Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 июня 2014 г. N 03/ВБ
Резолютивная часть объявлена 20.06.2014 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 25.06.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Игошева Н.Е. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Назарова И.П. - Начальник отдела Управления;
- Буров В.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Михайлова И.И. по доверенности от 19.06.2014 г.;
от Заинтересованного лица - Артемьева Ю.Н. по доверенности от 17.01.2014 г.;
рассмотрев жалобу ООО "Сибирские продукты" от 11.06.2014 г. N1256-ж на действия Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Сургутская окружная клиническая больница", конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса, предметом которого является поставка смеси белковой композитной (извещение N0387200000914000029).
установила:
Жалоба соответствует положениям статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления требований к услугам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушения положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления требований к услугам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В целях рассмотрения жалобы запрошена информация, документы (заверенные копии) и проведена внеплановая камеральная проверка проведения закупки.
В результате проведения камеральной проверки установлено следующее.
Заявитель ссылается на то, что документация закупки N0387200000914000029 составлена под определенный продукт одного производителя - смесь белковую композитную сухую "Дисо" "Нутринор" (далее - СБКС "Дисо" "Нутринор"), поэтому ограничивается количество участников закупки, а Заявитель, занимающийся поставкой другого продукта смеси белковой композитной сухой "НовоПротеин" (далее - СБКС "НовоПротеин"), не может принять участие в закупке.
29 мая 2014 г. заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет N0387200000914000029 о проведении на электронной торговой площадке http://www.sberbank-ast.ru электронного аукциона с указанием в этом извещении объекта закупки: поставка смеси белковой композитной.
На указанном сайте также была размещена документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку смеси белковой композитной сухой.
В техническом задании этой документации об аукционе определены следующие наименование и характеристики объекта закупки: смесь белковая композитная сухая, предназначена для реализации населению, пищеблокам лечебно-профилактических учреждений в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания детей с 3-х лет и взрослых. Концентрат сывороточных белков молока, полиненасыщенные жирные кислоты (Омега 6: омега 3), рафинированный растительный жир, пищевые волокна, мальтодекстрин, Пищевая и энергетическая ценность в 100 г сухой смеси:
Белки - не более 40,0г, Жиры - не менее 20,0г, Углеводы - не менее 30,0г. Энергетическая ценность - не менее 444,0 Ккал.
При определении характеристик объекта закупки заказчик руководствовался Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (далее - Приказ Минздрава N 330), который зарегистрирован в Минюсте РФ 12.09.2003 N5073 и имеет силу нормативного акта.
Этим приказом утверждена Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях (далее - Инструкция по организации лечебного питания), в которой, в том числе в ее таблицах 1а, 7, предусмотрено использование в лечебном питании лечебно-профилактических учреждений специализированных продуктов питания в виде смесей белковых композитных сухих (далее - СБКС).
В таблице 7 Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях указано на возможность замены некоторых продуктов (молока, мяса, рыбы, творога, яйца) по белку на СБКС с указанием количественных показателей и показателей химического состава заменяемого продукта и СБКС.
Заменяемый продукт |
СБКС (количество, химический состав) |
Пересчет химического состава СБКС на 100 г |
Молоко, 100 г |
СБКС, 7 г.: Белки -2,8 г Жиры - 1,4 г Углеводы - 2,1 г |
40 г (2,8 х 100 / 7) 20 г (1,4 х 100/ 7) 30 г (2,1 х 100 / 7) |
Говядина 1 к., 100 г |
СБКС, 45 г.: Белки - 18,0 г Жиры - 9,0 г Углеводы - 13,68 г |
40 г (18,0 х 100 / 45) 20 г (9,0 х 100 / 45) 30 г (13,68 х 100 / 45) |
Рыба, 100 г. |
СБКС, 40 г.: Белки - 16,0 г Жиры - 8,0 г Углеводы - 12,2 г |
40 г (16,0 х 100 / 40) 20 г (8,0 х 100 / 40) 30 г (12,2 х 100 / 40) |
Творог, 100 г. |
СБКС, 45 г.: Белки - 18,0 г Жиры - 9,0 г Углеводы - 13,68 г |
40 г (18,0 х 100 / 45) 20 г (9,0 х 100 / 45) 30 г (13,68 х 100 / 45) |
Яйцо куриное, 40 г. |
СБКС, 12,7 г.: Белки - 5,08 г Жиры - 2,5 г Углеводы - 3,8 г |
40 г (5,08 х 100 / 12,7) 20 г (2,5 х 100 / 12,7) 30 г (3,8 х 100 / 12,7) |
Таким образом, из указанной таблицы 7 следует, что в лечебном питании в лечебно-профилактических учреждениях должны применяться СБКС с содержанием в 100 г такой смеси белка 40 г (%), жиров 20 г (%), углеводов 30 г (%).
В связи с этим потребностям заказчика соответствует СБКС именно с такими показателями химического состава (пищевой ценности), что свидетельствует об обоснованности установленных в документации об аукционе N0387200000914000029 характеристик объекта закупки.
Обязательность применения Приказа Минздрава N 330 и утвержденной им Инструкции по организации лечебного питания следует также из статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), согласно которой нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правомерность установления заказчиком требований к закупаемому товару в соответствии с его, заказчика, потребностями подтверждена ФАС России в письмах от 28.09.2010 N А28/32508, от 24.03.2011 N АЦ-10308.
В письме ФАС России от 24.03.2011 г. N АЦ-10308 указано также на то, что применение СБКС регламентируется Приказом Минздрава N 330, а расчет производился с применением СБКС с содержанием в ней белка 40 г (%) на 100 г сухой смеси.
На основании п. 1 ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1. ч.1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.
В ч. 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу законодательно закрепленной в приведенной статье Закона о контрактной системе возможности указания в документации о закупках как максимальных, так и минимальных показателей, а также показателей, значения которых не могут изменяться, т.е. конкретных показателей, установление в документации об электронном аукционе таких показателей не является нарушением Закона Закона о контрактной системе.
07 сентября 2010 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 53861-2010) "Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания смеси белковые композитные сухие" (далее - ГОСТ Р 53861-2010).
В приложении Б этого стандарта предусмотрено, что в СБКС допустимо содержание белка - от 40 до 75 г включит., жира - от 5,0 до 20,0 включит., углеводов - от 10,0 до 30,0 г включит. Энергетическая ценность смесей белковых композитных сухих установлена в этом приложении в диапазоне от 409,0 до 484,0 Ккал включительно.
Возможность производства в соответствии с ГОСТ Р 53861-2010 СБКС с различными предусмотренными этим стандартом показателями не исключает право заказчика указать в документации об аукционе такие конкретные показатели закупаемой СБКС, которые соответствуют его потребностям, и находятся в пределах, установленных ГОСТ Р 53861-2010.
В данном случае в документации об аукционе установлены показатели по белку, жирам и углеводам, соответствующие потребностям нашего учреждения, и находящиеся в пределах, установленных ГОСТ Р 53861-2010, т.е. соответствующие этому Стандарту.
Соответствие СБКС ГОСТ Р 53861-2010 не означает их взаимозаменяемости, поскольку взаимозаменяемость таких смесей определяется в каждом отдельном случае, исходя из конкретных потребностей заказчика. Данный вывод подтверждается письмом ФАС России от 24.03.2011 N АЦ-10308.
Согласно статье 3 Федерального закона 02.01.2000 г. N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; запрещен оборот на территории Российской Федерации пищевых продуктов, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации; пищевые продукты, сведения о регистрации которых отсутствуют, признаются некачественными и опасными для здоровья.
На основании статьи 5 N29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, а также соблюдать требования нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
В п. 3 статьи 15 Закона N 29-ФЗ установлено, что продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать их для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания, и быть безопасными для здоровья человека.
Обязательность государственной регистрации специализированных пищевых продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания предусмотрена также пунктом 2 раздела II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299, и статьями 24, 25, 26 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N880.
Согласно статье 39 Закона N 323-ФЗ специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
С учетом указанных выше статей законодательства РФ и положений актов Таможенного союза специализированные продукты диетического (лечебно-профилактического) питания могут находиться в обороте только после их государственной регистрации и только с теми их характеристиками, которые согласованы при государственной регистрации.
При этом государственная регистрация производится как в отношении наименования таких продуктов, так и в отношении их гигиенических характеристик, в том числе пищевой ценности, включая их химический состав, и области применения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 г. N866 государственная регистрация пищевых продуктов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, здесь также именуемой Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор ведет Реестр свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), расположенный в открытом доступе на его официальном сайте http://fp.crc.ru/, в который вносятся согласованные с ним условия оборота зарегистрированной продукции.
В соответствии с разъяснением Роспотребнадзора в его письме от 13.08.2010 N01/11871-0-29 изменение производителем продукции, иными лицами ее потребительских характеристик, в том числе области применения, гигиенических характеристик и иных показателей без согласования с Роспотребнадзором не допускается.
В Реестре свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть) содержится следующая информация о смеси СБКС "Дисо" "Нутринор":
номер свидетельства и дата - RU.77.99.19.004.Е.002802.04.13 от 11.04.2013, продукция - смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор", изготовитель (производитель) - ООО "Невельконсервмолоко", 182500, Псковская обл., г. Невель, ул. Лермонтова, д. 13 (Российская Федерация), изготовлена в соответствии с документами - ГОСТ Р 53861-2010, область применения - для реализации населению (ПРИЛОЖЕНИЕ) пищеблокам лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, санаториев, другим предприятиям общественного питания в качестве компонента для приготовления блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания детей с 3-х лет и взрослых, и работников, занятых на работах с вредными и особо вредными условиями труда, гигиеническая характеристика - Пищевая ценность: белок - 40,0 г, жиры - 20,0 г, углеводы - 30,0 г, в т.ч. пищевые волокна - 4,0 г, энергетическая ценность - 444,0 ккал.
Таким образом, СБКС "Дисо" "Нутринор" соответствует Инструкции по организации лечебного питания, ГОСТ Р 53861-2010 и документации об аукционе N0387200000914000029.
СБКС "НовоПротеин", указанная в жалобе Заявителя, не соответствует Инструкции по организации лечебного питания и потребностям заказчика, что подтверждается сведениями о ней, содержащимися в Реестре свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть):
номер свидетельства и дата - RU.77.99.19.004.Е.003801.05.13 от 21.05.2013, продукция - специализированный продукт питания "Смесь белковая композитная сухая "НовоПротеин", изготовитель (производитель) - ЗАО НПФ "НОВЬ", 630005, г. Новосибирск, ул. Карамзина, д. 53 (Российская Федерация), Область применения - для диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд, гигиеническая характеристика - массовая доля белка не менее, % 40, массовая доля жира не менее 5%.
В этом Реестре отсутствуют сведения о наличии в данном продукте углеводов.
Как следует из указанного Реестра, основанием для государственной регистрации смеси белковой композитной сухой "НовоПротеин" послужило экспертное заключение ФБУН "ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора от 17.04.2013 г.
Учитывая изложенные обстоятельства, следует вывод, что показатели пищевой и энергетической ценности, установленные в документации об аукционе N0387200000914000029, определены правомерно и не ограничивают количество участников закупки.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств ограничения количества участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления требований к услугам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
Признать жалобу ООО "Сибирские продукты" от 11.06.2014 г. N1256-ж на действия Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Сургутская окружная клиническая больница", конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса, предметом которого является поставка смеси белковой композитной (извещение N0387200000914000029) необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Игошева Н.Е.
Члены Комиссии: Назарова И.П.
Буров В.Г.
Капаклы А.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 июня 2014 г. N 03/ВБ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2014