Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 7 апреля 2017 г. N 08-10-39
Резолютивная часть решения объявлена -06.04.2017 г.
Решение изготовлено в полном объеме - 11.04.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Ностаева Н.В. -вриоруководителяКалмыцкого УФАС России;
Члены комиссии:
Богославская В.В. - старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;
Мархадаева А.М. - государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от заказчика -БУ РК "Калмыцкая государственная филармония" представитель учреждения по доверенности Оненова Галина Григорьевна (доверенность N95 от 04.04.2017 г.), ЛиджиеваДеляш Петровна (доверенность N96 от 04.04.2017 г.),
от уполномоченного органа- Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия Максимов Леонид Юрьевич (доверенность NЗС-05-8-0136 от 19.01.2017 г.),
в отсутствие представителя заявителя, должным образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в открытом заседании жалобуООО "Перспектива",
УСТАНОВИЛА:
В Калмыцкое УФАС России 31.03.2017 г. поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на положения аукционной документации при проведении уполномоченным органом -Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия совместного электронного аукциона с реестровым номером N01052000000217000207 на приведение здания и помещений учреждения в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности". Начальная (максимальная) цена контракта -7 712 000 (семь миллионов семьсот двенадцать тысяч) руб. 00 коп.
Заявитель указывает, что положения аукционной документации содержат нарушения Закона о контрактной системе, в частности нарушения п.6 ч. 1 ст.31 ФЗ N44, так как по мнению заявителя Заказчику необходимо указать в требованиях то, что условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. В нарушение п.2 ч.1 ст.33 ФЗN44 при описании объекта закупки указывает на то, что заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям заказчика. Кроме того, в Извещении о закупке отсутствует необходимая информация в соответствии с требованиями ст.42, что нарушает положения п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, ООО "Перспектива" просит рассмотреть жалобу по существу в установленный Законом срок, дать оценку правомерности действий Заказчика, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений".
Уведомлением от 03.04.2017 г. рассмотрение жалобы ООО "Перспектива" по существу было назначено на 06.04.2017 г. в 15 часов 00 минут.
На начало рассмотрения жалобы по существу заявлений, ходатайств от сторон не поступало.
Представитель заявителя, извещенный должным образом, явку своего представителя на заседание комиссии по рассмотрению жалобы не обеспечил, ходатайств не направил.
Представитель заказчика относительно доводов жалобы возражал согласно письменным и устным пояснениям.
Представитель Уполномоченного органа также возражал относительно доводов жалобы, просил признать ее необоснованной.
На дату рассмотрения жалобы, процедура приостановлена,контракт заказчиком не заключен.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводам о частичной обоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. На официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru, 17 марта2017г. Уполномоченным органом - Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия размещено извещение и аукционная документация с реестровым номеромN0105200000217000207 (с изменениями) наприведение здания и помещений учреждения в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.Начальная (максимальная) цена контракта -7 712 000 (семь миллионов семьсот двенадцать тысяч) руб. 00 коп. Срок окончания подачи заявок: до 03.04.2017 г. 08ч.00 мин.
2. Относительно доводов жалобы.
1) ,3)Заявитель считает, чтоЗаказчику в единых требованияхнеобходимо было указать то, что условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.Более того, Заявитель указывает, чтоИзвещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона.
В соответствии ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 названного Федерального закона.
В пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Заказчик в соответствии с названными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации в извещении о проведении закупки, пункте 18 информационной карты электронного аукциона (раздел II Информационная карта аукционной документации) указывает, что вторая часть заявки должна содержать в том числе копию свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
(в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства") с указанием следующих видов работ:
10.Монтаж металлических конструкций:
10.1.Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
12.Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.12.Работа по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Примечание: В случае выполнения работ Подрядчиком самостоятельно необходимо предоставить свидетельство о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с указанием видов работ согласно выполняемым работам (см. виды работ, указанные выше)".
Соответственно, при привлечении к выполнению данного объема работ субподрядчиков требование о наличии у подрядчика и предоставлении в составе второй части заявки допуска к конкретным видам работ на него не распространяется.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае, заказчиком в документации об аукционе установлены требования к участнику закупки, не противоречащие требованиям Федерального закона о контрактной системе, гражданского и градостроительного кодексов РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссией Калмыцкого УФАС России данный довод ООО "Перспектива", отклоняется.
Между тем, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя, Извещение о проведении аукциона с реестровым номером N0105200000217000207 от 17.03.2017 г. не содержит перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона, а именно, "наличие свидетельства СРО на Виды работ по строительству и капитальному ремонту: 33 Работы по организации строительства и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком); 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
Таким образом, данный довод Заявителя обоснован, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заявительтакже утверждает, что Заказчиком нарушены нормы Закона о контрактной системе в части установления перечня ГОСТов без сопоставления поставляемого материала.
Согласно извещения и аукционной документации с реестровым номеромN0105200000217000207 наприведение здания и помещений учреждения в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасностизаказчиком проводится закупка путем аукциона в электронной форме.
В соответствии с положениями статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в аукционной документации требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретаемые при выполнении работ товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товару, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении "Требования к материалам" к Техническому заданию документации об аукционе.
В соответствии с разделом IV Техническое задание заказчиком указано, что
"Используемые при выполнении работ материалы должны соответствовать требованиям ГОСТов: ГОСТ 2889-80, ГОСТ 29298-2005 ГОСТ 32687-2014 ГОСТ 8479-70 ГОСТ 30136-95, ГОСТ 3826-82 ГОСТ 8240-97 ГОСТ 111-2014 ГОСТ 10277-90 ГОСТ 1144-80 ГОСТ 13344-79 ГОСТ 7338-90 ГОСТ 4028-63 ГОСТ 11652-80 ГОСТ 7338-90 ГОСТ 14918-80 ГОСТ 6141-91 ГОСТ 18108-80 ГОСТ 6266-97 ГОСТ 31173-2003 ГОСТ 8486-86 ГОСТ 8486-86 ГОСТ 11650-80 ГОСТ 10503-71, ГОСТ 9870-61, ГОСТ 283-75, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 125-79, ГОСТ 11652-80, ГОСТ 11651-80, ГОСТ 10618-80, ГОСТ Р 50345-2010, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 17308-88, ГОСТ 839-80, ГОСТ 31996-2012".
Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в "Максимальные и минимальные значения товаров, поставляемых при выполнении работ, а также значения, которые не подлежат изменениям "представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме на приведение здания и помещений учреждения в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности (наименование приложения "Требования к товарам").
В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров участником закупки указывается диапазон значений".
Установлено, что данные показатели и требования к ним, которые использовал Заказчик, являются стандартными, регламентированными соответствующим государственным стандартом, действующим на территории Российской Федерации.
При этом, исходя из Положений Закона о контрактной системе законодатель не устанавливает конкретных требований по содержанию Инструкции и не устанавливает запрета на использование при описании объекта закупки заказчиком ГОСТов, тем самым Комиссия отклоняет данный довод жалобы.
Кроме того, частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. ЖалобуООО "Перспектива" признать частично обоснованной в части не указания Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении информации о наличии у участника закупки СРО к определенным видам работ в единых требованиях к участникам.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения п. 6ч.5ст.63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на итоги проводимого аукциона.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Богославская В.В.
Мархадаева А.М.
Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 7 апреля 2017 г. N 08-10-39
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2017