарушившим ч.27 ст.34 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728 и в соответствии ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецснаб" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч. 1.1, 7 ст.31, ч.ч. 13, 27 ст.34, ч.2 ст.48 Закона.
3. Выдать Заказчику Предписание об аннулировании настоящего конкурса.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены комиссии: |
А.Д. Кравцов |
|
М.В. Соко |
Исп.Филатова А.С.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 июня 2014 г. N 1238/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2014