Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2013 г. N 94-2318/13
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - заказчик),
в отсутствие представителей ООО "ЛидерСтрой" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 23968 от 27.11.2013) на действия заказчика при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение комплекса работ по санитарной очистке территории Калининского района Санкт-Петербурга в 2014 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании ч. 5 ст. 17, ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 15.11.2013 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004313000064. Начальная (максимальная) цена контракта - 37 715 386,37 рублей.
Заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления заказчиком требований к товарам, используемым при выполнении работ, несоответствующих действующим стандартам и нормативам, а также в части установления требований к участникам размещения заказа о наличии специализированного оборудования и машин.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В п. 9.1 части 2 аукционной документации указано следующее: "Технические требования к товарам (материалам, оборудованию и специальным средствам), используемым при выполнении работ - Требования к показателям товаров, использующимся при оказании услуг, установлены в Приложении N 3 к Части II".
Частью IV аукционной документации (инструкция по заполнению первых и вторых частей заявок) установлено: "если указано, что товар должен соответствовать ГОСТ, то указанные конкретные показатели, предложенного товара участником для использования при выполнении работ, должны соответствовать и ГОСТ и заданному диапазону значений характеристик товара согласно техническому заданию. Все ГОСТ и другие стандарты, которым должны соответствовать товары, указаны в техническом задании или в требованиях к товару".
В п. 1 приложения N 3 к части 2 аукционной документации установлены требования к воде водопроводной в соответствии с пунктом 8.1, 9.1, 11.1 раздела 1 локальной сметы 1.
В описательной части по данному пункту указано, что вода водопроводная должна соответствовать по качеству ГОСТ 2874-82.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что срок действия ГОСТ 2874-82 с 01.01.85 до 01.01.95. и в соответствии с постановлением государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 17 декабря 1998 г. N 449 утратил силу на территории Российской Федерации. Следовательно данный ГОСТ не действует, взамен указанного ГОСТа введен в действие ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества". Следовательно, заказчиком не установлены требования связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Указание в требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, на их соответствие ГОСТ, утратившим силу не позволяет участникам размещения заказа использовать материал, соответствующий действующим ГОСТам и может привести к отсутствию возможности выполнения условий контракта по причине отсутствия материала, соответствующего требованиям ГОСТ, утративших силу. Указанные обстоятельства могут привести к необходимости изменений условий контракта, что не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов.
В п. 3 "Песчано-соленая смесь" приложения N 3 к технической части аукционной документации установлено, что "Песчано-соленая смесь должна представлять собой смесь технической бертолетовой соли по ГОСТ 2713-74 и песка по ГОСТ 2713-74", при этом далее в описании показателей указано, что "песок должен соответствовать ГОСТ 8736-93".
Таким образом, заказчик не определил каким ГОСТом необходимо руководствоваться участникам для формирования своего предложения по товару, используемому при выполнении работ. Следовательно, заказчиком не установлены требования связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Представители заказчика указали на техническую ошибку при формировании требований к "песчано-солевой смеси" в части соответствия песка ГОСТ 2713-74.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС, доводы заявителя о том, что заказчик установивил противоречивые требования к товару, используемому при выполнении работ, в части установления в п. 1, 2, 3 приложения N 3 к аукционной документации требований, расширяющих требования, установленные ГОСТ, нашли свое подтверждение.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п.1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, выразившееся в неустановлении требований, связанных с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2.1 ст. 34) Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
Заказчик в п. 4, п. 5 и п. 6 таблицы приложения N 3 к технической части аукционной документации установил требование об описании в первой части заявки "машины тип 1", "машины тип 2" и "машин тип 3". К данным "машинам" заказчик установил специализированные технологические требования, не относящиеся к предмету размещения заказа, а именно: "Расход топлива", "Топливо", "Процесс работы двигателя и сгорания топлива (в топливе должны отсутствовать сероводород, водорастворимые кислоты, щелочи, вода. Кислотность должна быть менее 7 мг КОН на 100 см3. Зольность должна быть менее 0,03 процента. 96 процентов должно перегоняться при температуре менее 370 градусов Цельсия. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, должна быть не ниже 20 градусов Цельсия. Коксуемость 10 процентного остатка должна быть менее 3 процентов)" "Характеристикам двигателя", "Материалам, из которых изготовлена кабана машины (в том числе, содержание металлов "Таблицы Менделеева", "Требования к эмали, которой покрыты кабина машины", "скорость высыхания кабины машины после покрытия ее эмалью" и т.д.
В ходе заседания комиссии УФАС представители заказчика указали на то, что исполнитель по контракту обязан использовать указанные технологические "машины" при выполнении работ. Также указали, что указанные "машины" в собственность заказчику не передаются.
Таким образом, заказчик нарушил ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2.1 ст. 34) Закона о размещении заказов, установив требования о наличии у участников размещения заказа технологического оборудования, специализированных машин.
Следовательно, жалоба является обоснованной.
Выявленные в действиях заказчика нарушения существенно влияют на права и интересы участников размещения заказа, что дает основания для выдачи предписания об устранении данных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 17, 34, 41.6, 60 Закона о размещении заказов,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛидерСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2.1 ст. 34), п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2013 г. N 94-2318/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2013