Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 декабря 2013 г. N 06-737/13т
изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.- старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Евсеевой А.С. - государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Хорс" (далее - ООО "Хорс", заявитель):поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя;
от муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" (далее - Администрация, заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Хорс" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" при проведении открытого аукциона в электронной форме на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" в целях приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в рамках республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы" (извещение N 0116200007913004378), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
05 декабря 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Хорс" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" при проведении открытого аукциона в электронной форме на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" в целях приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в рамках республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы" (извещение N 0116200007913004378).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 12 декабря 2013 года в 14 часов 30 минут.
11 декабря 2013 года поступило дополнение к жалобе ООО "Хорс".
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы ООО "Хорс", оглашенной в ходе рассмотрения дела в полном объеме, следует, что заявитель обжалует положения документации об открытом аукционе в электронной форме.
1. Документация об открытом аукционе, разработанная Заказчиком, устанавливает требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные действующим законодательством.
Так, в разделе 11 аукционной документации "Информационная карта" (n.18) раздел: "Требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемымв соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам,осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом муниципального контракта соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" указано:
1. Участник размещения заказа должен иметь в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок, предоставленный для строительства(создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства.Право собственности, участника размещения заказа на земельный участок предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства, либо договор аренды, договор субаренды указанного земельного участка должны быть зарегистрированы органом осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Копия указанного документа с подтверждением регистрациидолжнабыть представлена в составе заявки.
2. Участник размещения заказа должен обладать разрешением на строительство многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства.Копию такого разрешения необходимо представить в составе заявки.
3. Участником размещения заказа должна быть опубликована, размещена и (или) представлена проектная декларация.
Закон о размещении заказов не устанавливает предъявляемых Заказчиком требованийк участникам размещения заказа.По мнению заявителя, установление подобных требованийставит участника размещения заказа в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе:
По пункту 1:
Участник размещения заказа на дату проведения аукциона может не иметь в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок, но на дату заключения муниципального контракта может оформить право собственности на застраиваемый участoк, либо заключить договор аренды или субаренды на земельный участок необходимый для строительства. Кроме того не указано что предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома земельный участок, в состав которого будет входить объект долевого строительства, принадлежит Участнику аукциона на праве безвозмездного срочного пользования, предусмотренном Земельным кодеком Российской Федерации.
В статье 3 Закона об участии в долевом строительстве прописан ряд условий для Застройщика, при соблюдении которых он вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома,В случае несоблюдения указанных условий у Застройщика нет права привлекать денежные средства,но при этом он не лишается права на участие в аукционе на право заключения муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов.
В аукционной документации указано, что договор аренды, договор субаренды земельного участка должен быть зарегистрирован органом, осуществляющим государственную регистрацию. В соответствии с частью 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации: "Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации ... ". Таким образом, в данном случае установлено ограничение для отдельных участников аукциона, в том числе имеющих строящиеся объекты на земельных участках, арендуемых по договорам аренды сроком менее 1 года, а значит не зарегистрированных органом, осуществляющим государственную регистрацию.
По пункту 2:
Имеется указание на то, что Участник размещения заказа должен обладать разрешением на строительство многоквартирного дома (В связи с чем, при буквальном прочтении, следует вывод о том, что участник размещения заказа непременно должен построить только один дом, в котором будут размещены все 120 жилых помещений. В тоже время в П. 3 Информационной карты "Предмет муниципального контракта" говорится долевом строительстве не одного, а нескольких многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования "Город Нерюнгри". Более того, в проекте муниципального контракта (в названии контракта) написано о строительстве нескольких домов, а в разделе 1 "Предмет контракта" прописано о строительстве одного дома. Данное несоответствие требований заказчика не позволяет однозначно трактовать положения аукционной документации.
В аукционной документации имеется указание на то, что участник размещения заказа должен обладать разрешением на строительство многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства. Копию такого разрешения необходимо представить в составе заявки. В данном случае Участник размещения заказа на момент проведения аукциона может не иметь разрешения на строительство, но в случае победы на аукционе в период времени между проведением аукциона и заключением муниципального контракта оформить разрешение на строительство.
Попункту 3:
Участником размещения заказа должна быть опубликована, размещена и (или) представлена проектная декларация. Проектная декларация может быть не размещена на дату проведения аукциона, но на дату заключения муниципального контракта может быть размещена на сайте и предоставлена Заказчику.
Исходя из вышеизложенного считают, что вышеперечисленные требования, установленные Заказчиком к Участникам размещения заказов нарушают положения ч. 2.1.статьи 34 и ч. 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
II. Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме аукцион проводится на право заключения муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" в целях приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в рамках республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы". Проект муниципального контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, в разделе 1 "Предмет контракта" устанавливает, что Застройщик обязуется в предусмотренный Контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом, расположенный в г. Нерюнгри, на земельном участке с определенным кадастровым номером и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать Участнику объект долевого строительства (далее - Объект) в соответствии с приложением N5 к настоящему Контракту (в приложении 1 указаны квартиры cопределенной общей площадью, в определенном количестве).
Таким образом, предмет контракта, указанный в проекте муниципального контракта, не соответствует Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционной документации, что является нарушением части l0 статьи 41.12 Закона о размещении заказов. В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о размещении заказов сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона
Согласно дополнению к жалобе ООО "Хорс" от 11 декабря 2013 года, заявитель обжалует следующее.
III. Документация об открытом аукционе, разработанная заказчиком, устанавливает требования, не предусмотренные действующим законодательством:
1. В разделе I"Термины и определения" аукционной документации указано что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Данное определение не соответствует пункту 1 статьи 2 Закона об участии в долевом строительстве, в соответствии с которым застройщиком может быть только юридическое лицо, физические лица не являются юридическими лицами по определению, а индивидуальные предприниматели могут осуществлять свою деятельность без образования юридического лица.
2. Объект долевого строительства - жилые помещения и общее имущество в многоквартирном доме, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, строящегося с привлечением денежных средств участника долевого строительства. В Информационной карте аукционной документации и проекте муниципального контракта цена контракта включает не только оплату за жилые помещения и общее имущество в многоквартирном доме, но также несет расходы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, канализации, отопления, электроснабжения и т.п.)
Каким образом застройщик должен сформировать цену и запланировать расходы исходя из расходов, состоящих из "и т.п." не ясно.
Кроме того, касательно общего имущества следует отметить, что в проекте муниципального контракта предусмотрен пункт 5.2.2. в части 3 которого предусмотрено право Участника долевого строительства потребовать расторжения муниципального контракта в судебном порядке в случаях изменения назначения общего имущества и (или) нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, предусмотренного пунктом 1.1. настоящего контракта. При этом нигде в аукционной документации не указано как само общее имущество и (или) нежилые помещения, так какие либо его характеристики.
Кроме вышеуказанного в случае если жилой дом будет состоять только из 120 жилых помещений вопросов с общим имуществом и (или) нежилыми помещениями во многоквартирном доме не возникает, но совсем не понятно, о каком именно общем имуществе и в какой доле от общей площади застройки жилого дома может идти речь в случае размещения жилых помещений в нескольких домах?
IV. В соответствии с аукционной документацией заказчик приобретает 120 жилых помещений (квартир) площадью не менее 6285,0 кв.м. и не более 6288,45 кв.м., из них:
64 однокомнатных квартиры общей площадью не менее 2657,0 кв.м. и не более 2658,45 кв.м.;
56 двухкомнатных квартир общей площадью не менее 3628,0 кв.м. и не более 3630,00 кв.м.
При этом площадь приобретаемых жилых помещений (квартир) не может быть меньше или больше предельных норм площади, установленной Заказчиком.
То есть, при пересчете на одну квартиру погрешность составляет в среднем 0,02875 м2, обеспечить такую точность при строительстве 120 квартир, даже в одном доме практически невозможно.
Считают, что установление столь точных параметров площади квартир является условием ограничивающим конкуренцию, так как установление подобных требований не позволит участвовать в аукционе тем участникам размещения заказа, которые готовы будут предоставить требующееся число квартир по определенной контрактом цене, но большей площади, а это может значить то, что участвовать в аукционе будет только тот участник, который разработал проектную документацию специально для этого аукциона, в том числе заранее.
Пунктом 6 статьи 41.1 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме не допускаются какие-либо переговоры заказчика с участником размещения заказа в случае, если в результате таких переговоров создаются преимущественные условия для участия в открытом аукционе одному из участников по отношению к другим. Действия муниципального заказчика по недопущению, ограничению или устранению конкуренции нарушают требования антимонопольного законодательства, в том числе Закона о защите конкуренции.
V. Закон о размещении заказов предусматривает для сторон муниципального контракта освобождение от ответственности за неисполнение условий муниципального контракта вследствие непреодолимой силы. В Современном экономическом словаре форс-мажорные обстоятельства определены как: чрезвычайные, непреодолимые, не зависящие от воли и действий участников экономического соглашения обстоятельства, в связи с которыми участники оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства. К форс-мажорным обстоятельствам относят: пожары, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия. Возникновение форс-мажорных обстоятельств освобождает участника, исполнителя договора от ответственности за выполнение принятых им обязательств". Муниципальным заказчиком в пункте 9.1. проекта муниципального контракта наряду с наводнением, пожаром, землетрясением, диверсией, военными действиями и блокадой к обстоятельствам непреодолимой силы отнесено изменение законодательства, которое таковым не является.
VI. В пункте 6.7.2. аукционной документации указано, что факт внесения денежных средств в обеспечение исполнения контракта подтверждается платежным поручением, подтверждающим перечисление денежных средств, или копией такого поручения. Среди оснований для расторжения муниципального контракта не значится не поступление на расчетный счет заказчика денежных средств, вносимых в обеспечение исполнения контракта в качестве залога, которые должны быть зачислены до заключения муниципального контракта по условиям аукционной документации.
В связи с тем, что факт поступления денежных средств не может быть подтвержден платежным поручением, которое по сути своей является ни чем иным как поручением банку произвести перечисление денежных средств со счета плательщика на счет получателя, которое может быть не исполнено из-за ошибки в документе, отсутствии связи, сбое компьютерной системы и прочим причинам.
Зачисление денежных средств подтверждается выпиской по банковскому счету банком, в котором расположен банковский счет получателя средств.
Из-за не зачисления денежных средств на счет заказчика в сумме 88 489 810,71 рублей может возникнуть ситуация в которой будет заключен муниципальный контракт без обеспечения исполнения контракта. Учитывая то, что не зачисление денежных средств по условиям муниципального контракта не является основанием для расторжения муниципального контракта, то вполне возможно, что исполнение муниципального контракта будет осуществляться без обеспечения его исполнения, что будет являться незаконной преференцией для застройщика.
VII. Аукционной документацией не предусмотрено:
- что объекты долевого строительства могут быть размещены в нескольких жилых домах с разными сроками начала строительства, ввода в эксплуатацию и степенью готовности на дату заключения муниципального контракта;
- что участник размещения заказа вправе осуществлять строительство квартир не только с начальных его этапов (с котлована), но также и в строящихся домах и даже имеющих готовность 95-99,9%;
- возможность выкупа заказчиком квартир по мере их готовности, а только финансирование работ по мере готовности дома. Каким образом будет произведена оплата, в случае если объекты долевого строительства будут размещены в разных домах с разными сроками сдачи в эксплуатацию (в пределах установленного законом срока) не ясно.
По мнению заявителя, данные упущения также являются нарушением антимонопольного законодательства, так как документация, вероятнее всего, разработана по заранее определенным параметрам объекта строительства и для конкретного застройщика.
VIII. Порядок оплаты, установленный заказчиком в аукционной документации прямо противоречит требованиям части 1 и части 3 статьи 5 Закона об участии в долевом строительстве.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона об участии в долевом строительстве в договоре указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. В аукционной документации заказчиком разделение цены на составные части не произведено, но при этом предусмотрено авансирование. Следовательно, в данном случае для определения суммы авансового платежа в соответствии с требованиями Закона об участии в долевом строительстве необходимо уточнить условия договора, выделив в цене договора сумму денежных средств на оплату услуг застройщика.
Часть 3 статьи 5 гласит: "Уплата цены договора производится путем внесения платежей единовременно или в установленный договором период, исчисляемый годами, месяцами или неделями", то есть цена договора может быть уплачена либо единовременно, либо в установленный договором период, других вариантов оплаты не предусмотрено.
Таким образом, порядок оплаты, установленный заказчиком в аукционной документации, предусматривающий перечисление аванса застройщику без выделения в цене договора суммы денежных средств на оплату услуг застройщика, а также установления промежуточной оплаты (на основании акта освидетельствования выполненных строительно-монтажных работ) по итогам выполнения определенного в контракте объема строительно-монтажных работ, противоречит Закону об участии в долевом строительстве.
Частью 4 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве установлены существенные условия договора участия в долевом строительстве, в числе которых значится цена договора, сроки и порядок ее уплаты. При отсутствии в договоре хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 4 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве, такой договор считается незаключенным на основании части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
IX. В аукционной документации и проекте муниципального контракта установлен срок гарантии по контракту:
- 5 (пять) лет со дня передачи объекта;
- без физического износа.
Из указанного в аукционной документации срок гарантии определить однозначно невозможно, так как из указанной формулировки срока: "-без физического износа" срок не поддается исчислению.
Частью 4 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве установлены существенные условия договора об участии в долевом строительстве, в числе которых значится гарантийный срок на объект долевого строительства. При отсутствии в договоре хотя бы одного из условий такой договор считается незаключенным.
Просят признать жалобу обоснованной.
Согласно письменному пояснению заказчика, Администрация муниципального образования "Город Нерюнгри" с жалобой не согласна, поясняют следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Исходя из требований Закона об участии в долевом строительствезастройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
В названии открытого аукциона и предмете контракта разночтений нет, так как в предмете контракта возможно уточнение по количеству домов. Возможно это один 120-квартирный дом, возможно два 60-квартирных и т.д. Существенным условием контракта и документации является приобретение 120 жилых помещений, из них 64 - однокомнатные квартиры, 56- двухкомнатных квартир.
В адрес заказчика запросы на разъяснение положений аукционной документации в установленные законом сроки не поступали.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
22 ноября 2013 года на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ruзаказчиком размещеныизвещение N 0116300000313000210 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" в целях приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в рамках республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы", а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 294 966 035,70 рублей.
14 декабря 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116300000313000210-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (13 декабря 2013 года в 09:00 по местному времени) поступила одна заявка от участника размещения заказа с защищенным номером заявки 6389705.
Единая комиссия приняла решение допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме единственного участника размещения заказа. Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
17 декабря 2013 года состоялась процедура рассмотрения второй части заявкина участие в открытом аукционе в электронной форме и подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N0116300000313000210-2, размещенный на официальном сайте 2013 года.
Согласно указанному протоколу, вторая часть заявкиобщества с ограниченной ответственностью "Алькор-7" признана не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания муниципального контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
На момент рассмотрения жалобы по существу муниципальный контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Хорс"частично обоснованнойпо следующим основаниям.
Заявитель обжалует установление требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается следующее обязательное требование к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме (пункт 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Согласно пункту 18 части II"Информационная карта" аукционной документации установлены следующие требования к участнику размещения заказа.
1. Участник размещения заказа должен иметь в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства. Право собственности участника размещения заказа на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства, либо договор аренды, договор субаренды указанного земельного участка должны быть зарегистрированы органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Копия указанного документа с подтверждением регистрации должна быть представлена в составе заявки.
2. Участник размещения заказа должен обладать разрешением на строительство многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства. Копию такого разрешения необходимо представить в составе заявки.
3. Участником размещения заказа должна быть опубликована, размещена и (или) представлена проектная декларация.
Частью 2 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве предусмотрено, что право на привлечение денежных средств граждан имеют застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно части 1 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Материалами дела установлено, что предметом муниципального контракта по рассматриваемому открытому аукциону является следующее: "По настоящему Контракту Застройщик обязуется в предусмотренный настоящим Контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Нерюнгри _______________________, на земельном участке с кадастровым N _______________________ и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать Участнику (долевого строительства) объект долевого строительства (далее - Объект)<_>".
Таким образом, поскольку по договору участия в долевом строительстве в рассматриваемом случае привлекаются денежные средства Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" как участника долевого строительства, обязательными условиями для получения застройщиком права на привлечение денежных средств является соблюдение им требований указанных в пункте 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве (получение разрешения на строительство, опубликование проектной документации, государственной регистрации права на земельный участок).
Следовательно, наличие в аукционной документации требований, предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве не нарушает положений Закона о размещении заказов.
Между тем, заявитель указывает также на то, что в случае несоблюдения указанных условий у участника размещения заказа нет права на привлечение денежных средств, но при этом он может участвовать в открытом аукционе в электронной форме, поскольку может оформить соответствующие документы на дату заключения контракта.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что в соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов целью проведения открытого аукциона в электронной форме является заключение соответствующих контрактов. По смыслу главы 3.1. Закона о размещении заказов победитель открытого аукциона в электронной формеприобретает право на заключение соответствующего контракта. Поскольку предметом контракта является участие в долевом строительстве, требования части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве препятствуют возникновению права на заключение такого контракта у лица, не обладающего соответствующими документами.
Также заявитель ссылается на норму части 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации.
Но из императивного положения части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве следует, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства только после государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Заявителем также указывается на неоднозначность условий аукционной документации в связи с указанием требования о предоставлении разрешения на строительство многоквартирного дома, тогда как аукционной документацией предусмотрено строительство нескольких многоквартирных домов.
Материалами дела установлено, что часть II"Информационная карта" открытого аукциона содержит указание на 120 жилых помещений (квартир), подлежащих строительству.
Между тем, документация не содержит указания на то, что участник размещения заказа обязан построить только один дом.
Согласно письменным пояснениям заказчика, количество домов для муниципального заказчика не имеет значения. Существенным условием контракта и документации является приобретение 120 жилых помещений, из них 64 - однокомнатные квартиры, 56- двухкомнатных квартир.
Следовательно, при предложении квартир в нескольких домах, участник размещения заказа обязан предоставить информацию в отношении каждого дома, соответствующую документации об открытом аукционе в электронной форме (количеству жилых помещений и т.д.).
Довод заявителя о несоответствии аукционной документации извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Материалами дела установлено, что предметом муниципального контракта по рассматриваемому открытому аукциону является следующее: "По настоящему Контракту Застройщик обязуется в предусмотренный настоящим Контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Нерюнгри _______________________, на земельном участке с кадастровым N _______________________ и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать Участнику (долевого строительства) объект долевого строительства (далее - Объект)<_>".
Предметом открытого аукциона в электронной форме является право на заключение муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" в целях приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в рамках республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы" (согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0116300000313000210 от 22 ноября 2013 года).
Таким образом, предмет контракта соответствует извещению о проведении открытого аукциона и аукционной документации, поскольку во всех случаях речь идет о заключении договора участия в долевом строительстве.
Довод заявителя о некорректном установлении порядка формирования цены контракта признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Согласно пункту 13 части II. "Информационная карта" аукционной документации цена контракта включает в себя: стоимость строительства Объекта долевого строительства, соответствующего установленным требованиям и условиям, предусмотренными документацией об аукционе, включая расходы по подготовке и оформлению всей документации (в том числе постановка на кадастровый учет каждого жилого помещения), расходы на подключение к сетям инженерно- технического обеспечения (водопровода, канализации, отопления, электроснабжения и т.п.), расходы, связанные с охраной и содержанием построенного Объекта долевого строительства до даты подписания Актов приема-передачи, расходы по технадзору, все налоги (в том числе НДС), сборы и другие обязательные платежи, которые Застройщик по муниципальному контракту должен оплачивать в соответствии с условиями муниципального контракта или на иных основаниях, иные расходы, которые необходимо осуществлять Застройщику при передаче Объекта долевого строительства Заказчику.
Таким образом, заказчиком указан конкретный перечень расходов, включенных в стоимость контракта, а следовательно, должным образом исполнено требование Закона о размещении заказов об указании порядка формирования цены контракта.
Довод жалобы об указании в проекте муниципального контракта неправомерного основания расторжения контракта признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1.1. статьи 9 Закона об участии в долевом строительстве по требованию участника долевого строительства договор может быть расторгнут в судебном порядке в случае изменения назначения общего имущества и (или) нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Пунктом 5.2.2. проекта муниципального контракта установлено соответствующее основание для расторжения контракта.
Таким образом, заказчиком установлено условие, не противоречащее законодательству.
Заявитель также обжалует установление в аукционной документации неправомерного требования к площади жилых помещений.
Пунктом 5 части II. "Информационная карта" аукционной документации установлены следующие предельные нормы приобретаемых жилых помещений:
120 жилых помещений (квартир) площадью не менее 6285,0 кв.м. и не более 6288,45 кв.м., из них:
64 однокомнатных квартиры общей площадью не менее 2657,0 кв.м. и не более 2658,45 кв.м.;
56 двухкомнатных квартир общей площадью не менее 3628,0 кв.м. и не более 3630,00 кв.м.
Тем же пунктом установлено следующее: площадь приобретаемых жилых помещений (квартир) НЕ может быть меньше или больше предельных норм площади, установленной Заказчиком.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Следовательно, любой заказчик вправе установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям. Более того, Закон о размещении заказов не содержит положений, которые бы обязывали Заказчика устанавливать требования таким образом, чтобы им соответствовало максимальное количество участников размещения заказа.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Исходя из смысла указанного положения, потребности заказчика являются определяющим фактором при формировании им аукционной документации , поскольку при размещении заказа муниципальный заказчик руководствуется в первую очередь возможностью качественного удовлетворения потребностей муниципального образования в том виде, который нужен для эффективного решения вопросов местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Доказательств того, что указанное условие открытого аукциона в электронной форме неисполнимо, заявитель не представил.
Касательно указания заявителя на нарушение норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Якутского УФАС России поясняет, что сроки, порядок и другие процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются положениями данного закона и другими нормативными документами, таким образом, данный довод не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.
Заявитель также обжалует несоответствие понятия форс-мажорных обстоятельств в проекте муниципального контракта определению Современного экономического словаря.
В соответствии с частью 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Согласно пункту 9.1. проекта муниципального контракта стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Контракту, в случае если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокады, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, которые возникли после заключения настоящего Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
Поскольку изменение законодательства является обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, а также принимая во внимание принцип свободы договора, указанный довод жалобы признан необоснованным.
Также Комиссия Якутского УФАС России отмечает некорректность следованиядефинициям Современного экономического словаря для определения юридических понятий, считая указанные определения единственно правильными.
Довод заявителя оботсутствии в проекте контракта указания на возможность расторгнуть контракт вследствие невнесения денежных средств в обеспечение исполнения контракта признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 6.7.2. части III. "Инструкция участникам открытого аукциона в электронной форме" аукционной документации факт внесения денежных средств в обеспечение исполнения контракта подтверждается платежным поручением, подтверждающим перечисление денежных средств, или копией такого поручения.
В случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется (часть 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов).
Из содержания указанной нормы следует, что контракт может быть заключен только после передачи заказчику денежных средств, то есть после фактического перечисления денежных средств, которое подтверждается, в соответствии с аукционной документацией платежным поручением.
Поскольку не заключив контракт расторгнуть его невозможно, указанное заявителем основание для расторжения контракта может и не указываться в проекте муниципального контракта.
Довод заявителя об отсутствии указания в аукционной документации на ряд обстоятельств признан необоснованным на основании следующего.
Как было указано выше, любой заказчик вправе установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям. Более того, Закон о размещении заказов не содержит положений, которые бы обязывали Заказчика устанавливать требования таким образом, чтобы им соответствовало максимальное количество участников размещения заказа.
Заказчиком по смыслу положений Закона о размещении заказов разрабатывается аукционная документация, которая включает в себя положения, которые необходимы для установления соответствия потребностям заказчика.
Заказчик не может и не должен предусматривать пожелания всех потенциальных участников размещения заказа, поскольку руководствуется он в первую очередь своими потребностями.
Довод заявителя о несоответствии порядка оплаты, установленного в аукционной документации Закону об участии в долевом строительстве признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона об участии в долевом строительстве в договоре указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика.
Из содержания указанной нормы следует, что в договоре об участии в долевом строительстве должна быть указана цена договора, в том числе и как сумма (итоговая цена без выделения отдельных частей) денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика.
В соответствии с частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Из содержания указанной статьи следует, что цена договора, а именно предложение о цене контракта участника размещения заказа, включается в проект контракта после определения победителя открытого аукциона в ходе процедуры заключения контракта.
Частью 2 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что право на привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном доме, имеют застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента регистрации.
Таким образом, обязательным условием для получения застройщиком права на привлечение денежных средств граждан является соблюдение им не только требований, указанных в части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве (получение разрешения на строительство, опубликование проектной декларации, государственная регистрация права на земельный участок), но и требований части 2 статьи 3 и части 3 статьи 4 этого Закона (наличие договора, заключенного в письменной форме и прошедшего государственную регистрацию).
Именно выполнение этих требований и предоставляет застройщику право привлекать денежные средства граждан.
Следовательно, различные формы предоплаты, аванса в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве (до момента государственной регистрации договора) не допускаются.
Между тем, согласно пункту 7 части II. "Информационная карта" аукционной документации заказчик перечисляет аванс Застройщику в размере 30% от цены муниципального контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня предоставления Застройщиком Заказчику муниципального контракта, зарегистрированного в установленном законом порядке в органах государственной регистрации.
Таким образом, при соблюдении условия, указанного в аукционной документации, перечисление аванса застройщику не нарушает требований Закона об участии в долевом строительстве.
Довод заявителя об установлении срока гарантии по контракту, противоречащего действующему законодательству признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования.
Согласно пункту 17 части II. "Информационная карта" аукционной документации установлен срок гарантии:
- 5 (пять) лет со дня передачи Объекта,
- без физического износа.
Таким образом, аукционной документацией установлен срок гарантии в размере пяти лет без учета физического износа.
Довод заявителя об установлении в документации об открытом аукционе порядка оплаты, противоречащего действующему законодательству признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.
Согласно пункту 7 части II. "Информационная карта" аукционной документации установлен следующий порядок оплаты.
Промежуточная оплата будет производиться по предъявлению акта освидетельствования выполненных строительно-монтажных работ по следующей схеме:
устройство несущих и ограждающих конструкций здания - 20% от стоимости заключенного контракта, по мере поступления денежных средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета Республики Саха (Якутия);
устройство кровли и завершение внутренних отделочных и специализированных работ - 20% от стоимости заключенного контракта, по мере поступления денежных средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета Республики Саха (Якутия);
благоустройство территории и устройство наружных инженерных сетей - 20% от стоимости заключенного контракта, по мере поступления денежных средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета Республики Саха (Якутия).
Окончательная оплата составляет 10% и производится после подписания Актов приема-передачи с предоставлением оригиналов кадастровых паспортов и технических паспортов на каждое жилое помещение, при поступлении денежных средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета Республики Саха (Якутия).
Таким образом, в аукционной документации содержатся сведения о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.
Довод заявителя об отсутствии в аукционной документации указания на то, что земельный участок может принадлежать участнику размещения заказа на праве безвозмездного срочного пользования признан обоснованным на основании следующего.
Частью 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве предусмотрена возможность привлечения денежных средств участника долевого строительства в том числе после регистрации, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Аукционная документация, а именно, пункт 18 части II. "Информационная карта" содержит в себе требования к участникам размещения заказов, согласно которым земельный участок может принадлежать застройщику только на праве собственности, договора аренды и договора субаренды.
Указанное положение аукционной документации не в полной мере отражает требования, предъявляемые к застройщику на основании Закона об участии в долевом строительстве, тем самым отступая от требований, предъявляемых к участникам размещения заказа на основании пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Заказчик признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Довод заявителя о несоответствии терминов, содержащихся в аукционной документации законодательству Российской Федерации признан обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона об участии в долевом строительстве застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства") случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Материалами дела установлено, что глава I. "Термины и определения" аукционной документации участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение муниципального контракта.
Застройщиком, в соответствии с вышеуказанной нормой Закона об участии в долевом строительстве может быть только юридическое лицо.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о размещении заказов участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается следующее обязательное требование к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Поскольку документацией об открытом аукционе не установлено обязательное требование к участникам размещения заказа, предусмотренное Законом об участии в долевом строительстве, заказчик признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Между тем, Комиссия Якутского УФАС России указывает на следующее.
Предмет контракта, заключаемого по итогам открытого аукциона в электронной форме (а, соответственно, и самого открытого аукциона) сам по себе ограничивает участие в открытом аукционе, поскольку участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации к застройщикам.
Согласно части 1 статьи 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. <_>
Из содержания жалобы ООО "Хорс" не ясно, какие права и законные интересы нарушены положениями аукционной документации, признанными Комиссией нарушающими Закон о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Поскольку установление неправомерных требований к участнику размещения заказа предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы конкретного участника торгов, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в размещении заказа. На это, в частности, указывает положение части 2 статьи 58 Закона о размещении заказов.
Между тем, жалоба Заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника размещения заказа- ООО "Хорс".
Запросы о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме не поступали.
При этом, Комиссия Якутского УФАС отмечает, что жалоба ООО "Хорс" поступила в антимонопольный орган 05 декабря 2013 года, срок окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, согласно извещению - 13 декабря 2013 года.
Таким образом, участник размещения заказа ООО "Хорс" ознакомился с извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме и, соответственно, мог подать заявку на участие в данном размещении заказа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Хорс" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" при проведении открытого аукциона в электронной форме на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" в целях приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в рамках республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы" (извещение N 0116200007913004378) частично обоснованной, в части не установления в аукционной документации требования к участнику размещения заказа, а также в части установления требования, не соответствующего Закону об участии в долевом строительстве.
2. Признать муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа и не повлекли нарушения прав и законных интересов участников размещения заказа предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
А. С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 декабря 2013 г. N 06-737/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2013