Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2013 г. N 94-2725/13
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 4" (далее - заказчик),
Кузнецова Анатолия Анатольевича,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 26005 от 18.12.2013) на действия заказчика при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по перевозке медицинского персонала и больных автомобилями скорой медицинской помощи для обслуживания отделений скорой медицинской помощи для взрослых и детей для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" в 2014 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании ч. 5 ст. 17, ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.11.2013 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200100913000077. Начальная (максимальная) цена контракта - 29 427 841,77 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика в части содержания в конкурсной документации нарушений Закона о размещении заказа.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Заявитель в жалобе указывает, что согласно конкурсной документации в рамках критерия "Квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" предполагается оценивать выполнение участниками размещения заказа услуг, не отвечающих предмету конкурса. В жалобе указано, что согласно части 3 "Техническое задание" медицинские услуги не являются предметом размещаемого заказа, предметом заказа являются автотранспортные услуги.
Согласно п. 1 раздела 1 части 2 конкурсной документации "Предметом настоящего конкурса является право заключения договора Санкт-Петербурга на оказание услуг по перевозке медицинского персонала и больных автомобилями скорой медицинской помощи для обслуживания отделений скорой медицинской помощи для взрослых и детей для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" в 2014 году".
При проведении конкурса выбран код для закупаемых услуг по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг - 8519020 "Услуги автомобильной скорой помощи и воздушного транспорта".
В соответствии с ОК 004-93 "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" (утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17) код 8519020 входит в раздел "Услуги больниц и специализированных лечебных центров".
Заказчик проводит конкурс для выбора организации, которая будет оказывать услуги, которые согласно постановлению Госстандарта от 06.11.2001 N 454-ст "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" отнесены к разделу 85 "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", а именно: код по ОКВЭД - 85.14.4 деятельность учреждений скорой медицинской помощи, которая включает следующие виды экономической деятельности: деятельность скорой медицинской помощи и перевозку больных санитарно-транспортными средствами. Согласно указанному документу деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код ОКВЭД 60.23) не включает в себя перевозку машинами скорой помощи.
Кроме того, существуют особые требования, которые предъявляются к автомобилям, которыми будет осуществляться перевозка, и к водителям, которые будут управлять данными автомобилями скорой помощи:
- водители должны иметь подготовку по программе оказания первой медицинской помощи. Водители должны выполнять правила внутреннего трудового распорядка Учреждения, а также иметь свидетельства о допуске к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных сигналов (постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 N 876).
- автомобили скорой помощи относятся к автомобилям оперативных служб и должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы (постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2007 N 548) "Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан").
Перевозка бригад скорой помощи на специализированных автомобилях относится к оказанию медицинских услуг. Перевозка медицинского персонала и экстренная транспортировка больных машинами скорой помощи является неотъемлемой частью услуг скорой медицинской помощи, оказываемых населению.
Таким образом, заказчик при разработке документации и выборе способа размещения заказа правильно определил, что "услуги по перевозке медицинского персонала и больных автомобилями скорой помощи" относится к категории медицинских услуг, а не автотранспортных.
Таким образом, конкурсная документация не содержит нарушений требований ч.ч. 4.1, 7 ст. 28 Закона о размещении заказов.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
2. Заявитель указывает, что согласно п. 11 части 2 конкурсной документации при определении порядка и сопоставления заявок установлен критерий "Квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг", а также указано, что конкурсной комиссией будет учитываться опыт оказания услуг с использованием автомобилей скорой медицинской помощи. По мнению заявителя, конкурсная документация не содержит сведений о том, какие именно услуги с использованием автомобилей скорой помощи будут оцениваться конкурсной комиссией в рамках данного критерия, а также, что документация не содержит общего количества машино-часов, необходимое для расчета рейтинга, присуждаемого заявке.
Согласно п. 2.2 раздела 2 части 2 конкурсной документации "Специальная часть. Инструкция участникам" показатель критерия "Квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" определяется как имеющийся у участника конкурса за период с 01.11.2008 года по 31.10.2013 года опыт оказания услуг с использованием автомобилей скорой медицинской помощи для перевозки медицинского персонала и больных в рамках обслуживания отделений (станций) скорой медицинской помощи, являющихся составной частью учреждений, осуществлявших в период действия контрактов (договоров) на эти услуги медицинскую деятельность и имевших соответствующие лицензии (включая деятельность по оказанию скорой медицинской помощи).
Учитывая изложенное, конкурсной документацией предусмотрено, что для подтверждения квалификации участника конкурса будет учитываться опыт оказания услуг с использованием автомобилей скорой медицинской помощи для перевозки медицинского персонала и больных, а не опыт оказания иных услуг.
Вместе с тем, в п. 2.3 раздела 2 части 2 конкурсной документации "Специальная часть. Инструкция участникам" указано, что при расчете рейтинга участника по установленной конкурсной документацией формуле будет учитываться требуемое заказчиком количество машино-часов услуг по перевозке медицинского персонала и больных автомобилями скорой медицинской помощи для обслуживания отделений скорой медицинской помощи для взрослых и детей для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" в 2014 году. Требуемое заказчиком количество машино-часов услуг по перевозке медицинского персонала и больных автомобилями скорой медицинской помощи для обслуживания отделений скорой медицинской помощи для взрослых и детей для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" в 2014 году в соответствии с техническим заданием (том 3).
В техническом задании требуемое заказчиком количество машино-часов установлено (50 849 машино-часов).
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
3. Заявитель указывает, что в пп. 5 п. 7 ч. 2 конкурсной документации установлено обязательное требование о представлении документов, предусмотренных пп. г) п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе.
В соответствии со ст. 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе по форме, установленной конкурсной документацией.
Требования к содержанию заявки установлены в ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов. Заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документы подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на проведение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
Конкурсной документацией не установлено, что непредставление участником размещения заказа документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Согласно п. 2 3 раздела 2 части 2 конкурсной документации в случае отсутствия в составе заявки участника размещения заказ каких-либо документов, подтверждающих сведения об опыте оказания услуг, количество машино-часов при определении показателя опыта оказания услуг учтено не будет (количество баллов равно нулю).
Следовательно, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
4. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с положениями конкурсной документации требование о том, что участник должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса, государственным заказчиком не установлено.
При этом, как следует из содержания конкурсной документации, предметом рассматриваемого отрытого конкурса являются услуги автомобильной скорой помощи.
Кроме того, в извещении о проведении конкурса установлен следующий код ОКДП, соответствующий предмету конкурса: 8519020 - Услуги автомобильной скорой помощи и воздушного санитарного транспорта.
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинские услуги являются лицензируемым видом деятельности.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" услуги скорой медицинской помощи относятся к медицинским услугам, а, следовательно, подлежат обязательному лицензированию.
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.07 N 30 оказание скорой медицинской помощи является одним из видов медицинской деятельности.
Таким образом, транспортные средства скорой медицинской помощи могут эксплуатироваться только юридическими или физическими лицами, имеющими в соответствии с указанными нормативными правовыми актами лицензии на выполнение медицинских услуг по оказанию скорой медицинской помощи.
При этом транспортные средства, используемые для данного вида деятельности должны соответствовать требованиям ГОСТ 91500.07.0001-2002 "салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования", утвержденный приказом Минздрава России от 14.10.02 N 313.
Кроме того, в соответствии с приказом Минздрава России от 10.05.00 N 156 "О разрешении на применение в медицинских целях изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного и зарубежного производства в РФ" все автомобили скорой медицинской помощи, приобретаемые и используемые в медицинской практике должны быть зарегистрированы и иметь регистрационные удостоверения образца, подтверждающие соответствие указанному выше стандарту.
Учитывая изложенное, регистрация автомобилей скорой медицинской помощи должна осуществляться только при предоставлении собственниками транспортных средств копий указанных регистрационных удостоверений и лицензии.
Следовательно, приобретение и использование автомобилей скорой помощи без вышеуказанных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации неправомочно.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае заказчик обязан был установить требование к участникам размещения заказа, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов о наличии у них лицензии на оказании медицинских услуг.
Поскольку рассматриваемая конкурсная документация не содержит требования к участникам размещения заказа, установленного действующим законодательством к лицам, оказывающим медицинские услуги, государственным заказчиком нарушено требование п. 1 ч 1 ст. 11 Закона о размещении заказов.
Выявленное в действиях заказчика нарушение являются существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 11, 17, 22, 25, 28, 60 Закона о размещении заказов,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кузнецова Анатолия Анатольевича необоснованной.
2. Признать в действия заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2013 г. N 94-2725/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2013