Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Альфа-М" (далее - Заявитель) на действия Управления муниципального заказа администрации г.Перми (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по капитальному ремонту "дорога на городскую свалку участок ПК 50+70-ПК 1-6+50 (извещение N 0156300008714000039),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008714000039 Уполномоченным органом проводился конкурс с ограниченным участием на выполнение работ по капитальному ремонту "дорога на городскую свалку участок ПК 50+70-ПК 1-6+50.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Уполномоченного органа.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Согласно п.4 Раздела 2 документации о закупке, наименование объекта закупки - выполнение работ по капитальному ремонту "дорога на городскую свалку участок ПК 50+70-ПК 1-6+50.
Используемый способ определения подрядчика - конкурс с ограниченным участием (п.1 поименованного раздела).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о закупках, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о закупках заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о закупках конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч.5 ст.24 Закона о закупках, Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о закупках под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 2 статьи 48 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что поскольку работы по капитальному ремонту включены в ту же группировку, что и работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства (группировка 45 "Работы строительные" "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст), Уполномоченный орган полагает, что в пункте 6 перечня случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1089 от 28.11.2013 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1089), данные работы можно включить благодаря формулировке "_а также работ, включенных в эту группировку_".
Комиссия отмечает, что указанный выше классификатор продукции по видам экономической деятельности указывает, что 45 "Работы строительные" - это класс, а не группировка.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о закупках заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Распоряжение N 2019-р) включен код "45 - Работы строительные (кроме кода 45.12)" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 со сноской: "За исключением входящих в указанные коды ОКПД товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с частью 2 статьи 56 и пунктом 1 части 2 статьи 57 Закона о контрактной системе.
В отношении самого 45 кода в Распоряжение N 2019-р имеется следующая сноска: "За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей" абсолютно дублирующая положения вышеуказанного Постановления N 1089.
Согласно самого ОК 034-2007 эта группировка включает:
- работы строительные подготовительные и вспомогательные
- работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений. В данной группировке классифицированы услуги (работы), являющиеся существенными составляющими процесса строительства зданий и сооружений различного типа, которые представляют собой продукцию строительной деятельности.
Частью 2 статьи 56 Закона о закупках установлено, что проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются постановлением N 1089 (далее - перечень, установленный постановлением N 1089).
В соответствии с пунктом 6 перечня, установленного постановлением N 1089, в случае выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку.
Комиссия отмечает, что необходимость проведения конкурса с ограниченным участием с использованием предквалификационного отбора, предъявляемого к подрядчикам, должна быть обусловлена необходимостью снижения рисков ненадлежащего исполнения контракта применительно к выполнению отдельных технически и технологически сложных работ, инновационного, высокотехнологичного и специализированного характера, обеспечению их высокого качества и безопасности.
Проведение предквалификации способствует минимизации издержек, которые могут возникнуть в случае ненадлежащего исполнения контракта, в силу отсутствия у участника необходимого уровня квалификации.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что для осуществления заказчиком закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием с использованием случая, предусмотренного законодателем в пункте 6 перечня, установленного постановлением N 1089, необходимо одновременное сочетание двух условий: первое условие - объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, второе условие - начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышать 50 млн. рублей.
Данная позиция отражена в совместном письме ФАС России N АЦ/18475/14, Министерства экономического развития РФ N 10194-ЕЕ/Д28и от 07.05.2014 г.
Как указано выше, согласно документации о закупке, предметом является выполнение работ по капитальному ремонту дороги на городскую свалку. В разделе 2 (п.6) установлена начальная (максимальная) цена контракта - 60 954 588,00 руб.
Исследовав перечень объектов капитального строительства, которые подлежат признанию особо опасными и технически сложными, установленный частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Комиссия установила, что указанным перечнем дорога на городскую свалку не отнесена к объекту капитального строительства, которое подлежит признанию особо опасным и технически сложным, а также не относится к искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Уполномоченный орган не имел правовых оснований для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием с использованием случая, предусмотренного законодателем в пункте 6 перечня, установленного постановлением N 1089, которым, как указано выше, предусмотрено одновременное сочетание двух условий: первое условие - объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, второе условие - начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышать 50 млн. рублей.
Поскольку объектом закупки не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, при установлении Уполномоченным органом начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд в размере, превышающем 50 млн. рублей, действия Уполномоченного органа нарушают требования ч.5 ст.29, ч.2 ст.56, ч.2 ст.59 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа-М" на действия Управления муниципального заказа администрации г.Перми при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по капитальному ремонту "дорога на городскую свалку участок ПК 50+70-ПК 1-6+50 (извещение N 0156300008714000039), обоснованной.
2. Признать в действиях Управления муниципального заказа администрации г.Перми нарушение ч.5 ст.24 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Управления муниципального заказа администрации г.Перми нарушение ч.2 ст.56 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Признать в действиях Управления муниципального заказа администрации г.Перми нарушение ч.2 ст.59 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
5. Выдать Управлению муниципального заказа администрации г.Перми предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Управлению муниципального заказа администрации г.Перми к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 мая 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2014