Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 марта 2017 г. N 44-27/17
Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2017 года.
На заседании производилась аудиозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России - Юркиной Н.Ю.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России - Варава В.Ю.,
помощника руководителя Псковского УФАС России Самсоновой Ю.Г.,
при участии представителя Заявителя - Сарафановой Н.Н. (доверенность б/н от 01.01.2016 года), председателя уполномоченного органа Щербакова С.В. и представителя Заказчика - Глебовой О.С. (доверенность N1 от 15.03.2017 года),
рассмотрев жалобу ООО "Ларнака" на действие комиссии при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе на оказание услуг по приготовлению и поставке готового питания для пациентов круглосуточного стационара (номер извещения: 0157200000317000036) (далее - аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
21 февраля 2017 года уполномоченным органом - Государственным комитетом Псковской области по организации государственных закупок по заданию Заказчика ГБУЗ "КВД" объявлен электронный аукцион на оказание услуг по приготовлению и поставке готового питания для пациентов круглосуточного стационара (номер извещения: 0157200000317000036).
Извещение о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 21 февраля 2017 года в 15:01.
Начальная (максимальная) цена контракта - 839 256,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 03.03.2017 года 10:00.
На участие в аукционе подано 4 (четыре) заявки, одна допущена к участию в аукционе, остальные 3 (три) отклонены, в связи с не указанием страны происхождения товара (меню), используемого при оказании услуг (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.03.2017 N0157200000317000036-1).
По итогам аукциона победителем признано ООО "КАЛЕЙДОСКОП" (Протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 09.03.2017 N0157200000317000036-2).
09 марта 2017 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 16 марта 2017 года в 15 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Комиссии (жалоба в материалах дела, вх.N138з от 09.03.2017 года).
Необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе по первым частям заявки.
Представитель уполномоченного органа и Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (возражения на жалобу ГЗ-21-0038 от 15.03.2017 года и N94 от 15.03.2017 года, в материалах дела).
Аукционная комиссия рассматривает первые части заявок на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе.
В ходе рассмотрения, заявки с порядковыми номерами 2, 3 и 4 отклонены, в связи с непредоставлением информации, требуемой разделом 2 Инструкции для участников закупки и пп.б п.3 ч.3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона) (заявка не содержит информацию о наименовании страны происхождения товара (меню), используемого при оказании услуг). Основание принятия решения - п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.03.2017 N0157200000317000036-1, участникам закупки с порядковыми номерами "2" (Заявитель), "3" и "4" отказано в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что в своих заявках участниками не указаны наименования стран происхождения товара (меню), используемого при оказании услуг.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 2.2. раздела 2 "Инструкции для участников закупки" документации об аукционе установлено требование к первой части заявки, а именно:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника закупки на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого при оказание услуг товара (меню), соответствующие значениям (составу меню и норме выхода), установленным документацией об аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) и наименование страны происхождения товара".
Как следует из инструкции, участник закупки при формировании своей заявки на участие в аукционе должен был указать страну происхождения товара (меню).
Однако, Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок не может согласиться с позицией уполномоченного органа о том, что участники закупки должны были указать страну происхождения "меню", которое по мнению уполномоченного органа является товаром, который используется при оказании услуг по приготовлению питания для пациентов.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является оказание услуг по приготовлению и поставке готового питания для пациентов круглосуточного стационара.
При этом в извещении установлено, что местом доставки товара, выполнения работы или оказания услуг является 180000, Псковская область, г. Псков, ул. Советская д.44а.
Техническое задание содержит требования к оказанию услуг по приготовлению и поставке готового питания для пациентов круглосуточного стационара, в том числе содержит наименование продуктов.
В соответствии с п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар необходимо:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным
товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
По мнению Комиссии, товарами, используемыми при оказании услуг по приготовлению готовых блюд, является продукты питания (овсянка, молоко картофель и т.д.), а не меню.
Таким образом, инструкция для участников закупки вводит в заблуждение участников закупки, что подтверждается тем, что из 4-х участников, лишь один указал страну происхождения.
Учитывая, что участниками закупки с порядковыми номерами "2" (Заявитель), "3" и "4", в своих заявках не указана страна происхождения товара, используемого при оказании услуг, Комиссия приходит к выводу о том, что действия аукционной комиссии не противоречат положениям Закона о контрактной системе, документации об аукционе.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения:
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной систем описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Проанализировав документацию об аукционе Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок установила, что техническое задание (описание объекта закупки) не содержит требований качественным характеристикам к продуктам питания, используемым при оказании услуг по приготовлению питания для пациентов ГУЗ "КВД".
Так, например указание в техническом задании характеристик продуктов: "рыба", "фрукты свежие", "колбаса", без указания каких-либо потребительских свойств товара, по мнению Комиссии, является нарушением пункта 1 части 1 статьей 33 Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки.
Данное нарушение может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств и отразиться на невозможности получения пациентами качественного лечебного питания, в связи с отсутствием в документации об аукционе требований к продуктами питания, из которых должны быть приготовлены блюда и, следовательно, составляет потенциальную угрозу жизни и здоровью пациента.
Отсутствие требований к характеристикам продуктов питания, используемых при приготовлении питания для пациентов, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании,
документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании Заказчиком установлены следующие требования:
"При приготовлении готовых блюд должны соблюдаться нормы лечебного питания на одного больного круглосуточного стационара, утвержденные главным врачом ГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер Псковской области" и согласованные с Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации в соответствии с Приказом N818 от 27.09.2013 г. и согласно прилагаемому меню:
NN |
Наименование продукта |
Норма на одного больного грамм / койко-день |
1 |
Хлеб пшеничный |
150,00 |
2 |
Хлеб ржаной |
150,00 |
3 |
Мука |
10,00 |
4 |
Крупы |
80,00 |
|
пшено |
|
|
овсяная |
|
|
перловая |
|
|
рисовая |
|
|
гречневая |
|
|
пшеничная |
|
|
манная |
|
|
ячневая |
|
|
фасоль |
|
5 |
Макароны |
20,00 |
6 |
Картофель |
300,00 |
7 |
Овощи |
|
|
свекла |
65,00 |
|
морковь |
70,00 |
|
капуста белокочанная |
187,50 |
|
лук репчатый |
24,00 |
8 |
Огурцы маринованные |
18,80 |
9 |
Горошек консервированный |
38,00 |
10 |
Фрукты свежие |
150,00 |
11 |
Сухофрукты |
20,40 |
12 |
Соки |
100,00 |
13 |
Кефир |
125,00 |
14 |
Молоко |
211,00 |
15 |
Творог |
20,40 |
16 |
Сметана |
15,00 |
17 |
Сыр |
16,00 |
18 |
Говядина |
127,70 |
19 |
Птица |
25,00 |
20 |
Рыба |
59,10 |
21 |
Колбаса |
12,00 |
22 |
Яйцо (шт.) |
0,5 |
23 |
Масло сливочное |
20,00 |
24 |
Масло растительное |
20,00 |
25 |
Сахар |
45,00 |
26 |
Кондитерские изделия |
5,00 |
27 |
Кисель |
5,00 |
28 |
Чай |
2,00 |
29 |
Кофе |
1,40 |
30 |
Дрожжи |
0,25 |
31 |
Соль |
6,00 |
32 |
Томат |
3,00 |
Качественные характеристики должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Меню должно быть разнообразным, схожие по пищевой ценности и калорийности продукты можно чередовать. При отсутствии каких-либо продуктов осуществлять их замену, пользуясь таблицей замены продуктов питания по основным пищевым веществам.
Услуги по организации горячего питания должны быть оказаны надлежащего качества, предусматривающие соблюдение: правил приемки поступившего сырья, условий, сроков хранения, соблюдения товарного соседства, требований технологии приготовления пищи и реализации готовой продукции, установленных СанПиН 2.3.2.1324-03, СП 2.3.6.1079-01.
Должно быть гарантировано качество, гигиеническая безопасность и пищевая ценность продуктов, закупаемых для приготовления блюд в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.2.1078-01, также Федерального закона от 02.01.2000 г. N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Однако, в нарушении требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено требование к объекту закупки, в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно.
Требования к питанию лечебному установлены, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 года N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" и Приказом от 21.06.2013 года N 395н "Об утверждении норм лечебного питания", в документации об оспариваемом аукционе данные нормы отсутствуют.
Из содержания приложений к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 года N 330 " мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждения Российской Федерации" следует, что организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий.
С целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством в лечебно-профилактических учреждениях вводится новая номенклатура диет (система стандартных диет), отличающихся по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности, технологии приготовления пищи и среднесуточному набору продуктов.
Таблица 3 к Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденная Приказом Минздрава России от 05.08.2003 N330 устанавливает среднесуточный набор продуктов для взрослых, находящихся на стационарном лечении.
Таким образом, Заказчиком не соблюдены требования установленные Министерством здравоохранения РФ к лечебному питанию и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.
Вышеуказанные нарушения, допущенные заказчиком при утверждении документации электронного аукциона содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок располагает информацией о возможном наличии конфликта интересов между заместителем председателя аукционной комиссии и учредителем ООО "Калейдоскоп" заявка которого была признана единственной соответствующей требования документации об аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ларнака" необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - ГБУЗ "КВД" нарушение пункта 1 и 2
части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу, Заказчику обязательное для исполнения
предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем отмены аукциона.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчику, утвердившего документацию об аукционе.
5. Материалы дела передать в Прокуратуру области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения в части 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии Н.Ю. Юркина
Члены Комиссии: В.Ю. Варава
Ю.Г. Самсонова |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 марта 2017 г. N 44-27/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2017