Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 28 марта 2014 г. N 55
Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2014
Полный текст решения изготовлен 02.04.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев жалобу ООО "Новые Технологии" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГУЗ "Петровск-Забайкальская ЦРБ", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку перчаток медицинских (реестровый номер 0191200000614000558),
в присутствии представителей: уполномоченного органа - Колесниченко А.Е. (доверенность от 26.03.2014 N 11), заявителя - Максимовой О.В. (доверенность от 27.03.2014 б/н), Орловой М.В. (доверенность от 24.03.2014 б/н),
в отсутствие представителя заказчика (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом)
УСТАНОВИЛА:
24 марта 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Новые технологии" на положения аукционной документации на поставку перчаток медицинских (реестровый номер 0191200000614000558).
Представителями заявителя указано следующее.
Аукционная документации не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции.
1. Позиции N 1, 2, 3, 4 и 5 раздела 21 документации аукциона N 462-ЭФ "Перчатки смотровые латексные для манипуляций с повышенным риском инфицирования", а именно требования об обязательном наличии таких характеристик как: "Упакованы в гигиенический диспансер с укладкой типа "интерфолдинг" предусмотренной возможностью его фиксации к вертикальной поверхности. Упаковка должна обеспечивать подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для исключения контакта рук персонала с другими перчатками, диспенсером и основной поверхностью извлекаемой перчатки" не соответствуют требованиям законодательства в части включения необоснованных требований к упаковке товара, способу укладки перчаток, не влияющих на его качество, технические и функциональные характеристики, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Совокупность описываемых характеристик соответствует двум брендам в мире. При этом только одни перчатки прошли регистрацию в РФ (N ФСЗ 2009/04144 от 17.04.2012) под маркой Manual SD 110 (производства Heliomed Handelsges.m.b.H Австрия) и находятся в руках одной дистрибьюторской компании на территории РФ - ООО "Медком-МП", а перчатки под брендом SafeDon_ (Великобритания) не зарегистрированы на территории РФ, что подтверждается реестром товара Росздравнадзора.
Иных перчаток с указанными уникальными характеристиками на российском рынке медицинских перчаток не представлено. Таким образом, заказчиком установлены требования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заявитель жалобы считает, что данные требования к товару необоснованны, поскольку от упаковки и способа укладки медицинские перчатки не приобретают новые свойства и остаются нестерильными. Сами перчатки являются нестерильными, их использование не меняет показания для проведения гигиены рук и не заменяет такие меры как гигиеническая антисептика рук или мытье рук мылом и водой, за счет которых и обеспечивается предотвращение контаминации перчаток.
Следовательно, предъявленные к упаковке требования ограничивают круг участников размещения заказа, поскольку данное требование не влияет на качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) требуемого товара.
2. Позиции 18, 19, 20 раздела 21 документации аукциона N 462 - ЭФ "Перчатки хирургические", а именно об обязательном наличии таких характеристик как: "Состав внутреннего покрытия: - дезифектант для обеспечения непрерывной антисептической обработки, снижающей бактериальную и вирусную нагрузку при нарушении целостности перчаток". При этом наличие дезинфектанта в составе внутреннего покрытия перчатки необходимо не столько для обработки рук, сколько для обеззараживания инструмента в случае повреждения перчатки им для недопущения заражения (разъяснение N 1 положений аукционной документации Департамента государственных закупок Забайкальского края).
На аукционную документацию было подано 4 заявления заказчику на разъяснение отдельных положений документации об аукционе, в частности указывалось на необоснованность требований по позициям 1 -5, и 18-20.
Нарушения, выявленные заявителем в аукционной документации:
- Документация аукциона по позициям 18-20 не содержат прямого указания на вид дезинфектанта, входящего в состав внутреннего покрытия перчатки, его концентрацию, антимикробную активность, срок годности.
- В связи с тем, что обеззараживание может носить различный характер и выполняться посредством тех или иных комплексов мероприятий, средства дезинфекции также различаются по своему способу применения и назначению. Аукционная документация не содержит и этой информации также.
- Любое дезинфицирующее средство оказывает раздражающее действие на кожу, что не допускается в соответствии с разделом 18 Единого перечня товаров, подлежащих санитарно - эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (в редакциях Решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341; от 18.11.2010 N 456; от 02.03.2011 N 571; от 07.04.2011 N 622; от 18.10.2011 Х° 829; от 09.12.2011 N 889; Решений Евразийской экономической комиссии от 19.04.2012 N 34; от 06.11.2012 N 208; от 15.01.2013 N 6), из которых: токсикологическая оценка водных вытяжек, раздражающее действие на кожу, сенсибилизирующее действие должно быть кратно 0, индекс токсичности - в пределах 70-120 %. При этом описание продукции - перчаток не содержит требований к таким параметрам, оказывающим влияние на здоровье и безопасность персонала и пациентов.
Таким образом, по мнению заявителя требования к подлежащему поставке товару нарушают статью 44 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, подлежащим поставке должны быть составлены таким образом, чтобы не допустить ограничение конкуренции в виде указания в технической документации параметров товара единственного производителя.
Таким образом, аукционная документация подразумевает поставку смотровых перчаток (позиции 1-5) и хирургических перчаток (позиции 18-20) производителем которых является одна компания (либо компании фактически являющиеся дилером единственного производителя). На рынке РФ, так же как и на рынке Забайкальского края - это ООО "Медком - МП". Поставка иных перчаток (иных производителей) исключаются с помощью дискриминационных формулировок, описывающих параметры одного конкретного товара.
Заявитель просит выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа с доводами заявителя не согласился, пояснив следующее.
Аукцион проводится не среди производителей, а среди неограниченного круга участников, в том числе тех, кто не производит самостоятельно необходимую продукцию.
Аукционы с аналогичным предметом заказа и техническим заданием, в том числе и в рамках Закона о размещении заказов, размещались уполномоченным органом неоднократно. Количество поступающих заявок свидетельствует о необоснованности довода заявителя об ограничении количества участников закупки размещенным техническим заданием.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
14 марта 2014 года для нужд ГУЗ "Петровск-Забайкальская ЦРБ" уполномоченным органом размещен аукцион в электронной форме на поставку перчаток медицинских (N0191200000614000558). Наименование, описание объекта закупки и количество товара утверждены в пункте 21 аукционной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 25.03.2014 N1/462-ЭА поступило 5 заявки, из которых четыре допущены к участию в аукционе.
На момент рассмотрения жалобы по существу, аукцион и рассмотрение вторых частей заявок не проводились.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Рассматриваемый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку перчаток медицинских размещен в интересах государственного заказчика - ГУЗ "Петровск-Забайкальская ЦРБ".
Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанного лица, на основании его заявки для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Закон о контрактной системе предусматривает правила описания объекта закупки. При этом указанные правила не предусматривают обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
Довод заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции в части ограничения количества участников закупки установленными требованиями к товару признан Комиссией необоснованным ввиду следующего.
Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, Комиссия отмечает, что участником закупки на поставку перчаток медицинских может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
По смыслу указанной нормы при установлении признаков нарушения закона имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные в документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ООО "Новые технологии", а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Указанное опровергается также фактом поступления четырех соответствующих аукционной документации заявок.
Таким образом, довод заявителя о возможности осуществить поставку только ООО "Медком-МП" Комиссия считает необоснованным.
Комиссия считает, что установленные заказчиком требования к товару не ограничивают круг участников закупки и не усматривает в действиях государственного заказчика нарушения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Новые технологии" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терешина
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 28 марта 2014 г. N 55
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2014