Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 марта 2014 г. N 07-24-53-44/14
Резолютивная часть решения оглашена 24.03.2014 г.
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Комиссия Управления)
в присутствии представителей:
Заказчика - Министерства строительного комплекса Московской области: 2 (по доверенности),
Уполномоченного органа - Комитета по конкурентной политике Московской области: 2 (по доверенности),
Специализированной организации - ООО "Агентство "СМР-Инжиниринг": 1 (по доверенности),
в отсутствие представителей:
Заявителя - ООО "ЭнергоСервис",
о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ЭнергоСервис" на действия заказчика - Министерства строительного комплекса Московской области, уполномоченного органа - Комитета по конкурентной политике Московской области при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Перинатальный центр в г. Щелково" (номер закупки 0148200005414000005 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru), и, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба ООО "ЭнергоСервис" на действия заказчика - Министерства строительного комплекса Московской области, уполномоченного органа - Комитета по конкурентной политике Московской области при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Перинатальный центр в г. Щелково" (далее по тексту - Конкурс с ограниченным участием).
В жалобе указано о признаках нарушения заказчиком ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 56 Федерального закона N 44-ФЗ, что выразилось в избрании неверного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурса с ограниченным участием.
Также, согласно доводам жалобы, заказчиком нарушены:
1) п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 44-ФЗ, так как в документации конкурса с ограниченным участием установлены требования, влекущие ограничение количества участников закупки;
2) ч. 8 ст. 50 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку на официальном сайте не размещен ответ на запрос заявителя о разъяснении положений документации конкурса с ограниченным участием.
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 105 Федерального закона N 44-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа и специализированной организации направлено уведомление о поступлении и рассмотрении жалобы.
На основании ч. 7 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ Управлением установлено требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представители заявителя, уведомленного надлежащим образом, не прибыли на рассмотрение жалобы, состоявшееся 24.03.2014 в 12.00.
Представители заказчика, уполномоченного органа и специализированной организации, уведомленных надлежащим образом, прибыли на рассмотрение жалобы, состоявшееся 24.03.2014 в 12.00.
Документы, затребованные Управлением (исх. N 07-24-53-44/14), сторонами представлены.
По информации, полученной от представителей заказчика, на момент рассмотрения жалобы по существу контракт по итогам проведения процедуры закупки не заключен.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления по собственной инициативе был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы.
Относительно доводов жалобы заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно позиции заявителя:
"В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (работы, услуги) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Перечень).
Согласно конкурсной документации предметом Конкурса является строительство объекта: Перинатальный центр в г. Щелково.
В составе конкурсной документации отсутствуют документы и сведения подтверждающие, что данный объект относится в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам и выполняемые в рамках контракта работы являются работами высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера".
Согласно позиции заказчика:
"В соответствии с ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) "проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации ". Перечень таких случаев определен Правительством Российской Федерации и установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 (далее - ПП-1089).
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона, заказчики обязаны устанавливать при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с ПП-1089. ПП-1089 определяет Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в отношении п. 6 данного перечня ПП-1089 не содержит определения понятия "группировки".
Все работы, указанные в п. 6 перечня ПП-1089 в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (далее-ОКПД) относятся к Разделу F - РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ, Подраздел FA - РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ, группировка 45-Работы строительные.
Эта группировка включает:
- работы строительные подготовительные и вспомогательные
- работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений. В данной группировке классифицированы услуги (работы), являющиеся существенными составляющими процесса строительства зданий и сооружений различного типа, которые представляют собой продукцию строительной деятельности.
Следовательно, в п. 6 перечня, установленного ПП-1089 входят:
- Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства;
- Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
- Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Данная позиция содержится в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р, где в соответствии с ссылкой "1" и "6" Перечня товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (далее - Перечень) указаны исключения из группировки кода 45 по ОКПД - "Работы строительные", а не из ссылки 6 Перечня.
Как "45. Работы строительные" по "искусственных дорожных сооружений, включенных " входят в данный пункт самостоятельно и привязки к начальной (максимальной) цене контракта не имеют, так же как и "45. Работы строительные" "особо опасные, технически сложные объекты", так и работы с привязкой к начальной (максимальной) цене контракта относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (Код ОКПД 45) и привязки к "искусственных дорожных сооружений, включенных " и "особо опасные, технически сложные объекты" не имеют.
Обращаем внимание, что аналогичное толкование "работ, включенных в эту группировку" содержит Пояснительная записка (далее - Пояснительная записка), которая сопровождала проект распоряжения Правительства Российской Федерации, утверждающего Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить электронный аукцион (далее - Перечень) при его внесение в Аппарат Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия решения.
Данная Пояснительная записка, как и проект распорядительного документа размещены на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждений - http://regulation.gov.ru.
Указанная пояснительная записка, за подписью Заместителя Министра Экономического развития Российской Федерации Елина Е.И., содержит объяснения о необходимости исключения из Перечня закупок по коду "Услуги строительные и объекты строительства (ОКДП 4500000) с НМЦК свыше 500 млн. руб.
По мнению Минэкономразвития России, сформированному на основании мониторинга деятельности отобранных операторов электронных площадок и анализа полученной статистической информации, открытые аукционы в электронной форме недостаточно эффективны при размещении заказов на услуги строительные и объекты строительства в диапазоне НМЦК свыше 500 млн. руб.
Хотим отметить, что Правительство Российской Федерации приняло указанный распорядительный документ (получивший позднее реквизиты в виде номера: 2019-р от 31.10.2013 г.) не меняя правовую конструкцию юридической нормы, которая описывает исключения из группировки по коду (ОКПД 45) "Работы строительные". Изменения коснулись только установленного размера НМЦК (ранее установленный единый уровень в 500 млн. был изменен на 150 млн. руб. - для осуществления закупок для государственных нужд и 50 млн. руб. - для осуществления закупок для муниципальных нужд).
Известно, что при возведении объекта капитального строительства выполняются множество комплексных технологических процессов, образующих в совокупности сложный процесс, результатом которого является создание здания или сооружения.
Данные особенности строительного производства были учтены нормами федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ. В соответствии с п. 2.1 ст. 11 94-ФЗ при проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору исполнителя на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт при установленной НМЦК 50 млн. руб. и выше - заказчик обязан был устанавливать дополнительные требования к участнику размещения заказа о подтверждении им опыта ранее выполненных работ в виде представления в составе заявки копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В рамках действующего федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ дополнительные требования в виде опыта ранее исполненных контрактов, а также оборудования и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ предусмотрено устанавливать только при осуществлении закупки в виде конкурса с ограниченным участием. Для аукционов в электронной форме - такие дополнительные квалификационные требования к будущим исполнителям работ устанавливать запрещено.
Иначе говоря, при проведении открытых аукционов в электронной форме для выбора исполнителя по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства общегражданского назначения по правилам, предусмотренными нормами 44-ФЗ у заказчика отсутствует основание устанавливать требование о наличии опыта ранее выполненных работ во всех случаях, т.е. по действующему порядку понятие переквалификации для всех видов строительных работ в отношении участников закупки - исключено.
В соответствии с п. 2 статьи 56 Закона проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Перинатальный центр следует отнести к технологически сложным объектам из-за необходимости выполнения исполнителем (победителем конкурса) особо сложных и ответственных видов работ, так как, в отличие от обычных объектов гражданского строительства, в здание присутствуют следующие элементы и оборудование, а именно:
1. Система медицинских газов;
2. Кабинет рентгеноскопии (1 этаж) требующие специальной защиты от проникающих излучений. Специальные слои из защитных (противорадиационных) материалов включены в основные несущие конструкции здания, применяются специальные покрытия и материалы в отделке. Данные помещения дополнительно защищаются от возможности несанкционированного доступа и повреждения оборудования с радиоактивными элементами.
3. Родовое отделение;
4. Клинико-диагностическое и реабилитационное отделение;
5. Отделение реанимации новорожденных;
6. Отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРиИТ) для женщин;
7. Операционный блок гинекологического отделения;
8. Операционный блок родового отделения;
9. Клинико-диагностическая лаборатория;
10. Центральное стерилизационное отделение;
11. Дезинфекционное отделение;
12. В специальных медицинских помещениях обеспечены требования международного стандарта GMP и предусматриваются следующие мероприятия:
12.1. В шлюз перед операционным блоком предусмотрен подпор воздуха (для исключения перетока из других помещений)
12.2. Воздух поступающий в операционные и палаты интенсивного ухода, интенсивной терапии, родильные палаты и палаты новорожденных очищается в фильтрах EU-13. В чистых помещениях и зонах высоких классов чистоты предусматривается резервирование вентустановок.
12.3. Приточный воздух, подаваемый в помещения чистоты класса "Б" (перевязочные, процедурные, стерилизационные и пр.) подвергается обеззараживанию.
12.4. Для предотвращения попадания патогенной флоры в хозбытовую канализацию отвод бытовых стоков от санитарных приборов подвала, лабораторных помещений, осуществляется самостоятельными выпусками в канализацию системы, через двухкамерный канализационный затвор (шлюз), с предварительным обеззараживанием канализационных стоки.
Сведения об указанных мероприятиях и видах работ отражены в проектной документации по Объекту, а также заключении ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" от 13.12.2013 г. N 50-1-5-1707-13, в т.ч.:
Стр.7 п. 3.3 "Технологические решения" 5 абзац
Стр. 15 "Медицинские газы"
Стр. 14 "Вентиляция".
Ознакомившись с позицией сторон, Комиссия Управления установила следующее:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Постановление Правительства N 1089) содержит следующую норму:
"Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
Заказчиком путем проведения конкурса с ограниченным участием осуществляется закупка "выполнение работ по строительству объекта: "Перинатальный центр в г. Щелково"".
Данные работы в силу норм ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ не являются работами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. Также данные работы не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
При этом, понятие "группировка" в законодательстве РФ, в том числе в Постановлении Правительства N 1089 не раскрыто, следовательно, сделать однозначный вывод о том, какие работы имеются в данном случае в виду, не представляется возможным.
Комиссия Управления установила, что позиция обоих сторон (заявителя и заказчика) не содержит прямых ссылок на нормы законодательства РФ о закупках, прямо регулирующего рассматриваемый спорный вопрос.
Принимая во внимание обязанность заявителя надлежащим образом обосновать доводы жалобы, предусмотренную ч. 9 ст. 105 Федерального закона N 44-ФЗ, а также учитывая то обстоятельство, что заявителем не доказан факт ограничения его возможности принять участие в закупке путем избрания способа закупки - конкурса с ограниченным участием, Комиссия Управления признает данный довод жалобы необоснованным.
Комиссия Управления установила, что требование о наличии собственного или арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, содержащееся в Приложении N 2 к информационной карте конкурсной документации, установлено на основании ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 2 Дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, утвержденных Постановлением Правительства N 1089.
Довод жалобы признан необоснованным.
Запрос о разъяснении положений документации конкурса с ограниченным участием от ООО "ЭнергоСервис" поступил в адрес заказчика 11.03.2014 года. В соответствии с ч. 7 ст. 50 Федерального закона N 44-ФЗ ответ на данный запрос направлен 13.03.2014 в адрес ООО "ЭнергоСервис"; согласно ч. 8 ст. 50 указанного закона, ответ на данный запрос размещен заказчиком 14.03.2014 на официальном сайте. Указанное подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
Довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом N 44-ФЗ, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭнергоСервис" на действия заказчика - Министерства строительного комплекса Московской области, уполномоченного органа - Комитета по конкурентной политике Московской области при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Перинатальный центр в г. Щелково" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, установленное в соответствии с ч. 7 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 марта 2014 г. N 07-24-53-44/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2014