Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стройпрогресс" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания (извещение N 0356300083514000008),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300083514000008 МБОУ "Детский сад N 96 компенсирующего вида" г.Перми (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на выполнение работ по текущему ремонту здания.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.04.2014 г., ООО "Стройпрогресс" отказано в допуске к участию в электронном аукционе ввиду непредставления конкретных показателей используемого товара в п.4, 7, 12, 13, 15.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п.3 части 3 статьи 66 Закона о закупках при осуществлении закупки на выполнение работы, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара:
- согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе,
- а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (подпункт "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Аналогичные требования установлены в Разделе 5 документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о закупках, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых работ.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе комиссией принимается решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о закупках.
В силу пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о закупках, несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Требования к материалам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 1.1 к документации об аукционе (далее - Приложение).
Так, Заказчиком в п.4 Приложения установлены следующие требования к мастике битумной кровельной горячей: В соответствии с ГОСТ 2889-80.Теплостойкость, °С, не менее 74.Интервал температуры размягчения по методу "кольца и шара", °С, от +77 до +83. Гибкость при температуре (182) °С на стержне диаметром, мм, < 22. Содержание наполнителя, % по массе:
- волокнистого, 12-15 (диапазонная характеристика).- пылевидного,
25-30 (диапазонная характеристика).
Так, Заказчиком в п.7 Приложения установлены следующие требования к стали оцинкованной листовой: толщина оцинкованной стали, мм, не меньше 0,4, 1 или 2 класс толщины, Масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, г, не менее 250 - 565 (диапазонная характеристика). Толщина покрытия, мкм, не более 18 - 40 (диапазонная характеристика).Количество перегибов, не более 10.Вес 1 м2 оцинкованной стали, кг, не менее 3,52.Кол-во м2 в 1 т оцинкованной стали, > 170.
В п. 12 Приложения установлены следующие требования к плитам из минеральной ваты на синтетическом связующем: Длина не менее 1100 мм, Ширина не менее 500 мм., Толщина не менее 40 мм., Температура применения от -60 до +400°С (диапазонное значение).Плотность, кг/м3, не более 155-185 (диапазонное значение).Прочность на сжатие при 10% деформации, кПа, не менее 55.Теплопроводность при 10 °С, Вт/(м.°C) не более 0,040.Теплопроводность при 25 °С, Вт/(м.°C), не менее 0,03.Теплопроводность при условиях эксплуатации А, Вт/(м.°C) не более 0,050.Теплопроводность при условиях эксплуатации Б, Вт/(м.°C) не более 0,050.Паропроницаемость, мг/(м.ч.Па) не более 0,35.Влажность по массе, %, не более 0,6.Водопоглощение по объему, %, не более 1,6.
Горючесть, степень НГ.
В п. 13 Приложения установлены следующие требования к плитам из минеральной ваты на синтетическом связующем: Длина более 1100 мм.Ширина более 500 мм.Максимальная температура применения не более +400 °С.Плотность, кг/ м3, 126-154 (диапазонное значение). Прочность на сжатие при 10% деформации, кПа, более 40.Теплопроводность при 10 °С, Вт/(м.°C) не более 0,040.Теплопроводность при 25 °С, Вт/(м.°C) не более 0,040. Теплопроводность при условиях эксплуатации А, Вт/(м.°C) не более 0,045.Теплопроводность при условиях эксплуатации Б, Вт/(м.°C) не более 0,050.Паропроницаемость, мг/(м.ч.Па) не более 0,35.Влажность по массе, %, не более 0,55.Водопоглощение по объему, %, не более 2.Горючесть, степень НГ.
В п. 15 Приложения установлены следующие требования к бетону легкому на пористых заполнителях: Крупность заполнителя не менее 10 мм, класс в диапазоне В7,5 - В15.Осадка конуса, 10 - 15 (диапазонное значение).Прочность
98 кгс/см2.Подвижность (П) - не менее П2-П4 (диапазонная характеристика).Морозостойкость (F) - не менее F50.Водонепроницаемость (W) в переделах W2-W6.
В п. 5 Раздела 5 "Инструкция по заполнению заявки" документации о закупке указано, в том числе, следующее: использование при указании участником в составе заявки на участие в аукционе конкретных показателей (значений) слов "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", знака тире и т.п. возможно исключительно в случае, если указать такой показатель (значение) без использования указанных слов, знака тире невозможно (например, применительно к щебню показатель "фракция 20-40").
Таким образом, из аукционной документации (с учетом инструкции по заполнению заявки) следует, что Заказчик установил ряд показателей, которые выражаются в диапазонном значении и по смыслу документации о закупке указание этих показателей диапазонным значением будет соответствовать требованиям, установленным Заказчиком.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что именно непредставления конкретных показателей указанных выше материалов, используемых при выполнении работ, и было отказано в допуске к участию в электронном аукционе ООО "Стройпрогресс". Так, в частности, основанием для отказа в допуске послужило отсутствие конкретного показателя толщины покрытия стали оцинкованной листовой плотности плиты из минеральной ваты и т.п., поскольку Заявителем в заявке показатели указаны с применением слов минимальный и максимальный показатель, при этом, Комиссия отмечает, что данные показатели соответствуют диапазонным показателям, установленным в документации о закупке.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о закупках участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что Аукционная комиссия не наделена правом оценивать установленные в документации требования к материалам на предмет их соответствия нормативным документам, а рассматривает заявку строго на соответствие требованиям документации.
При указанных обстоятельствах, поскольку показатели, содержащиеся в заявке подателя жалобы, соответствовали требованиям, установленным Заказчиком, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение требований ч.5 ст.67 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как указано выше, Заказчиком в документации о закупке установлены показатели материалов, характеризующиеся диапазонными значениями. Так, например, по мнению Заказчика, диапазонной характеристикой является плотность плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем - не более 155-185 кг/м 3 (п.12 Приложения) и плотность 126-154 кг/м3 (п.13 Приложения).
В соответствии с пунктом 5.9. раздела 5. Правила приемки ГОСТ 9573-2012 принятую партию плит оформляют документом о качестве, в котором указывают:
- наименование предприятия-изготовителя и/или его товарный знак;
- наименование, вид и марку плит;
- номер партии и дату изготовления;
- количество плит в партии, м3;
- результаты испытаний, в т.ч. сведения о пожарно-технических характеристиках и удельной эффективной активности естественных радионуклидов;
- рекомендуемую область применения;
- обозначение настоящего стандарта;
- оттиск знака соответствия, если продукция сертифицирована.
В п. 6.7.раздела 6. "Методы испытаний" данного ГОСТа дана отсылочная норма на ГОСТ 17177. В пункте 7.2.4 раздела 7 "МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ" ГОСТа 17177 установлено, что
Плотность в килограммах на кубический метр вычисляют по формулам:
- для изделий (образцов) без покровного материала
, (2)
где т - масса изделия (образца), кг;
W - влажность изделия (образца), определенная в соответствии с разделом 8, %;
V - объем изделия (образца), м3;
- для образцов органических ячеистых изделий
, (3)
где т1 - масса высушенного образца, кг;
- для изделий (образцов) с покровным материалом
, (4)
где т2 - масса изделия (образца) с покровным материалом, кг;
т3 - масса покровного материала после отделения от него теплоизоляционного, слоя, кг;
- для шнура или его образца
, (5)
где т4 - масса шнура (образца) с оплеткой, кг;
т5 - масса оплетки 1 пог. м шнура, кг/м;
l - длина шнура (образца), м;
D - диаметр шнура, м.
Таким образом, значение показателя "плотность, кг/м3" является конкретным.
В соответствии с пунктом 1.3. ГОСТ 14918-80 в зависимости от толщины покрытия оцинкованная сталь делится на 3 класса в соответствии с указанным в табл. 1.
Таблица 1
------------------------------------------------------------------ Класс толщины | Масса 1 м2 слоя покрытия, | Толщина покрытия, |нанесенного с двух сторон, г| мкм ----------------+----------------------------+-------------------- П (повышенный) |Св. 570 до 855 включ. |Св. 40 до 60 включ. 1 |Св. 258 до 570 включ. |Св. 18 до 40 включ. 2 |От 142,5 до 258 включ. |Св. 10 до 18 включ.
В п.5.3 раздела 5.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ вышеуказанного ГОСТа определено, что для определения массы цинкового покрытия испытуемый образец обезжиривают, взвешивают, погружают в раствор окиси сурьмы или хлористой сурьмы в соляной кислоте и выдерживают до прекращения бурного газовыделения, затем образец вынимают из раствора, тщательно промывают холодной, а затем горячей водой, высушивают фильтровальной бумагой и взвешивают. Обезжиривание производится спиртом этиловым синтетическим техническим.
Раствор окиси сурьмы или хлористой сурьмы готовят следующим способом: 20 г окиси сурьмы (или 32 г хлористой сурьмы) растворяют в 1000 мл концентрированной соляной кислоты (ГОСТ 3118-77) для второго и первого классов или 50 г окислов сурьмы для класса П.
Массу цинкового покрытия, нанесенную с двух сторон листа, в граммах (m) на 1 м2 вычисляют по формуле
|
|
где - масса трех образцов (3, 4 и 5) до растворения цинкового покрытия, с погрешностью 0,01 г, г;
- масса трех образцов (3, 4 и 5) после растворения цинкового покрытия, с погрешностью 0,01 г, г;
S - фактическая площадь поверхности образцов с погрешностью 1·10-6 м2, м2.
Для определения массы цинкового покрытия допускается применять другие методы, обеспечивающие необходимую точность.
Таким образом, значение показателя "масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, г", указанного в п.7 Приложения, также является конкретным, тогда как Заказчиком установлено, что данный показатель является диапазонным. Аналогичная ситуация с показателем осадки конуса и подвижности бетона (п.15 Приложения), мастикой битумной кровельной горячей (п.4 Приложения).
При этом, представитель Заказчика не смогла пояснить по какой причине в документации о закупке установлена возможность указания ряда показателей диапазонным значением, тогда как они являются конкретными и выражаются целым числом.
Кроме того, Заказчиком в п.17 Приложения установлены следующие требования: гравий керамзитовый фракция 10-20 мм, марка 400, марка по прочности П25-П100, предел прочности при сдавливании в цилиндре, МПа, не менее 1,8.
Согласно ГОСТ 9757-90 "Гравий, щебень и песок искусственные пористые" керамзитовому гравию марки по насыпной плотности 400 соответствует марка по прочности не менее П50, которой, в свою очередь, соответствует прочность при сдавливании в цилиндре, МПа свыше 1,0 до 1,5.
При указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ, имеется нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что установление показателей таким образом, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, ввело участников закупки в заблуждение, в связи с чем некоторым из них было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, аналогичным указанным выше, о чем свидетельствует протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.04.2014 г.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
Как указано выше, в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на поставку товара, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Аналогичные требования установлены в Разделе 5 документации о закупке.
Согласно ст. 1516 ГК РФ под охраняемым наименованием места происхождения товара понимается обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Как указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Анализ заявки ООО "Стройпрогресс" показал, что по ряду позиций, например, листы асбестоцементные плоские с гладкой поверхностью, толевые гвозди круглые, ячеистый бетон и др. отсутствует информация о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя предлагаемого к поставке товара, указано, что страна происхождения (место происхождения товаров, материалов) - Российская Федерация.
Комиссия отмечает, что указания места происхождения "Российская Федерация" является не достаточным для индивидуализации предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, и в силу ст.1516 ГК РФ, не относится к наименованию места происхождения товара, а также к наименованию производителя, тогда как предоставление указанной информации является обязательным требованием согласно пп. "б" п.1 ч.3 ст.66 Закона о закупках.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии, признавшей данную заявку соответствующими требованиям, установленным документацией о закупке (в данной части), имеется нарушение ч.1 и ч.3 ст.67 Закона о закупках.
Аналогичное нарушение допущено Аукционной комиссией при рассмотрении и иных заявок, например, NN 7124055, 7117123 и др.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройпрогресс" на действия Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания (извещение N 0356300083514000008) обоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг нарушение ч.5 ст.67 Закона о закупках, выявленное при рассмотрении жалобы.
3. Признать в действиях МБОУ "Детский сад N 96 компенсирующего вида" г.Перми нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Признать в действиях Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг нарушение ч.1 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
5. Признать в действиях Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг нарушение ч.3 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
6. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "ДСТ-Строй" (вх. N 0594-14 от 25.04.2014 г.).
7. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг, должностных лиц МБОУ "Детский сад N 96 компенсирующего вида" г.Перми к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 мая 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2014