Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 февраля 2014 г. N 2-57-
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
Фирсова Р.А. - специалиста-эксперта 1 разряда отдела контроля за размещением государственного заказа,
Лысовой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа,
при участии представителей: ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" - Козлова А.М., Степанова С.С., Корнева А.С.; ООО "Арида" - Догадина М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Арида" на действия государственного заказчика - ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории "Парк школьников" на ул.Никулинская района "Тропарево-Никулино" ЗАО г.Москвы ( часть 4) (Заказ N0373200014213000119) и в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Арида" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории "Парк школьников" на ул.Никулинская района "Тропарево-Никулино" ЗАО г.Москвы ( часть 4) (Заказ N0373200014213000119).
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
Заявитель указывает, что технические и функциональные характеристики, установленные Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме по материалам: "растворы строительные" (п.31), "горячие асфальтобетонные смеси" (п.24), "бруски" (п.5), "вода" (п.7), "гвозди" (п.10), "камни бетонные бортовые" (п.14) нарушают положения Закона о размещении заказов и ведут к ограничению количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС от 20.02.2014 г. NМГ/4726 необходимые документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, заслушав мнения и доводы сторон, Комиссия установила следующее.
1. По мнению Заявителя, характеристика "температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения" по материалу "горячие асфальтобетонные смеси" (п.24) является неправомерным требованием, относящимся к процессу выполнения работ и не может быть представлена конкретным значением.
Частью 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст.41.6 Закона о размещении заказов в Форме 2 аукционной документации содержатся необходимые максимальные и минимальные значения показателей, и показатели, значения которых не могут изменяться, в частности по материалу "горячие асфальтобетонные смеси" (п.24) Заказчиком установлено, что "температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения" должна быть в диапазоне с нижним пределом "от 105С°" и верхним пределом "до 145С°".
Вместе с тем, как пояснил представитель Заказчика, в ходе рассмотрения максимальные и минимальные значения по требуемому параметру "температура асфальтобетонной смеси в начале уплотнения" отгостятся непосредственного к материалу "асфальтобетонная смесь" и являются диапазоном возможных значений температуры.
Кроме того, Заказчик пояснил, что указанный показатель не имеет отношения к значению температуры асфальтобетонной смеси в процессе выполнения работ и на конкретный момент времени.
На основании изложенного, нарушений законодательства о размещении заказа в части характеристик по материалу "горячие асфальтобетонные смеси", установленных Заказчиком в Форме 2 аукционной документации, Комиссией Управления не установлено.
2. Как указывает Заявитель, технические и функциональные характеристики по материалу "бруски" (п.5), в частности требуемые параметры "усушка в продольном направлении, в тангенциальном направлении, в радиальном направлении", "плотность в свежесрубленном состоянии", "величина сушки по ширине", "величина сушки по толщине" неправомерны и ведут к ограничению количества участников размещения заказа.
Кроме того, по мнению Заявителя, требования относительно процентного содержания элементов в составе необходимого к использованию при выполнении работ товара "вода" (п.7) являются излишними.
В силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов в документации об аукционе в электронной форме Заказчиком установлены технические и функциональные характеристики по материалу "бруски", в частности "усушка в продольном направлении, в тангенциальном направлении, в радиальном направлении" - должна быть 0,4-8%, "плотность в свежесрубленном состоянии" - менее 650 кг/м, "величина сушки по ширине" - до +2,9 мм., "величина сушки по толщине" - до -2,9 мм.".
В том числе, в Форме 2 аукционной документации содержатся необходимые максимальные и минимальные значения показателей, и показатели, значения которых не могут изменяться в частности, по товару "вода" установлены требования к массовой доли химических веществ: "силикаты (по Si) - менее 10 мг/л, нитраты (по NO3) - менее 5 мг/л, цианиды (по CN) - менее 0,035 мг/л, сероводород (Н2S) - менее 0,003 мг/л, алюминий (AI) мг/л - менее 0,1 мг/л, барий (Ba) - менее 0,1 мг/л, берилий (Be) - менее 0,0002 мг/л и др.
Вместе с тем, в документации об аукционе в электронной форме требование о соответствии используемого при выполнении работ товара "вода" определенному государственному стандарту Заказчиком не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика или аукционной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В жалобе Заявителя отсутствуют, а так же на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих наличие неправомерных требований к техническим характеристикам по товарам "бруски", а также "вода", которые могли повлечь к ограничению количества участников размещения заказа и препятствовать подаче заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Кроме того, в жалобе Заявителя отсутствует указание на то, какая норма Закона о размещении заказов нарушена Заказчиком при подготовке и утверждении документации о проведении открытого аукциона в электронной форме, в частности относительно технических характеристик, установленных технической частью аукционной документации к товарам "бруски", "вода".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что установление Заказчиком в аукционной документации требования к выполняемым работам обусловлено потребностью Заказчика, а также не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы участников размещения заказа.
Таким образом, на заседании Комиссии Управления данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов в технической части аукционной документации по материалу "растворы строительные" (п.31) Заказчиком установлены следующие характеристики: "срок хранения сухой растворной смеси должен быть более 6 месяцев со дня приготовления, а также должен соответствовать ГОСТ 28013-98".
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 28013-98 для растворов строительных по истечении срока хранения смесь должна быть проверена на соответствие требованиям данного ГОСТ. Кроме того, определено, что в случае соответствия смесь может быть использована по назначению.
Таким образом, нарушений в части требований к техническим характеристикам, установленным Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме по материалу "растворы строительные" Комиссией Управления не установлено.
4. Заявитель указывает на противоречия требований технической части аукционной документации к материалу "камни бетонные бортовые" (п.14) требованиям ГОСТ 25192-82, указание на который присутствует в Форме2 аукционной документации.
В технической части аукционной документации по материалу "камни бетонные бортовые" Заказчиком установлена требуемая характеристика "наибольший размер зерен щебня или гравия, используемого в качестве заполнителя для бетона бортового камня - не менее 10 мм", одновременно определен требуемый тип бетона "мелкозернистый".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 25192-2012 к тяжелому бетону относится бетон на цементном вяжущем с плотными мелкими и крупными заполнителями, к мелкозернистому бетону относится бетон на цементном вяжущем с плотными мелким заполнителем.
В соответствии с ГОСТ 17608-91 в качестве мелкого заполнителя для бетона применяют природные, обогащенные и фракционированные, а также дробленные обогащенные пески (мелкозернистый наполнитель - песчаный); в качестве крупного заполнителя применяют щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака (крупный заполнитель - щебень).
Таким образом, исходя из требований документации об аукционе в электронной форме к материалу "камни бетонные бортовые" Заказчику необходимо представить к использованию при выполнении работ данный материал из мелкозернистого бетона, при этом в технических характеристиках установлено требование к наполнителю "..щебень и...гравий", используемых в качестве крупного наполнителя, что противоречит ГОСТ 17608-91, в соответствии с которым наполнителем для мелкозернистого бетона является песок.
Из изложенного следует, что требования к функциональным и техническим характеристикам по материалу "камни бетонные бортовые" документации об аукционе в электронной форме являются неисполнимыми требованиями, а также не позволяют участникам размещения заказа определить потребность Заказчика, в частности необходимы к использованию при выполнении работ камни бетонные бортовые с мелкозернистым наполнителем (песок) или с крупным наполнителем (щебень).
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что техническая часть аукционной документации в части требований к техническим характеристикам по материалу "камни бетонные бортовые" в нарушении ч.3.1 ст.34, ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов составлена таким образом, что может вводить в заблуждение участников размещения заказа.
5. В Форме2 аукционной документации установлены требуемые характеристики по материалу "гвозди" (п.10): "диаметр стержня" - >1,5 мм., "длина гвоздя" - более 40 мм., "теоретическая масса 1000шт. гвоздей" - до 0,64 кг.
Кроме того, в документации об аукционе в электронной форме установлено требование о соответствии материала "гвозди" требованиям ГОСТ 4028-63.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с требованиям ГОСТ 4028-63 указанным характеристикам, в частности "диаметр стержня" и "длина гвоздя" соответствует "теоретическая масса 1000шт. гвоздей" - свыше 0,791 кг. и не может быть равной до 0,64 кг., как установлено в Форме2 аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к техническим и функциональным характеристикам, установленные Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме по товару "гвозди" неправомерны и нарушают ст.34, ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст.112 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Арида" на действия (бездействие) ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" обоснованной в части неправомерных требований к техническим характеристикам по материалам "гвозди" (п.10), "камни бетонные бортовые" (п.14).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3.1 ст.34, ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Член комиссии Р.А. Фирсов
Н.А.Лысова
Исп. Лысова Н.А. тел. (495) 784-75-05 (доб. 153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 февраля 2014 г. N 2-57-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2014