Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 декабря 2013 г. N 469-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Тюменского УФАС России), рассмотрев жалобу ООО "Спецмонтажналадка-2" на действия администрации Ярковского муниципального района Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N АР-0049/13 (реестровый номер заказа 0167300026713000058) на выполнение работ по объектам: "Ремонт котельной в с. Маранка", "Ремонт котельной в с. Сорокино", "Ремонт котельной в пос. Усть-Тавда", "Ремонт котельной в с. Щетково", "Ремонт котельной в с. Дубровное", "Ремонт котельной ПМК-15 с. Ярково", "Ремонт котельной в с. Старолександровка" (далее - открытый аукцион в электронной форме),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 02.12.2013 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов), и принята к рассмотрению.
В соответствии со ст. 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя посредством электронной почты направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи на основании ч. 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, на основании приказа Тюменского УФАС России от 03.12.2013 г. N 679 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов проводится внеплановая проверка действий администрации при проведении открытого аукциона в электронной форме N АР-0049/13 (N 0167300026713000058).
Согласно жалобе заявителя положения документации об аукционе, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В частности, в жалобе указано, что отсутствие в составе аукционной документации проектной документации на техническое перевооружение (ремонт) котельных, прошедшей государственную экспертизу не позволяет заявителю установить необходимые технические характеристики работ и требования к их безопасности и сделать соответствующее ценовое предложение по условиям исполнения контракта. Помимо этого, содержащееся в техническом задании аукционной документации указание на товары конкретного производителя (котел, горелка, пульт управления) ограничивает количество участников размещения заказов.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы, при этом отказался от требований в части нарушения заказчиком порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта, в связи, с чем Комиссия оставляет данный довод без рассмотрения.
До начала заседания Комиссии заявителем представлено ходатайство, в котором указано на необходимость привлечения к рассмотрению дела специалистов Северо-Уральского управления Ростехнадзора и ГАУ ТО "Управление государственной экспертизы проектной документации".
Комиссия, изучив доводы ходатайства, считает необходимым отказать в его удовлетворении в связи с тем, что разрешение соответствующих вопросов не требуют специальных познаний в областях науки, (техники, искусства или ремесла) и связано исключительно с правовой оценкой спорных правоотношений, сложившихся при проведении открытого аукциона, что является компетенцией антимонопольного органа.
Заказчик с жалобой не согласен, в связи с чем его представителями, присутствовавшими в заседании Комиссии, представлены письменные возражения на жалобу, а также устные пояснения по обстоятельствам, изложенным в жалобе заявителя из которых следует, что документация открытого аукциона в электронной форме N АР-0049/13 не противоречит требованиям действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Главой 3.1 Закона о размещении заказов регламентирован порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме под которым понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме утверждается заказчиком и уполномоченным органом и должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Помимо этого в п. 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов закреплено, что документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Ограничения в части установления соответствующих требований, в том числе к формированию предмета контракта, содержатся в действующем законодательстве. Так, согласно части 1 статьи 41.6 (с ссылкой на часть 3.1 статьи 34) Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Как следует из представленных материалов, 25.11.2013 года заказчиком на официальном сайте Российской Федерации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация об аукционе открытого аукциона в электронной форме N АР-0049/13 с реестровым номером заказа 0167300026713000058.
Предметом контракта (аукциона) является выполнение работ по ремонту котельных, расположенных в населенных пунктах Ярковского муниципального района.
Согласно п.1.2, 1.3 раздела I документации об аукционе определено, что требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности и результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика установлены в соответствии с Приложением N 1 (Техническое задание) документации об аукционе.
В Техническом задании содержится описание работ, подлежащих выполнению в рамках заключенного муниципального контракта, а также сметные расчеты по каждому объекту.
В Приложениях N 1,2,3 техническому заданию к документации об аукционе, поименованном как "Требования к товарам, используемых при выполнении работ" приведен детализированный перечень материалов и оборудования, использование которых предполагается при выполнении работ, являющихся предметом государственного контракта.
Как указано в жалобе, требование заказчика к товарам - котел, горелка и пульт управления, ограничивает количество участников размещения заказов, способных предложить соответствующее оборудование от различных производителей.
Вместе с тем, обозначенный довод в ходе проведения внеплановой проверки не нашел своего подтверждения, поскольку из содержания технического задания никак не следует, что заказчиком установлено требование к какому-то конкретному производителю. В частности, соответствующий раздел технического задания содержит перечень требований к качественным и техническим (функциональным) характеристикам, которым должен соответствовать тот или иной товар, который предполагается использовать при выполнении работ, при этом некоторые характеристики установлены путем указания минимальных и максимальных значений показателей, что предполагает возможность предложить продукцию различных производителей, представленных на соответствующем товарном рынке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Приложению N 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Кроме того, разделом 12 Приказа Ростехнадзора от 07.04.2011 г. N 168, которым утверждены требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов установлено, что к такому оборудованию относятся котельные, с рабочим давлением более 0,07 мегапаскаля и с температурой нагрева свыше 115 градусов Цельсия.
В соответствии с Постановлением Правительства от 24.11.1998 N 1371 регистрация опасных производственных объектов и ведение реестра возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Как следует из технического задания аукционной документации в котельных, обозначенных в аукционной документации, установлены котлы, температура воды, при которой они эксплуатируются, не превышает 115 градусов Цельсия, рабочее давление составляет 0, 05 МПа (50 КПа).
Согласно сведений, полученных от Северо-Уральского управления Ростехнадзора, следует, что котельные, выполнение ремонтных работ по которым является предметом контракта (аукциона), в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы. В данных котельных отсутствуют котлы с параметрами, необходимыми для отнесения их к опасным производственным объектам.
Как пояснил в заседании Комиссии представитель заказчика все приведенные в техническом задании качественные и технические характеристики работ, являются достаточными для того, чтобы каждый потенциальный участник размещения заказа, ознакомившись с документацией об аукционе, размещенной на официальном сайте, смог сделать ценовое предложение по данному аукциону.
В этой связи, в жалобе заявитель не указал какие конкретно показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, в техническом задании отсутствуют и в соответствии с п. 1 ч. 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов должны быть указаны заказчиком в составе документации об аукционе.
В соответствии со статьей 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что при размещении вышеупомянутого заказа заказчик использовал сведения, являющиеся достаточными и необходимыми для определения потенциальным участником размещения заказа объема работ и их стоимостных показателей, а также технических характеристик работ и требования к их безопасности. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов одним из обязательных требований, предъявляемых к участникам размещения заказа, является соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного Закона, в частности о соответствии участников размещения заказа положениям пунктов 2 - 4 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч.3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, должны выполняться лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам, перечень которых в настоящее время установлен Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624.
Учитывая, в предмет контракта входит также выполнение монтажных работ по установке соответствующего оборудования на котельных (локально-сметные расчеты N16/11-2013, N16.1/11-2013, N17.1/11-2013, N18/11-2013, N18.1/11-2013, N19.1/11-2013, N20.1/11-2013, N21.1/11-2013, N 22/11-2013, N22.1/11-2013, что предполагает наличие у участника размещения заказа свидетельства саморегулируемой организации о допуске п.23 "Монтажные работы", п. 23.4. "Монтаж оборудования котельных", п. 24. "Пусконаладочные работы", предусмотренные вышеуказанным Перечнем.
Вместе с тем, в нарушение п.1 части 1 статьи 11, ч. 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документации об аукционе N АР-0049/13 не содержит сведений о том, что в состав подлежащих выполнению работ, входят работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, и не установлено обязательное требование о наличии участника размещения заказа соответствующего допуска СРО.
В этой связи, учитывая допущенные заказчиком нарушения, Комиссия считает необходимым выдать в адрес последнего обязательное для исполнения предписание об устранения допущенного нарушения законодательства о размещении заказов путем внесения изменений в документацию об аукционе, продления срока подачи заявок на участие в отрытом аукционе в электронной форме N АР-0049/13 (N 0167300026713000058) и проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Спецмонтажналадка-2" на действия администрации Ярковского муниципального района Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N АР-0049/13 (N 0167300026713000058) частично обоснованной.
2. Признать обоснованными доводы жалобы в части отсутствия документации об аукционе N АР-0049/13 требования о наличии участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, перечень которых в настоящее время установлен Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624.
3. Признать администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области нарушившей п.1 части 1 статьи 11, ч. 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме открытого аукциона в электронной форме N АР-0049/13 ( N 0167300026713000058).
4. Выдать администрации Ярковского муниципального района Тюменской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения п.1 части 1 статьи 11, ч. 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов путем внесения изменений в документацию об аукционе, продления срока подачи заявок на участие в отрытом аукционе в электронной форме N АР-0049/13 (N 0167300026713000058) и проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и с учетом выводов, содержащихся в настоящем Решении.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 декабря 2013 г. N 469-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2013