Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 апреля 2014 г. N 03-10.1/140-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Иванченко О.И. - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "ЦПБ "Защита" (далее - Заявитель, Общество) на действия БУЗОО "Клиническая медико-санитарная часть N 9" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений БУЗОО "КМСЧ N 9" (стационар)" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352300030714000045),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3436 от 15.04.2014), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), установив в документации об электронном аукционе неправомерные требования.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-2809 от 17.04.2014) Заказчиком были представлены материалы закупки (вх. N 3598 от 18.04.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 01.04.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 4701052,74 руб.
09.04.2014 Заказчик внес изменения в документацию об аукционе.
Согласно извещению срок окончания подачи заявок на участие в аукционе 17.04.2014.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя Заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Исходя из требований пункта 4 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
В своей жалобе Заявитель указал следующее:
"Согласно извещению, размещенному на ООС, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе установлены 00:00 17.04.2014 года (печатная форма извещения с ООС прилагается). Аналогичная информация содержится на ЭТИ "РТС-тендер" (скриншот ЭТИ прилагается).
Вместе с тем, согласно пункту 19 раздела I. Сведения об электронном аукционе документации об аукционе срок окончания подачи заявок установлен следующим образом: "Срок подачи заявок: заявка подается в любое время с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до 17.04.2014 г. "09" часов "00" минут (местного времени)".
Полагаем, что указанные сведения противоречат требованиям статей 63 и 64 44-ФЗ, устанавливающей единство сведений, содержащихся в извещении и документации".
Проверив содержание извещения о проведении аукциона и документации об аукционе, Комиссия установила наличие разночтений в указании срока окончания подачи заявок, в связи с чем, признала довод жалобы обоснованным.
3.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель считает, что Приложение N 1 "Перечень материалов" к документации об аукционе содержит требования к товарам, используемым при выполнении работ, установленным не в соответствии с указанными нормами, а именно:
3.2.1. "Приложением N 1 к документации определен перечень материалов, используемых при выполнении работ. Так, в пункте 1 раздела "материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" указан материал "битумы нефтяные строительные". Характеристики битумов нефтяных строительных должны определяться в соответствии с ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные".
Вместе с тем, столбец "показатели, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, значения которых не могут изменяться" содержит указание, что используемый битум является изоляционным, и характеристики товара должны соответствовать ГОСТ 9812-74 "Битумы нефтяные изоляционные". Более того, марки битумов, указанные в данной позиции (БНИ-IV или БНИ-V), позволяют прийти к выводу, что заказчику требуется именно изоляционный битум.
Полагаем, что подобное описание материала вводит участника закупки в заблуждение, и создает в будущем возможность неисполнения контракта в указанной части".
Не соглашаясь с доводом Заявителя, Заказчик приводит следующие возражения:
"N 1 "Битумы нефтяные строительные изоляционные" перечня материалов, используемых при выполнении работ по ремонту вентиляции - данный материал используется при выполнении работ, что подтверждает позиция 14 ТЕР26-01-054-01 "Обертывание поверхности изоляции рулонными материалами насухо с проклейкой швов" Локального сметного расчёта на выполнение работ по ремонту вентиляции, в которой учтены материалы, в том числе "Битумы нефтяные строительные изоляционные, БНИ-IV, БНИ-V". Заказчиком были установлены требования о соответствии данного материала ГОСТ 9812-74 "Битумы нефтяные изоляционные. Технические условия", который распространяется на битумы марок БНИ-IV, БНИ-V. Более того в графе "Показатели, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, значения которых не могут изменяться" таблицы приложения N1 "Перечень материалов" установлено требование о том, что битумы должны быть изоляционные".
Комиссия считает, что Заказчик вправе устанавливать требования к материалу в соответствии со своими потребностями, описание товара позволяет понять, что заказчику требуется битум изоляционный, в связи с чем признает данный довод необоснованным.
3.2.2. "В пункте 8 раздела "материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" указан материал "краски". Столбец "максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" содержит указание, что "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ 246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 +/-0,5 °С), с - не менее 60 и не более 180".
Вместе с тем, указанный показатель в соответствии с ГОСТ 30884-2003 применяется для проведения наружных работ, в то время как из содержания документации следует, что работы осуществляются внутри помещения, а для таких работ должен использоваться показатель по данному параметру - не менее 60 и не более 140.
Полагаем, что подобное описание материала вводит участника закупки в заблуждение, и создает в будущем возможность неисполнения контракта в указанной части".
Не соглашаясь с доводом Заявителя, Заказчик приводит следующие возражения:
"N 8 "Краска масляная земляная" перечня материалов, используемых при выполнении работ по ремонту вентиляции - данный материал используется при выполнении работ, что подтверждает позиция 1 ТЕР20-06-002-01 "Установка камер приточных типовых: без секции орошения производительностью до 10 тыс.мЗ/час" Локального сметного расчёта на выполнение работ по ремонту вентиляции, в которой учтены материалы, в том числе "Краски масляные земляные марки МА-0115 мумия, сурик железный". Заказчиком были установлены требования о соответствии данного материала ГОСТ 30884-2003 "КРАСКИ МАСЛЯНЫЕ, ГОТОВЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ", который распространяется на краски масляные, готовые к применению, предназначенные для наружной и внутренней окраски металлических и деревянных поверхностей.
Также были установлены значения показателей, для определения соответствия потребностям заказчика, которые применяются к краске для наружных работ, поскольку монтаж приточных камер осуществляется, в том числе и снаружи помещения".
Комиссия согласилась с возражениями и считает, что Заказчик правомерно установил требования к вязкости краски, в связи с чем, данный довод жалобы признается необоснованным.
3.2.3. "В позиции 14 "Уайт-спирит" раздела "материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" не указаны единицы измерения показателя "летучесть по ксилолу" (столбец "максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара", в то время как ГОСТ 3134-78 устанавливает такие единицы измерения в секундах (пункт 3.2 указанного документа).
Полагаем, что подобный показатель отражен некорректно".
Не соглашаясь с доводом Заявителя, Заказчик приводит следующие возражения:
"N 14 "Уайт-спирит" перечня материалов, используемых при выполнении работ по ремонту вентиляции - данный материал используется при выполнении работ, что подтверждает позиция 133 ТЕРм11-06-001-01 "Щиты и пульты, масса: до 50 кг" Локального сметного расчёта на выполнение работ по ремонту вентиляции, в которой учтены материалы, в том числе "Уайт-спирит".
Заказчиком были установлены требования о соответствии данного материала ГОСТ 3134-78 "УАЙТ-СПИРИТ. Технические условия", который распространяется на уайт-спирит применяемый в лакокрасочной промышленности, в производстве олиф и других отраслях промышленности. Также были установлены значения показателей, для определения соответствия потребностям заказчика, в том числе по характеристике "Летучесть по ксилолу: не менее 3,0 и не более 4,5" без указания единиц измерения, поскольку в таблице ГОСТ 3134-78 также отсутствует единица измерения по данной характеристике товара".
Комиссия ознакомилась с ГОСТ 3134-78 и установила, что в соответствии с пунктами 1.2 и 3.2 указанного документа показатель летучести уайт-спирита измеряется в условных единицах путем отношения времени испарения уайт-спирита к времени испарения ксилола, в связи с чем, данный довод жалобы признается необоснованным.
3.2.4. "В пункте 23 раздела "материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" указан материал "болты анкерные". Столбец "показатели, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, значения которых не могут изменяться" содержит указание, что характеристики должны соответствовать ГОСТ 24379.1-80.
Вместе с тем, указанный ГОСТ утратил силу (справка, подготовленная с использованием БД "Консультант+" прилагается), а взамен него применяется ГОСТ 24379.1-2012. С учетом того, что сведения, содержащиеся в указанном столбце, изменению со стороны участника закупки при подаче заявки не подлежат (поскольку это повлечет отказ в допуске), в указанной части документация об аукционе должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством".
Комиссия считает, что требование о соответствии используемого материала утратившему силу ГОСТ 24379.1-80 приводит к ограничению количества участников закупки, в связи с чем, признает данный довод жалобы обоснованным.
3.2.5. "В пункте 41 раздела "материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" указан материал "Грунтовка ГФ-021", который сопровождается словами "или эквивалент". Вместе с тем, согласно ГОСТ 25129-82 "ГФ-021" является маркой грунтовки, а не товарным знаком, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ не должна сопровождаться словами "или эквивалент".
Полагаем, что подобное описание материала вводит участника закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с требованиями статьи 66 44-ФЗ применяются различные порядки описания товаров, в отношении которых указаны товарные знаки и в отношении которых такие указания отсутствуют". Аналогичное мнение Заявитель выразил в отношении пункта 42 "Лак БТ-577" данного раздела.
Комиссия считает, что согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе" включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" является обязательным при указании в документации об аукционе на товарные знаки. В данном случае Заказчик применил данное словосочетание с целью указания участникам закупки о возможности применения иной марки товара, что соответствует принципу обеспечения конкуренции, изложенному в статье 8 Федерального закона "О контрактной системе".
Исходя из изложенного, Комиссия считает данный довод необоснованным.
3.2.6. "В пункте 51 раздела "материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" указан материал "воздуховоды". Столбец "максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" содержит указание, что "толщина стали, мм, не менее 0,8".
Вместе с тем, согласно СНиП 41-01-2003 (приложение Н, пункт Н2) для воздуховодов прямоугольного сечения размером большей стороны от 300 до 1000 мм должна применяться листовая сталь толщиной не более 0,7 мм.
Полагаем, что указание конкретного параметра толщины стали в соответствии с требованиями документации об аукционе будет являться нарушением СНиП 41-01-2003".
Не соглашаясь с доводом Заявителя, Заказчик приводит следующие возражения:
"N51 "Воздуховоды" перечня материалов, используемых при выполнении работ по ремонту вентиляции - данный материал используется при выполнении работ, что подтверждает позиция 30 300-9690 "Воздуховоды класса Н из тонколистовой оцинкованной с непрерывных линий стали толщиной 0,8 мм прямоугольного сечения размером большей стороны от 300 до 1000 мм" Локального сметного расчёта на выполнение работ по ремонту вентиляции. Соответственно заказчиком было установлено требование к толщине стали "не менее 0,8 мм". Отметим, что сведения, содержащиеся в приложении Н, пункте Н2 СНиП 41-01-2003, носят исключительно рекомендательный характер, поскольку сопровождаются словами "следует принимать".
Комиссия считает, что Заказчик вправе устанавливать требования к используемым материалам в соответствии со своими потребностями, а установленное требование к толщине металла не может привести к ограничению количества участников закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия считает данный довод необоснованным.
3.2.7. "В пункте 60 раздела "материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" указан материал "вода". Столбец "показатели, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, значения которых не могут изменяться" содержит указание, что характеристики должны соответствовать ГОСТ 23732-79.
Вместе с тем, указанный ГОСТ утратил силу (справка, подготовленная с использованием БД "Консультант+" прилагается), а взамен него применяется ГОСТ 23732-2011.
При этом характеристика "Содержание в воде сахаров на должно быть более 10 мг/л" противоречит ГОСТ 23732-2011, поскольку указанный показатель по ГОСТ 23732-2011 составляет не более 100 мг/л (пункт 4.6 таблица 2).
Кроме того, согласно пункту 4.7 ГОСТ 23732-2011 допускается к применению вода при наличии на поверхности только следов (радужной пленки) нефтепродуктов, масел и жиров, в то время как согласно столбцу "показатели, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, значения которых не могут изменяться" вода не должна содержать пленки нефтепродуктов, жиров, масел.
С учетом того, что сведения, содержащиеся в указанных столбцах, изменению со стороны участника закупки при подаче заявки не подлежат (поскольку это повлечет отказ в допуске), в указанной части документация об аукционе должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством".
Аналогичное мнение Заявитель выразил в отношении пункта 39 "Вода" раздела "Материалы, используемые при выполнении электромонтажных работ".
Комиссия считает, что требование о соответствии используемого материала утратившему силу ГОСТ 23732-79 приводит к ограничению количества участников закупки, кроме того, показатель воды по содержанию сахара (более 10 мг/л) установлен не в соответствии с действующим ГОСТ 23732-2011 (более 100 мг/л), в связи с чем, признает данный довод жалобы обоснованным.
3.2.8. "В пункте 62 раздела "материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" указан материал "трубы". Согласно данным столбца "показатели, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, значения которых не могут изменяться" речь идет о трубе напорной из полиэтилена низкого давления тяжелого типа.
Требования к характеристикам таких труб установлены ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена". Пункт 4.1 указанного ГОСТа содержит указание, что "Размеры труб в зависимости от марок полиэтилена должны соответствовать указанным в таблицах 1 - 3". При этом номинальное давление измеряется в 10 в пятой степени Па, что соответствует 0,1 Мпа.
Вместе с тем, столбец "максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" содержит указание, что номинальное давление должно быть не менее 1 МПА, что уже не соответствует ГОСТ указанному в настоящем пункте. Более того, не представляется возможным определить конкретные показатели номинального наружного диаметра и номинальной толщины стенки, поскольку они также не соответствуют вышеприведенному ГОСТ.
Полагаем, что подобное описание материала вводит участника закупки в заблуждение, а указание конкретного параметров по данной позиции в соответствии с требованиями документации об аукционе будет являться ГОСТ 18599-2001".
Представитель Заказчика не смог привести аргументы обосновывающие установление указанных требований к характеристикам полиэтиленовых труб, в связи с чем, Комиссия посчитала данный довод Заявителя обоснованным.
3.2.9. "В пункте 5 раздела "материалы, используемые при выполнении электромонтажных работ" указан материал "роли свинцовые". Столбец "максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" устанавливает требования к "химическому состав меди", в то время как в соответствии с ГОСТ 89-73 требуется указывать химический состав свинца.
Полагаем, что заказчиком была допущена опечатка, в указанной части документация об аукционе должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством".
Представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя о допущенной в указанном пункте опечатке, в связи с чем, Комиссия посчитала данный довод жалобы обоснованным.
3.2.10. "В пункте 37 раздела "материалы, используемые при выполнении электромонтажных работ" указан материал "раствор". Столбец "максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" содержит указание что "средняя плотность должны быть более 1500 кг/мЗ".
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 28013-98 (который также указан заказчиком) для тяжелых растворов, показатель средней плотности должен составлять 1500 и более кг/мЗ (пункт 4.12 ГОСТа).
Таким образом, указанная позиция содержит диапазон показателя, который не соответствует приведенному ГОСТ, в указанной части документация об аукционе должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством".
Изучив ГОСТ 28013-98, Комиссия установила, что указанное несоответствие действительно допущено Заказчиком, в связи с чем, данный довод признается обоснованным.
3.2.11. "В позициях 87-93 "материалы, используемые при выполнении электромонтажных работ" указан материал "кабель". Вместе с тем в позициях 40-42 "материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" указан материал "кабель силовой". Характеристики материалов по данным позициям идентичны.
Полагаем, что заказчиком допущены опечатки, в указанной части документация об аукционе должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством".
Не соглашаясь с доводом Заявителя, Заказчик приводит следующие возражения:
"N 40-42 и 87-93 "Кабели силовые" перечня материалов, используемых при выполнении электромонтажных работ - данные позиции содержат подробное описание товара (материала) и значения показателей по характеристикам, используемым для определения соответствия потребностям заказчика, в соответствии с требованиями установленными ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кв. Общие технические условия".
Комиссия считает, что Заказчик правомерно установил требования к материалам, используемым как при выполнении работ по ремонту вентиляции, так и при выполнении электромонтажных работ, в связи с чем, признает данный довод жалобы необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ЦПБ "Защита" на действия БУЗОО "Клиническая медико-санитарная часть N 9" при осуществлении закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений БУЗОО "КМСЧ N 9" (стационар)" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352300030714000045), при этом признать обоснованным доводы Заявителя о разночтении в сроке окончания подачи заявок, а также об установлении неправомерных требований к используемым материалам по позициям 23, 60, 62 раздела "Материалы, используемые при выполнении работ по ремонту вентиляции" и позициям 5, 37, 39 раздела "Материалы, используемые при выполнении электромонтажных работ".
2. Признать в действиях БУЗОО "Клиническая медико-санитарная часть N 9" нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 4 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" выдать БУЗОО "Клиническая медико-санитарная часть N 9" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Заместитель Председателя Комиссии |
О.И.Иванченко |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.П.Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 апреля 2014 г. N 03-10.1/140-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2014