Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 февраля 2014 г. N 103
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СибГрупп-Н" на действия муниципального заказчика - Главного управления образования администрации города Красноярска (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при размещении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием "Выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ N34" (далее - закупка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 12.02.2014 поступила жалоба ООО "СибГрупп-Н" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при размещении закупки, извещение N 0119300019814000002.
Существо жалобы: выбор способа определения поставщика с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель подателя жалобы - Турусина Светлана Васильевна (доверенность б/н от 17.02.2014, удостоверение личности);
- представитель заказчика - Долгушев Дмитрий Александрович (доверенность N 12 от 17.02.2014, удостоверение личности);
- представитель заказчика - Баранникова Юлия Александровна (доверенность N 13 от 18.02.2014, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа - Лебедко Марина Михайловна (доверенность N 3 от 09.01.2014, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа - Лузан Надежда Федоровна (доверенность N 1 от 09.01.2014, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком и уполномоченным органом был неверно определен способ определения поставщика, а именно: закупка проводится в форме конкурса с ограниченным участием, что ущемляет права участников закупки.
В силу части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что работы по капитальному ремонту включены в ту же группировку, что и работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства (группировка 45 "Работы строительные" "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст), заказчик предполагает, что в пункте 6 перечня случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1089 от 28.11.2013 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1089), данные работы можно включить благодаря формулировке "_а также работ, включенных в эту группировку_". Однако указанный выше классификатор продукции по видам экономической деятельности указывает, что 45 "Работы строительные" - это класс, а не группировка.
Более того, согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ муниципальное детское образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа не отнесена к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства.
В ходе рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы в полном объеме поддержал вышеуказанные доводы.
На вышеизложенные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены нижеследующие возражения.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Распоряжение N 2019-р) включен код "45 - Работы строительные (кроме кода 45.12)" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 со сноской: "За исключением входящих в указанные коды ОКПД товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с частью 2 статьи 56 и пунктом 1 части 2 статьи 57 Закона о контрактной системе.
В отношении самого 45 кода в Распоряжение N 2019-р имеется следующая сноска: "За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей" абсолютно дублирующая положения вышеуказанного Постановления N 1089.
Согласно самого ОК 034-2007 эта группировка включает:
- работы строительные подготовительные и вспомогательные
- работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений. В данной группировке классифицированы услуги (работы), являющиеся существенными составляющими процесса строительства зданий и сооружений различного типа, которые представляют собой продукцию строительной деятельности.
Таким образом, выбор способа как конкурс с ограниченным участием определяется в случае:
1- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, т.е. независимо от начальной (максимальной) цены контракта, но в отношении определенного вида объектов;
Либо, 2 - выполнение работ, включенных в эту группировку (кода 45), в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, т.е. независимо от объекта, но в отношении определенной начальной (максимальной) цены контракта.
Если руководствоваться логикой подателя жалобы, о том, что и объект и цена это единое требование, определяющее выбор способа закупки, согласно Постановления N 1089 и Распоряжения N 2019-р, то следует вывод, что только выполнение указанных работ в отношении определенных объектов не зависимо от цены и те же работы в отношении тех же объектов, но зависимо от цены могут проводиться конкурсом с ограниченным участием. Данный вывод не является верным, по мнению заказчика.
Согласно словаря русских синонимов и сходных по смыслу выражений (под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999) синонимом фразы "а также" являются союз "И", наречия: "ВДОБАВОК", "ЕЩЕ", "КРОМЕ ТОГО".
Таким образом, данное положение по правилам русского языка читается следующим образом: "Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также ("И", "ВДОБАВОК", "ЕЩЕ", "КРОМЕ ТОГО") работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
Кроме того, необходимость проведения конкурса с ограниченным участием с использованием предквалификационного отбора, предъявляемого к подрядчикам, обусловлена необходимостью снижения рисков ненадлежащего исполнения контракта применительно к выполнению отдельных технически и технологически сложных работ, инновационного, высокотехнологичного и специализированного характера, обеспечению их высокого качества и безопасности.
Проведение предквалификации способствует минимизации издержек, которые могут возникнуть в случае ненадлежащего исполнения контракта, в силу отсутствия у участника необходимого уровня квалификации.
Данное утверждение содержалось в пояснительной записке к Проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об условиях применения процедуры конкурса с ограниченным участием" (далее проект постановления) разработан в соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона от 2 июля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) во исполнение пункта 35 плана мероприятий по реализации Закона, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N ДМ-П13-3339.
Считаем, что согласно части 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ, Постановления N 1089 и Распоряжения N 2019-р заказчиком верно выбран способ определения подрядчика в виде конкурса с ограниченным участием.
В ходе рассмотрения жалобы вышеуказанные возражения на доводы подателя жалобы были в полном объеме поддержаны представителями заказчика и уполномоченного органа.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные Комиссии лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
Уполномоченным органом, в связи с возникшей потребностью заказчика, были совершены действия по размещению закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием "Выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ N34".
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются постановлением N 1089 (далее - перечень, установленный постановлением N 1089).
В соответствии с пунктом 6 перечня, установленного постановлением N 1089, в случае выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку.
Комиссия отмечает, что из вышеприведенных норм следует, что для осуществления заказчиком закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием с использованием случая, предусмотренного законодателем в пункте 6 перечня, установленного постановлением N 1089, необходимо одновременное сочетание двух условий: первое условие - объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, второе условие - начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышать 50 млн. рублей.
Согласно разделу 4 "Наименование и описание объекта закупки" конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ N34. В разделе 9 "Начальная (максимальная) цена контракта" конкурсной документации установлено, что начальная (максимальная) цена муниципального контракта указана в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием и составляет 54 986 197,0 (пятьдесят четыре миллиона девятьсот восемьдесят шесть тысяч сто девяносто семь) руб.
Исследовав перечень объектов капитального строительства, которые подлежат признанию особо опасными и технически сложными, установленный частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Комиссия установила, что указанным перечнем муниципальное детское общеобразовательное учреждение не отнесено к объекту капитального строительства, которое подлежат признанию особо опасным и технически сложным.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчик не имел правовых оснований для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием с использованием случая, предусмотренного законодателем в пункте 6 перечня, установленного постановлением N 1089, которым предусмотрено одновременное сочетание двух условий: первое условие - объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, второе условие - начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышать 50 млн. рублей. Комиссией было установлено, что объектом закупки не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, при установлении заказчиком начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд в размере, превышающем 50 млн. рублей.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся в выборе способа определения поставщика с нарушением требований Закона о контрактной системе, нарушают права и законные интересы участников закупки, а также приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "СибГрупп-Н" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы по жалобе ООО "СибГрупп-Н" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении уполномоченного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 февраля 2014 г. N 103
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2014