Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 апреля 2017 г. N 2-57-3306/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
при участии представителей ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы": Грачева Н.М., Захаровой Е.С.,
в отсутствие представителей ООО СМУ "Прогресс", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/15244 от 31.03.2017),
рассмотрев жалобы ООО СМУ "Прогресс" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на проведение работ по капитальному ремонту (Закупки NN 0373200138217000012, 0373200138217000013) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/15244 от 31.03.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционных документациях неправомерно установлены требования к показателям товаров п. "Раствор тип 3", п. "Кабели симметричные тип 2", п. "Грунтовка тип 2", п. "Кабели тип 3", п. "Трубы электротехнические гофрированные тип 1", п. "Трубы электротехнические гофрированные тип 3", п. "Пена монтажная тип 2", п. "Трубы напорные из полипропилена тип 2", п. "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся", п. "Раствор тип 1", п. "Кабели симметричные тип 4", п. "Грунтовка тип 1", п. "Трубы электротехнические гофрированные тип 2", п. "Рулоны изоляционные тип 1", п. "Трубы напорные тип 2", п. "Трубы поливинилхлоридные для электропроводок тип 1", п. "Трубы электротехнические гофрированные тип 4", п. "Пена монтажная тип 1", значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товару п. "Трубы электротехнические гофрированные тип 3": "Сопротивление изоляции (500В, в течение 1 минуты) не должно быть менее 100 МОм", "Прочность, т. е. сопротивление сжатию при +20 °С (Механическая прочность при +20 °С): должно быть не менее 350 Н на 5 см", "Огнестойкость до 650* °С", "Диэлектрическая прочность (50 Гц, в течение 15 минут): не должно быть менее 2000 В" и др.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронных аукционах, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронных аукционах без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам в аукционных документациях установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Заявитель в жалобах указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам:
-п. "Кабели тип 1", п. "Кабели тип 5", п. "Кабели тип 6", п. "Кабели тип 8", при этом, в графе "Указание на товарный знак (модель, производитель)" Заказчиком указано: "ОАО "ЭЛЕКТРОКАБЕЛЬ" КОЛЬЧУГИНСКИЙ ЗАВОД" или эквивалент";
-п. "Трубы электротехнические гофрированные тип 1", п. "Трубы электротехнические гофрированные тип 2", п. "Трубы электротехнические гофрированные тип 3", п. "Трубы поливинилхлоридные для электропроводок тип 1" п. "Трубы электротехнические гофрированные тип 4", при этом, в графе "Указание на товарный знак (модель, производитель)" Заказчиком указано: "DKC Octopus или эквивалент";
-п. "Кабели тип 3", при этом, в графе "Указание на товарный знак (модель, производитель)" Заказчиком указано: "ОАО "Иркутск кабель" или эквивалент".
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено требование к производителям вышеизложенных товаров.
3. Заявитель в жалобах указывает, что форматирование аукционных документаций сделано таким образом, что не позволяет осуществить надлежащим образом поиск и копирование фрагментов текста, а также не позволяет участнику закупки заполнить графу "Значение, предлагаемое участником".
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактно системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Заявитель в жалобах указывает, что Заказчиком в Форме 2 аукционных документаций сжата графа "Значение, предлагаемое участников", растянув при этом графу "Наименование товара", что препятствует корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе, поскольку Форма 2 размещена на 390 страницах, а также формат размещенного файла не позволяет осуществить поиск определенных фрагментов текста, например, если копировать сразу две и более строк одного столбца, их поиск становится невозможным.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционные документации размещены в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционах, что не позволяет надлежащим образом осуществить копирование и поиск фрагментов текста, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалоб.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что размещенные Заказчиком на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок аукционные документации в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе создают препятствия при осуществлении копирования фрагментов текста.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционных документациях установлены неправомерные требования к товарам, которые не являются объектом закупок, поскольку эти товары не учтены локальными сметными расчетами.
На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Так например, Заказчиком установлены требования к 4 видам "Болтов с гайками и шайбами": Болты с гайками и шайбами тип 1 (Номинальный диаметр резьбы d болта 6, 10, 14 или 8, 12, 16 мм, соответственно 3 типа гаек и 3 типа шайб), что составляет 9 типов товара, требуемых Заказчиком при описании болтов с гайками и шайбами тип 1, что является противоречивым требованием и вводит в заблуждение участников закупки.
Аналогичным образом Заказчиком установлены требования к товарам:
-п. "Болты с гайками и шайбами тип 2": Номинальный диаметр резьбы d болта 14, 16, 20 или 10, 12, 18 мм в 2-х исполнениях; Класс точности шайбы должен быть А и С, что составляет 6 типов болтов, 6 типов шайб и 6 типов гаек (Итого 18 типов);
-п. "Болты с гайками и шайбами тип 3": Номинальный диаметр резьбы d болта 6, 10, 16 или 8, 12, 14 мм в 2-х исполнениях; Класс точности шайбы должен быть А и С, что составляет 6 типов болтов, 6 типов шайб и 6 типов гаек (Итого 18 типов);
-п. "Болты с гайками и шайбами тип 4": Номинальный диаметр резьбы d болта 12, 16, 20 или 14, 18, 22 мм в 2-х исполнениях, что составляет 6 типов болтов, 3 типа шайб и 3 типа гаек (Итого 12 типов);
-п. "Сталь швеллерная тип 1": Номер швеллера 24, 27, 30, 33 с параллельными гранями полок и номер швеллера 24, 27, 30, 33 с уклоном внутренних граней полок, что составляет 8 типов швеллеров);
-п. "Сталь швеллерная тип 2": Номер швеллера 10; 33, что является еще одним типом, при том, что номер швеллера 33 описан для первого типа;
-п. "Сталь швеллерная тип 3": Номер швеллера 12, 18; 16, 14 экономичные с параллельными гранями полок и номер швеллера 12, 18; 16, 14 легкой серии с параллельными гранями полок, что составляет 4 типа швеллеров);
-п. "Сталь швеллерная тип 4": Номер швеллера 20, 22, 24, 27, 30, что составляет 5 типов швеллеров.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к 57 видам товаров "Болты с гайками и шайбами" и 18 видам швеллеров, при этом, локальными сметами не предусмотрены работы, в ходе выполнения которых используются все виды болтов с гайками и шайбами и швеллеров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к данным товарам вышеуказанным образом, а также затруднился пояснить, в какой части аукционных документаций содержится указание на виды работ, в ходе выполнения которых используются все виды вышеуказанных товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО СМУ "Прогресс" на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии С.И. Казарин
З.У. Несиев
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
|
|
1. ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы"
127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 30, стр. 1
2. ООО СМУ "Прогресс"
127591, г. Москва, Керамический проезд, д. 53, корп. 3, комн. 18
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23 |
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-3306/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
05.04.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
на основании решения Комиссии от 05.04.2017 по делу N2-57-3306/77-17, по итогам рассмотрения жалоб ООО СМУ "Прогресс" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на проведение работ по капитальному ремонту (Закупки NN 0373200138217000012, 0373200138217000013) (далее - Аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционным комиссиям отменить Протоколы подведения итогов, Протоколы рассмотрения заявок на участие в Аукционах (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протоколы проведения Аукционов;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционах;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционах, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протоколов проведения Аукционов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционах, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционах, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционах.
3. Заказчику:
- привести документации об Аукционах в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 05.04.2017 по делу N2-57-3306/77-17 и разместить соответствующие документации в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дату проведения Аукционов, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах и дате проведения Аукционов. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукционов и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукционов;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционах, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дате и времени проведения Аукционов, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах.
5. Заказчику, Аукционным комиссиям, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 05.04.2017 по делу N2-57-3306/77-17.
6. Заказчику, Аукционным комиссиям, Оператору электронной площадки в срок до 19.05.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: С.И. Казарин
З.У. Несиев
Исп. Казарин С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 апреля 2017 г. N 2-57-3306/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2017