Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 4 апреля 2014 г. N 36-03з/2014
Резолютивная часть решения оглашена "04" апреля 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "07" апреля 2014 года.
в присутствии: рассмотрев жалобу N 36-03з/2014 ООО ЧОП "Казачий спас" по существу, установила: |
28.03.2014 в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "Казачий спас" на действия заказчика при заключении контракта, по результатам проведения открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0137200001214000213), предметом которого является оказание услуг по охране.
ООО ЧОП "Казачий спас" считает, что заказчиком принято необоснованное решение об отказе от заключения контракта с Обществом по результатам проведения открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0137200001214000213).
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 24.02.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом - министерством конкурентной политики Калужской области опубликовано извещение N0137200001214000213 о проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Конкурса, составляет 3213000 рублей.
Заказчиком по указанному Конкурсу, согласно извещению о проведении Конкурса, выступает ГБУЗ КО "Калужская городская больница скорой медицинской помощи" им. Шевченко Клеопатры Николаевны.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 0137200001214000213-П2 от 20.03.2014 конкурс в соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ признан несостоявшимся, а заявка ООО ЧОП "Казачий спас" (ИНН4028031380) признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Заказчиком по результатам указанного Конкурса контракт не заключен. Кроме того, заказчиком внесены изменения в план-график размещения заказов на 2014, а именно изменения внесены в части цены контракта и сроков проведения закупки. В качестве обоснования внесения изменений в план-график размещений заказов на 2014 год Заказчиком указано "в связи с изменением сроков оказания услуг, изменение более чем на 10 % стоимости".
В ходе рассмотрения дела, представителем заказчика представлена копия заявки на проведение открытого конкурса от 27.03.2014 и сообщено, что и заказчик и уполномоченный орган готовы объявить повторную закупку на оказание охранных услуг.
Кроме того, представителем заказчика заявлено, что он считает доводы жалобы ООО ЧОП "Казачий спас" необоснованными, так как из положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не следует, что заказчик обязан заключать контракт по результатам несостоявшегося конкурса.
Представитель уполномоченного органа подтвердил факт поступления заявки на повторную закупку в адрес уполномоченного органа и поддержал позицию заказчика в полном объеме.
Заслушав доводы представителей, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
2. Пунктом 2 части 1 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основанию предусмотренному частью 6 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации.
Пунктом 2 части 1 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчику не предоставлен какой-либо выбор, указанная норма носит императивный характер и указывает на необходимость заключения контракта заказчиком с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в указанных случаях, а также определяет, что данный контракт заключается в порядке, установленном пунктом 25 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, исходя из положений статей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора по результатам проведения конкурса обязательно для обеих сторон (как организатора конкурса, так и для участника (победителя) конкурса).
Частью 2 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:
1) частью 13 статьи 51 указанного Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;
2) частью 6 статьи 53 указанного Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки;
2.1) частью 6 статьи 54 указанного Федерального закона в связи с тем, что участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;
3) частью 9 статьи 56 указанного Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.
Указанные в части 2 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ основания в рассматриваемом случае не применимы, таким образом, внесение изменений в план-график размещения заказов на 2014, не соответствует положениям части 2 статьи 55 указанного Федерального закона.
Пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определен порядок заключения контракта, в том числе в случае если конкурс признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям указанного Федерального закона и конкурсной документации, а именно установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятие заказчиком в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Федерального закона решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое решение заказчика согласовывается при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, которым определен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Документов, подтверждающих что Заказчиком - ГБУЗ КО "Калужская городская больница скорой медицинской помощи" им. Шевченко Клеопатры Николаевны направлялись документы для согласования в уполномоченный орган не представлены, равно как и не представлен отказ уполномоченного органа от заключения контракта по результатам открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране.
Ссылка представителя заказчика на положения части 3 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и указание на то, что у Заказчика отсутствовало обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией Калужского УФАС России отклоняется.
В соответствии с частью 3 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Невозможность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рассматриваемом случае обусловлена отсутствием оснований для внесения изменений в план-график (часть 2 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и обязанностью заказчика заключить контракт (часть 1 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Цена контракта и иные существенные условия контракта уже были определены в конкурсной документации, в соответствии с которой и заключается контракт.
Таким образом, действия заказчика - ГБУЗ КО "Калужская городская больница скорой медицинской помощи" им. Шевченко Клеопатры Николаевны нарушают положения пункта 2 части 1, части 2 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о невозможности выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений в связи со следующим.
Пунктом 1.4. проекта контракта, являющего частью конкурсной документации, установлен срок оказания услуг, а именно: с 01.04.2014 г. по 31.12.2014 г. включительно.
Резолютивная часть решения по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОП "Казачий спас" оглашена 04.04.2014. С учетом даты рассмотрения жалобы, регламентированных сроков для изготовления решения и предписания в полном объеме, а также разумных сроков для исполнения предписания, оказание услуг, предусмотренных проектом контракта в установленные сроки не представляется возможным, а следовательно может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Кроме того, при объявлении повторного конкурса ООО ЧОП "Казачий спас" имеет возможность принять в нем участие на равных условиях с иными участниками закупки.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу ООО ЧОП "Казачий спас" признать обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ГБУЗ КО "Калужская городская больница скорой медицинской помощи" им. Шевченко Клеопатры Николаевны нарушающими требования пункта 2 части 1, части 2 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: _______________
Члены Комиссии: _______________
_______________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 4 апреля 2014 г. N 36-03з/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2014