Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 марта 2017 г. N РНП05-03-17
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществлению контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
при участии:
от Местной администрации г.о.Нальчик (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 10.01.2017 г., N45-1-24/17г.;
от Компании охранной деятельности "Стража" Общества с ограниченной ответственностью (далее - КОД "Стража" ООО), без надлежаще оформлено доверенности,
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений о КОД "Стража" ООО (ИНН:0721021198; КПП:072501001; ОГРН:1070721001526; адрес местонахождения: 360000, Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул. Пушкина, 104) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту представления недостоверной информации КОД "Стража" ООО о своем соответствии требованиям, установленным частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при проведении открытого конкурса N0104300014416000403 "Оказание услуг круглосуточной физической вооруженной охраны объектов, имущества и материальных ценностей Местной администрации г.о. Нальчик" (извещение о проведении открытого конкурса - 24.10.2016 г. 17:26 ч.), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - ПП N1062), приказами Кабардино-Балкарского УФАС России N35 от 20.01.2017 г., N53 от 06.03.2017 г., N73 от 26.03.2017 г.,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 16 февраля 2017 года поступило обращение заказчика о включении сведений о КОД "Стража" ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту представления недостоверной информации КОД "Стража" ООО о своем соответствии требованиям, установленным частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при проведении открытого конкурса N0104300014416000403 "Оказание услуг круглосуточной физической вооруженной охраны объектов, имущества и материальных ценностей Местной администрации г.о. Нальчик".
В обращении отмечается, что 01.12.2016 г. между заказчиком и КОД "Стража" ООО был заключен муниципальный контракт N3071103738216000028 от 01.12.2016 г. на оказание услуг круглосуточной физической вооруженной охраны объектов, имущества и материальных ценностей Местной администрации г.о. Нальчик". Муниципальный контракт N3071103738216000028 от 01.12.2016 г. расторгается в виду того, что в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) содержится информация о Канукоеве Артуре Хусейновиче, являющегося единственным учредителем КОД "Стража" ООО, тогда как конкурсной документацией было установлено требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, и участником закупки КОД "Стража" ООО в составе заявки было продекларировано о своем соответствии частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в результате установления заказчиком в ходе исполнения контракта о том, что исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, а также исполнителем представлена недостоверная информация о своем соответствии установленным требованиям документацией об аукционе, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, согласно пояснениям заказчика, были направлены документы, предусмотренные частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в адрес Кабардино-Балкарское УФАС России для включения сведений о КОД "Стража" ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Для установления факта представления недостоверной информации КОД "Стража" ООО о своем соответствии требованиям, установленным частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при проведении открытого конкурса N0104300014416000403 "Оказание услуг круглосуточной физической вооруженной охраны объектов, имущества и материальных ценностей Местной администрации г.о. Нальчик" в адрес заказчика и КОД "Стража" ООО были направлены уведомление и приказ о проведении внеплановой проверки, а также о предоставлении материалов и документов по вышеуказанному конкурсу, включая письменные пояснения КОД "Стража" ООО о своем соответствии требованиям, установленным частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Инспекции, состоявшемся 21 марта 2017 года, представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении, и просил включить сведения о КОД "Стража" ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). КОД "Стража" ООО представило возражение согласно которым в адрес КОД "Стража" ООО 30.01.2017 г. поступило решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного 01.12.2016 г. между заказчиком и КОД "Стража" ООО, на оказание круглосуточной физической вооруженной охраны объектов, имущества и материальных ценностей Местной администрации г.о. Нальчик. Своим решением заказчик уведомил КОД "Стража" ООО о расторжении контракта в одностороннем порядке, в связи с якобы выявлением наличия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о КОД "Стража" ООО и Канукоеве Артуре Хусейнович. При подаче заявок для участия в закупках КОД "Стража" ООО проводиться мониторинг реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещенного в единой информационной системе. Проверка наличия информации в реестре осуществляется путем запроса в поисковой строке слов "Стража", "Канукоев Артур Хусейнович". Согласно возражению, единая информационная система не выявила какой-либо информации, которая препятствовала бы участвовать в закупках. На открытый конкурс N0104300014416000403 "Оказание охранных услуг посредством тревожной кнопки" были поданы две заявки ООО "ЧОО "Лидер", КОД "Стража" ООО. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18 ноября 2016 года, при признании конкурса несостоявшимся, заключение контракта с участником закупки, подавшим заявку, не является обязанностью заказчика. Комиссия заказчика добровольна приняла решение заключить государственный контракт с КОД "Стража" ООО. Заказчик при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта опирался на положения пункта 1 части 5 статьи 95 Закона о контрактной системе, однако КОД "Стража" ООО полагает, что данная норма Закона о контрактной системе не применима в связи с тем, что положения пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе нужно трактовать целиком, не выдергивая нужные фразы из контекста, учитывая все обстоятельства, что позволяет сделать вывод о том, что в ходе проведения закупки КОД "Стража" ООО не предоставлена недостоверная информация, которая привела бы к победе КОД "Стража" ООО по открытому конкурсу. На сегодняшний день ни КОД "Стража" ООО, ни его учредитель не занесены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Заказчик признал конкурсную заявку КОД "Стража" ООО соответствующей требованиям закупки самостоятельно, добровольно предложил заключить муниципальный контракт. При наличии таких обстоятельств, согласно пояснениям представителей КОД "Стража" ООО, правовых оснований для обращения в Кабардино-Балкарского УФАС России отсутствуют.
На основании изложенного, КОД "Стража" ООО просит обращение заказчика о включении сведений о КОД "Стража" ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) признать необоснованным; в удовлетворении требования заказчика о включении сведений о КОД "Стража" ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении заказчика, проанализировав пояснения представителя заказчика, письменные пояснения КОД "Стража" ООО, изучив представленные КОД "Стража" ООО документы, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция пришла к следующим выводам:
В ходе внеплановой проверки Инспекцией установлено, что открытый конкурс N0104300014416000403 "Оказание услуг круглосуточной физической вооруженной охраны объектов, имущества и материальных ценностей Местной администрации г.о. Нальчик" (извещение о проведении открытого конкурса - 24.10.2016 г. 17:26 ч.) был опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации. Начальная (максимальная) цена мунипального контракта - 3 199 800.00 рублей.
Извещением о проведении открытого конкурса предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 25.10.2016 г. 09:00 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 14.11.2016 г. 11:00 ч.; Дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 14.11.2016 г. 11:00 ч.; Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 18.11.2016 г.
На участие в открытом конкурсе были поданы 2 заявки, по итогам рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе единой комиссией заказчика принято решение о соответствии заявки КОД "Стража" ООО требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации и не соответствии заявки ООО "ЧОО "Лидер" требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.11.2016 г.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
По итогам открытого конкурса N0104300014416000403 "Оказание услуг круглосуточной физической вооруженной охраны объектов, имущества и материальных ценностей Местной администрации г.о. Нальчик" между заказчиком и КОД "Стража" ООО был заключен муниципальный контракт N3071103738216000028 от 01.12.2016 г. Вышеуказанный муниципальный контракт N3071103738216000028 от 01.12.2016 г. действует с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года (включительно).
26 января 2017 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе рассмотрения заявки участника КОД "Стража" ООО по вышеуказанной закупке заказчиком было установлено, что в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) содержится информация о Канукоеве Артуре Хусейновиче, являющего единственным учредителем КОД "Стража" ООО, вместе с тем, в конкурсной документации было установлено требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Информация о Канукоеве Артуре Хусейновиче как генерального директора, а также в лице учредителя Компании охранной деятельности "Страж" Общества с ограниченной ответственностью (ИНН:0721060415; КПП:072501001; ОГРН:1080721005089; адрес местонахождения: 360051, Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул. Пушкина, 104) (далее - КОД "Страж" ООО) была включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия 03 февраля 2016 года. Основанием для включения информации о Канукоеве Артуре Хусейновиче как о генеральном директоре и как о учредителе КОД "Страж" ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) послужили судебные акты судов трех инстанции по делу А61-2189/2015.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В регламентированный срок, предусмотренный частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик 19 декабря 2016 года обратился с обращением о включении сведений КОД "Стража" ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Инспекция, проанализировав положения Закона о контрактной системе, пришла к выводу, что односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика возможен на основании части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе только в том случае, если в ходе исполнения контракта будет установлено, что на момент проведения конкурса участник не соответствует установленным документацией о закупке требованиям либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям. Материалами дела подтверждается, что на момент размещения закупки, подачи заявок, проведения конкурса и заключение контракта КОД "Стража" ООО не соответствовала требованиям документации об аукционе, в частности, не соответствовала требованиям части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как на момент размещения закупки, подачи заявок, проведения конкурса и заключения контракта информация о Канукоеве Артуре Хусейновиче, являющегося единственным учредителем КОД "Стража" ООО, а также являющегося генеральным директором и учредителем КОД "Страж" ООО была включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия 03 февраля 2016 года.
Правомерность действий заказчика в части одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N53 от 23.03.2016 г. на основании части 15 статьи 95 Закона о контрактной системой в связи с тем, что КОД "Стража" ООО представлена недостоверная информация о своем соответствии требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении электронного аукциона и конкурсной документацией, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) также подтверждается существующей судебной практикой, в частности, определением Верховного суда Российской Федерации N307-КГ15-18139 от 22 декабря 2015 года, постановлением Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда N17АП-15953/2014-АК от 25 декабря 2014 года, а также письмом ФАС России NАЦ/40483/15 от 06 августа 2015 года.
На основании части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) существуют три основания:
1)уклонение участника от заключения контрактов;
2)государственные контракты расторгнуты по решению суда;
3)государственные контракты расторгнуты в силу одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Положение пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, послужившее заказчику для одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, не предусмотрено в качестве основания для включения сведений об участнике, с которым расторгнут государственный контракт, предусмотренного частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Однако, в силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, необходимо учитывать, что исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере осуществления закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом, Закон о контактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении факта представления недостоверной информации КОД "Стража" ООО о своем соответствии требованиям, установленным частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при проведении открытого конкурса N0104300014416000403 "Оказание услуг круглосуточной физической вооруженной охраны объектов, имущества и материальных ценностей Местной администрации г.о. Нальчик" Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, но и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Учитывая наличие правовой коллизии между статьями Закона о контрактной системе, а именно, частью 16 статьи 95 и часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному государственному заказчику, и руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N1062 от 25.11.2013 г., Приказами УФАС России по КБР, Инспекция,
РЕШИЛА:
1.Признать законным решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по аукциону N0104300014416000403 "Оказание услуг круглосуточной физической вооруженной охраны объектов, имущества и материальных ценностей Местной администрации г.о. Нальчик".
2.В обращении Местной администрации г.о. Нальчик" о включении сведений о КОД "Стража" ООО (ИНН:0721021198; КПП:072501001; ОГРН:1070721001526; адрес местонахождения: 360000, Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул. Пушкина, 104) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 марта 2017 г. N РНП05-03-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017