Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 марта 2017 г. N 21-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при заключении контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по инженерной подготовке территории с элементами благоустройства оз. Смолино г. Челябинск.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Челябинского УФАС России 17.02.2017 поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при заключении контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по инженерной подготовке территории с элементами благоустройства оз. Смолино г. Челябинск N 15/2016 от 27.12.2016.
В обращении Гражданина указано, что у заказчика отсутствовали основания для заключения контракта вследствие непреодолимой силы по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, так как отсутствие времени для проведения конкурентной процедуры, а также возможность возникновения чрезвычайной ситуации, не свидетельствует о наличии признаков чрезвычайности и непредотвратимости.
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что договор правомерно заключен по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях предотвращения последствий непреодолимой силы, связанных с затоплением домов по улице Новороссийской и 5-ой Электровозной на северо-восточном берегу озера Смолино. Заключение договора путем проведения конкурентных процедур требовало больших временных затрат.
Кроме того, заказчиком представлены письменные пояснения согласно которым 17.11.2016 Распоряжением администрации города Челябинска N 12749 "О распределении средств, выделенных из областного бюджета" распределены средства, выделенные из областного бюджета в виде дотации в сумме 40 000 000 рублей Управлению дорожного хозяйства Администрации города Челябинска.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно представленным материалам Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска в лице директора МБУ "УДР" Агаркова С.И. (заказчик) и ООО "Строительная компания "Спецрегионстрой" (подрядчик) в лице директора Лобанова И.В. заключили договор подряда на выполнение работ по инженерной подготовке территории с элементами благоустройства оз. Смолино г. Челябинск N 15/2016 от 27.12.2016 (далее - договор) на сумму 39 736 671 рубль 38 копеек.
Как следует из содержания договора основанием для его заключения является пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заказчиком представлен акт от 23.12.2016, в соответствии с которым в связи с непреодолимой силой и с целью предупреждения затопления близлежащей инфраструктуры города Челябинска заказчиком принято решение заключить договор с ООО "Строительная компания "Спецрегионстрой"
Сведения о произошедшей аварии или о возникшей чрезвычайной ситуации в указанном акте отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе основанием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Исходя из анализа части 1 статьи 202, части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под обстоятельством непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.
Следует отметить, что в Постановлении Президиум ВАС РФ ВАС РФ от 21 июня 2012 г. N 3352/12 сформулирована правовая позиция относительно признаков, позволяющих отнести то или иное событие к обстоятельствам непреодолимой силы, а именно:
1. Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости (при этом, Президиум ВАС РФ указал, что под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах).
2. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, поскольку она, в отличие от случая, имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Таким образом, одним из квалифицирующих признаков понятия "непреодолимая сила", содержащимся в указанных нормах, является чрезвычайность обстоятельств, то есть невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств, делающих невозможным осуществление закупки иным способом, чем заключение контракта с единственным подрядчиком.
Вместе с тем, выполнение работ по инженерной подготовке территории с элементами благоустройства не может рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы.
Заказчик на заседании Комиссии не представил документы и сведения в подтверждение обоснованности заключения договора вследствие аварии и непреодолимой силы, свидетельствующие о чрезвычайности указанных обстоятельств.
Кроме того, исходя из содержания диспозиции пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, позволяющей заключить контракт с единственным подрядчиком, следует, что необходимо наступление правовых последствий в виде обстоятельств непреодолимой силы, аварии к моменту заключения контракта, тогда как предотвращение наступления указанных обстоятельств не может являться основанием для заключения контракта по указанному основанию.
Таким образом, в нарушение частей 1, 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным подрядчиком ввиду отсутствия обстоятельств, являющихся основанием для заключения контракта по указанному основанию.
2. В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в договоре отсутствует указание на то, что цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 1, 5 статьи 24, части 2 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 93, Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 марта 2017 г. N 21-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2017