Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Чистый город" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Благоустройство Мотовилихинского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по размещению на специализированных объектах бесхозяйных отходов I-V классов опасности, находящихся на муниципальных земельных участках или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в границах проведения работ по очистке береговых полос реки Ива и ее притоков на территории Мотовилихинского района (извещение N 0356300126214000016),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300126214000016 Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключить контракт на выполнение работ по размещению на специализированных объектах бесхозяйных отходов I-V классов опасности, находящихся на муниципальных земельных участках или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в границах проведения работ по очистке береговых полос реки Ива и ее притоков на территории Мотовилихинского района.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Закона о закупках в документации устанавливаются требования к участникам закупок о соответствии их требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющих выполнение работ, являющихся предметом аукциона, а также исчерпывающий перечень документов, подтверждающих такое соответствие.
В документации об электронном аукционе (с учетом изменений) содержатся требования к составу второй части заявки, а именно, вторая часть заявки должна содержать документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: действующую лицензию на осуществление деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, требование установлено пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
- Лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
- Приложение к лицензии на осуществление деятельности по размещению (в части захоронения) отходов I-IV класса опасности, которое должно содержать право участника данного аукциона на захоронение следующих видов отходов:
Вид отхода |
Код отхода* |
4 класс опасности | |
отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс |
571 099 00 01 00 4 |
отходы рубероида |
187 204 01 01 01 4 |
мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
912 004 00 01 00 4 |
отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) |
911 001 00 01 00 4 |
отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений |
171 205 00 01 00 4 |
- Приложение к лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению (в части хранения) отходов I-IV класса опасности, которое должно содержать право участника закупок на хранение следующих видов отходов: | |
покрышки с металлическим кордом отработанные |
575 002 04 13 00 4 |
покрышки с тканевым кордом отработанные |
575 002 03 13 00 4 |
покрышки отработанные |
575 002 02 13 00 4 |
*Код отхода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N786.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N255.
В силу положений Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Ранее лицензированию подлежала также деятельность по сбору, транспортированию и использованию отходов 1-4 классов опасности, но в результате принятия Закона N 99-ФЗ и внесения в него изменений Федеральным законом от 25.06.2012 N93-ФЗ указанные виды деятельности из числа лицензируемых исключены.
Как указано выше, захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В материалы жалобы Заказчиком представлены письменные пояснения (вх. N 05861-14 от 24.04.2014 г.), в которых указано следующее.
СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, не допускает размещение отработанных автомобильных покрышек совместно с бытовыми отходами, т.е. на полигонах ТБО.
Единственным экологически безопасным способом обращения с указанным видом отходов является их обезвреживание и утилизация.
В соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54095-2010 "Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин, "Resources conversation. Requirements for environmental recovery of used tyres": "Непосредственное захоронение покрышек, завершивших жизненный цикл, следует использовать только при отсутствии экономически приемлемых возможностей использования других способов. В некоторых странах захоронение покрышек, завершивших жизненный цикл, запрещено". Таким образом, совокупное прочтение ГОСТ Р 54095-2010, СанПиН 2.1.7.1322-03 с учетом отсутствия разрешения на захоронение отработанных автопокрышек на полигонах ТБО и экологической целесообразности извлечения полезной фракции при утилизации данного отхода, подтверждает невозможность захоронения отработанных автопокрышек.
Из совокупности представленных документов, с учетом пояснений Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что, выделив данный вид отходов, и установив требование о наличии лицензии (в части хранения) на конкретный вид отходов, Заказчик фактически предоставил право участнику закупки только на дальнейшее использование отходов, поскольку хранение покрышек с целью, например, дальнейшего захоронения, не допускается.
Таким образом, Заказчик, включив в объект закупки выполнение работ по размещению в части хранения отходов покрышек отработанных, покрышек с тканевым кордом отработанных, покрышек с металлическим кордом отработанных, наряду с выполнением работ по размещению в части захоронения иных видов отходов, ограничил количество участников закупки. Данный вывод подтверждается протоколом итогов проведения электронного аукциона от 23.04.2014 г., согласно которому, соответствующей требованиям аукционной документации была признана лишь одна заявка.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено требование п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Чистый город" на действия МКУ "Благоустройство Мотовилихинского района" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по размещению на специализированных объектах бесхозяйных отходов I-V классов опасности, находящихся на муниципальных земельных участках или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в границах проведения работ по очистке береговых полос реки Ива и ее притоков на территории Мотовилихинского района (извещение N 0356300126214000016) обоснованной.
2.Признать в действиях МКУ "Благоустройство Мотовилихинского района" нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, допущенных МКУ "Благоустройство Мотовилихинского района", выдать предписание Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ. Услуг.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МКУ "Благоустройство Мотовилихинского района" к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 апреля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2014