Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 июля 2013 г. N 06-366/13т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 16 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в следующем составе:
Кузьмина А.Д. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Луковцевой С.В. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новая строительная компания" (далее по тексту - ООО "Новая строительная компания", заявитель, Общество): Толстякова И.Ф. (представитель по доверенности);
от муниципального заказчика Администрации национального юкагирского МО "Олеринский Суктул" Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - заказчик, Администрация): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от аукционной комиссии и специализированной организации общество с ограниченной ответственностью "Контенд" (далее по тексту - аукционная комиссия, специализированная организация, ООО "Контенд"): Васильев И.И. (директор),
рассмотрев жалобу ООО "Новая строительная компания" на действия аукционной комиссии специализированной организации ООО "Контенд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений (извещение N 0116300027913000002), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
у с т а н о в и л а:
04 июля 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Новая строительная компания" на действия аукционной комиссии специализированной организации ООО "Контенд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений (извещение N 0116300027913000002).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 11 июля 2013 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Новая строительная компания" поддержала жалобу в полном объеме и пояснила следующее.
С решением об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме аукционной комиссии не согласны связи со следующим.
1. Аукционная документация не содержит указаний на объем выполняемых работ, в документации перечислены только адреса девяти жилых домов, подлежащих огнезащитной обработке. Между тем, фактически требуется огнезащита деревянных конструкций чердачных помещений, т.е. участникам размещения заказа для того, чтобы составить смету на данный вид работ требуется знать как минимум площадь чердачного помещения каждого дома. Исходя из площади чердачных помещений рассчитывается также количество огнезащитного состава, который необходимо доставить к месту выполнения работ. От количества огнезащитного состава зависит стоимость транспортных расходов по его доставке. Эти сведения должен был указать заказчик и специализированная организация в аукционной документации.
2. Вся аукционная документация размещена на официальном сайте в формате PDF, который не обеспечивает возможность поиска и копирования фрагментов и нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 7 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ установлено, что порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.8. Приказа Минэкономразвития РФ N 646, Казначейства РФ N 21н от 14.12.2010 "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов.
Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Кроме того, пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 года N 470 "Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти" установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей про граммы для просмотра (документ в электронной форме).
3. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов аукционная документация должна содержать требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Между тем, заказчиком в аукционной документации установлены требования к химическому составу огнезащитного средства, которому соответствует только один вид огнезащитного состава, что ограничивает количество участников размещения заказа и является нарушением ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Указанные химические характеристики были известны только одному из участников размещения заказа - ООО "Передовые противопожарные технологии", единственная заявка, которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Между тем, информация об указанном химическом составе огнезащитного состава отсутствуют в свободном доступе (в СМИ и сети Интернет). Химические характеристики товара может указать только производитель данного огнезащитного состава и только при продаже его конкретному предприятию в товаросопроводительных документах.
Кроме того, указывают, что одним из оснований отказа в допуске к участию было следующее: "Указанный участником в Перечне применяемых материалов гарантийный срок товарного знака "Оберег-ОБ" не соответствует требованиям характеристик предлагаемого, используемого в работе товара".
Отмечают, что размещение заказа было на выполнение работ, а не на поставку товара и следовательно, гарантийный срок должен быть на выполнение работ, а не на товар. Общество в заявке указало гарантийный срок на выполнение работ (2 года), а не на огнезащитный состав.
Указывает, что первая часть заявки Общества полностью соответствует требованиям аукционной документации.
Просит выдать заказчику, специализированной организации предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель аукционной комиссии и специализированной организации ООО "Контенд" с жалобой ООО "Новая строительная компания" не согласился и пояснил следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей N 0116300027913000002 аукционной комиссией участнику размещения заказа с защищенным номером 5307561 (ООО "Новая строительная компания) было отказано на основании следующего: "Согласно п. 2 ч.4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, заявка не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме
- показатели характеристик предлагаемого к поставке товара, используемого в работе товара, указанного участником размещения заказа не соответствует требованиям, установленным формой 2 документации об аукционе в электронной форме (в части Перечня используемых материалов);
- отсутствуют конкретные показатели характеристик предлагаемого к поставке товара, требуемое значение характеристики товаров (технические, функциональные и иные характеристики) приведены в документации об аукционе в электронной форме, а так же в форме 2 документации об аукционе в электронной форме.
- указанный участником в Перечне применяемых материалов гарантийный срок товарного знака "Оберег-ОБ" не соответствует требованиям характеристик предлагаемого, используемого в работе товара".
В форме N 2 документации об открытом аукционе в электронной форме установлены требования к характеристикам товаров используемых при выполнении работ. В случае использования при выполнении работ эквивалента товара, указанного в документации, необходимо указать товарный знак предложенной продукции, однозначно определяющий товар и значения по соответствующим показателям эквивалентности товара, которые установлены. В случае не указания в документации товарного знака товара, необходимо указать товарный знак (при наличии) предложенной продукции, однозначно определяющий товар и значения по соответствующим показателям эквивалентности товара, который установлен в аукционной документации. В случае использования при выполнении работ товара, указанного в документации, необходимо подтвердить это путём указания соответствующего товарного знака продукции, однозначно определяющего товар.
Предлагаемые значения товара должны быть заполнены участником аукциона с указанием значений показателей товаров предлагаемых им (участником) к поставке для выполнения работ. Все остальные необходимые материалы и изделия, которые указаны в документации об открытом аукционе в электронной форме (в том числе в техническом задании, в смете, в проекте государственного контракта, и т.п.) будут применены в соответствии с требованиями проекты контракта, технической части документации об аукционе, а также в соответствии с действующими ГОСТами, СНиПами, ТУ и т.п., требованиями контролирующих, надзорных органов и Заказчика.
При использовании товара при выполнении работ требуемые максимальные и (или) минимальные значения показателей, либо значения показателей, которые не могут изменяться приведены в аукционной документации.
Считает, что в жалобе заявитель привел не все вышеуказанные основания отказа в допуске, вводя тем самым вводя уполномоченный орган по контролю за размещением заказов в заблуждение. Указывает, что отказ в допуске участнику размещения заказа с защищенным номером 5307561 был правомерным.
1. Объем выполняемых работ в соответствии с Законом о размещении заказов указан в п.8.8.1. Информационной карты аукционной документации: "Услуги, связанные с противопожарной защитой, количество: 1000, единица измерения: Квадратный метр".
2. Заявитель указывает, что размещение аукционной документации в формате "PDF" ведет к ограничению поиска и копирования, что не позволяет осуществить ознакомление с их содержанием.
Между тем, заявитель был ознакомлен с условиями размещения заказа, более того, подал заявку на участие в данном размещении заказа и согласился с условиями и требованиями, установленными в аукционной документации.
"Настоящим организация, сведения о которой указаны во второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме выражает согласие на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме на Открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений (реестровый номер открытого аукциона в электронной форме 0116300027913000002), на условиях, предусмотренных указанной документацией об открытом аукционе в электронной форме"
В Законе о размещении заказов не установлены требования к тому, чтобы документация была доступна к копированию и распечатке. Приказ N 470 Минэкономразвития не подходит для обоснования довода жалобы, а Приказ N 646/21н, говорит лишь о том, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Выбор формата документации открытого аукциона в электронной форме зависит от многих факторов. В первую очередь на выбор формата влияет объем размещаемой информации и установленное на компьютере программное обеспечение. Форматы PDF и WinRAR активно используются при необходимости размещения проектной документации и большого объема информации о требованиях к используемым при выполнении работ материалам. Использование формата PDF связано с установленным порядком делопроизводства, согласно которому оригинал документации на бумажном носителе преобразуется в электронный (графический) образ в формате PDF и только в таком виде предоставляется для ознакомления третьим лицам.
Другим фактором, влияющим на выбор формата документации, является желание заказчика на стадии объявления процедуры аукциона снизить риск ненадлежащего исполнения контракта в будущем. Практика показывает, что существенное снижение риска заключения договора с недобросовестным участником обеспечивается в том случае, когда участник не копирует размещенные на официальном сайте требования документации, а самостоятельно осуществляет подготовку первой части заявки для участия в аукционе с подбором конкретных материалов, соответствующих потребностям заказчика, и обоснованным расчетом допустимого снижения цены договора (контракта) по итогам аукциона. Например, в решении Федеральной антимонопольной службы от 29 мая 2012 г. N К-991/12 по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов приведено следующее пояснение заказчика: "техническое задание документации об аукционе содержит фоновый рисунок с целью предотвращения механического копирования положений технической части документации об аукционе недобросовестными участниками размещения заказа". Поскольку высокий уровень риска ненадлежащего исполнения договоров (контрактов) является общепризнанной проблемой при размещении государственных и муниципальных контрактов, указанный интерес заказчика и организатора вполне обоснован и имеет право на существование в рамках требований к формату документации, установленных законом.
Анализ нормативной базы, регулирующей требования к документации торгов в электронной форме, показал, что федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не устанавливает каких-либо требований к формату файла с документацией.
Согласно ч. 1 ст. 41.7 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 названного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положений, размещаемая на официальном сайте информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положений, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Всем указанным требованиям вполне удовлетворяют используемые заказчиками форматы файлов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xisx, rar, zip, ppt и другие.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" установлены дополнительные требования к форматам файлов, размещение которых на официальном сайте предусмотрено федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В пункте 9 Положения указано, что формат файла должен обеспечивать возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускать после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста. Аналогичных требований в отношении документации открытых аукционов в электронной форме, размещаемой в соответствии с Законом о размещении заказов, не установлено.
В отдельных случаях контролирующие органы при рассмотрении жалоб на формат документации обосновывают свои решения не только указанными выше нормативными документами, но и не имеющими отношения к документации о проведении торгов подзаконными актами.
Например, в решении по делу N РЗ-739-2012 о нарушении законодательства о размещении заказов от 01.10.2012 г. Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в мотивировочной части имеется ссылка на пункт 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470, в котором установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
В связи с постоянным развитием и совершенствованием технических возможностей функционирования официальных сайтов для размещения информации о торгах и соответствующего программного обеспечения установление требований к форматам файлов в виде указания конкретного формата либо ограничение перечня используемых форматов представляется нецелесообразным. В то же время законодательство должно гарантировать обеспечение интересов как заказчиков, так и участников торгов; создавать условия для свободного размещения заказчиком необходимой информации о торгах и не ограниченного доступа к указанной информации всех заинтересованных лиц.
Анализ административной практики рассмотрения жалоб на формат документации открытых аукционов в электронной форме показал, что контролирующие органы, как правило, признают необоснованными жалобы на размещение документации открытого аукциона в электронной форме в конкретном формате, поскольку законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ требований к формату документов в электронной форме, входящих в состав документации аукциона, не установлено (Например: Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 июля 2012 г. N К-1383/12, Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29 октября 2012 г. N 1325-ФАС52-КТ-41.6-09/10-12 (516-АМ), Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве от 28 сентября 2012 г. по делу N 2-57-5411/77-12).
Мнение комиссий отдельных территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы относительно допустимого формата документации открытого аукциона в электронной форме иногда идет вразрез с решениями Федеральной антимонопольной службы и коллег из большинства регионов. Например, Комиссия Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в решении от 12 октября 2012 г. по делу N РЗ-781-2012 признала обоснованной жалобу на размещение документации в формате jpeg, обосновав свое решение фактически отождествлением понятий "возможность ознакомления с документацией" с "возможностью сканирования сведений для формирования первой части заявки". В другом решении по делу N РЗ-739-2012 от 01.10.2012 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю признала нарушением закона N 94-ФЗ размещение заказчиком на официальном сайте приложения к техническому заданию в формате pdf. Контролирующий орган посчитал нарушением части 7 статьи 16 закона N 94-ФЗ ограничение возможности ознакомления и копирования приложения к техническому заданию.
Противоположные по сути решения, принимаемые Комиссиями УФАС по одинаковым жалобам на форматы файлов с документацией (например, решения комиссий УФАС по Нижегородской области и УФАС по Ставропольскому краю по жалобам ООО "Техно трейд С"), говорят о непоследовательности административной практики и отсутствии единого подхода к пониманию и толкованию норм Закона о размещении заказов.
Изучение административной и судебной практики показывает, что подавляющее количество контролирующих органов справедливо считают необоснованными жалобы, в которых заявители указывают, что размещение документации в формате PDF, tif и других ограничивает конкуренцию и нарушает требования Закона о размещении заказов.
Судебная практика также подтверждает вывод экспертов о том, что заказчики свободны в выборе формата для размещения документации открытого аукциона в электронной форме, если при этом документация доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2012 г. N 15АП-8536/12).
Действующее законодательство не ограничивает заказчиков в выборе форматов для размещения документации открытых аукционов в электронной форме. Формат файла с документацией не оказывает существенного влияния на результат торгов. При этом свобода выбора формата файла документации способствует обеспечению интереса заказчика в заключении договора с добросовестным поставщиком и минимизации риска ненадлежащего исполнения контракта в будущем.
При подготовке для размещения на официальном сайте документации торгов заказчику важно учитывать не только установленные законодательством требования, но и существующую судебную и административную практику. Формат документации должен обеспечивать возможность свободного ознакомления участников размещения заказа с её текстом. Свободному ознакомлению может препятствовать наличие фонового рисунка или необходимость ввода пароля при открытии файла. Такие действия заказчика трактуются контролирующими органами как нарушения Закона о размещении заказов. В иных случаях разнообразные общедоступные форматы файлов и даже ссылки на сайты с необходимой информацией считаются добросовестным исполнением заказчиками своих обязанностей. В случае установления заказчиком средств защиты файлов от копирования, ограничения возможностей для поиска фрагментов текста и/или его распечатки риск обжалования торгов существенно возрастает.
В настоящем случае, формат аукционной документации был доступен для круглосуточного ознакомления и копирования, что было подтверждено действиями самого заявителя.
3. В форме N 2 аукционной документации были в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов были установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, который должен использоваться для выполнения работ, поскольку проведение работ по огнезащитному покрытию подразумевает использование товара.
Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара были указаны в виде эквивалента с указанием необходимых для качественного проведения работ диапазона параметров. Точного указания параметров, подходящих только для одного вида товара в аукционной документации отсутствуют.
Требуемый диапазон параметров товара также был указан вследствие ограниченности транспортной перевозки до места проведения работ. В настоящее время, это только воздушный транспорт, где введены строгие ограничения по перевозке взрывчатых и воспламеняющихся веществ. Считаем, что данное обстоятельство было известно Обществу, поскольку он выразил свое согласие на участие в размещении заказа.
Возражение заявителя об отклонении его заявки по указанному им гарантийному сроку - 2 года, считаем необоснованной, т.к. в Техническом задании аукционной документации указан требуемый гарантийный срок "Гарантия на выполненные работы, оборудование, материалы, срок эксплуатации. Гарантия на все выполненные работы, оборудование, материалы устанавливается не менее 5-10 (пяти-десяти) лет с момента сдачи работ Заказчику".
Считаем, что права ООО "Новая строительная компания" во время проведения процедуры открытого аукциона в электронной форме N 0116300027913000002 на выполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений не нарушены.
Более того, что потенциальный участник мог воспользоваться своим правом и обратиться с разъяснениями к организатору торгов. Но заявитель не только не обратился с разъяснениями, но и подал свое согласие об участии в аукционе.
На основании вышеизложенного, просит жалобу ООО "Новая строительная компания" необоснованной полностью.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
25 июня 2013 года специализированной организацией ООО "Контенд" на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-Аст" и на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0116300027913000002 и документация об аукционе на выполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 800 000,00 руб.
02 июля 2013 года аукционной комиссией проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен протокол N 0116300027913000002-1.
Согласно данному протоколу, до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступило 4 (четыре) заявки участников размещения заказа. По итогам их рассмотрения аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа, подавшего заявку с защищенным номером 5303356, об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам размещения заказа, подавшим заявки с защищенными номерами 5288703, 5296482, 5307561.
Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
02 июля 2013 года состоялась процедура подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116300027913000002-2.
В соответствии с указанным протоколом аукционной комиссией было принято решение о соответствии заявки с защищенным номером 5303356 (ООО "Передовые противопожарные технологии") требованиям, установленным в аукционной документации.
На основании направленного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) оператору электронной площадки требования, в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
На момент рассмотрения жалобы по существу муниципальный контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Новая строительная компания" признала необоснованной по следующим основаниям.
Довод заявителя о том, что аукционная документация в формате "pdf" ограничивает ознакомление, а также не обеспечивает возможность поиска и копирование, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о размещения заказов официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Относительно требований к информации, содержащейся на официальном сайте, ч. 6 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что с момента размещения информации, связанной с проведением открытого аукциона в электронной форме, на официальном сайте и на электронной площадке такая информация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте и на электронной площадке без взимания платы.
Из материалов дела следует, что извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционная документация размещены специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Согласно пункту 2.9.2 Регламента общероссийского официального сайта размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на общероссийском официальном сайте (далее - Регламент) в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например mp3, avi, exe.
Из материалов дела следует, что аукционная документация на выполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений формата pdf.
Следовательно, заказчиком, специализированной организацией не нарушены требования Регламента в части использования электронных документов.
Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Свойствами доступности для ознакомления документации является условие читаемости ее текста, четкого визуального восприятия ее графических частей.
Как следует из материалов дела, файлы "Техническое задание", "Форма N 2", "Аукционная документация" в формате "pdf" доступны для ознакомления, тексты указанных электронных документов читаемы.
Таким образом, указанный довод жалобы признан необоснованным.
Доводы заявителя о том, что в аукционной документации не установлены объемы выполняемых работ, гарантийный срок на выполняемые работы, а не товар, а также установление требования к химическому составу огнезащитного средства, которому соответствует только один вид огнезащитного состава, что ограничивает количество участников размещения заказа признаны необоснованными в силу следующего.
Согласно ч. 2.1 ст. 57 Закона о размещении заказов, <_>. Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе или при заключении контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона N 94-ФЗ следует, что в случае несогласия участника размещения заказа с положениями документации об открытом аукционе в электронной форме, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об аукционе, исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Части 2.1 ст. 57 Закона о размещении заказа корреспондирует норма ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, согласно которой участник размещения заказа, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник размещения заказа, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия открытого аукциона в электронной форме, в том числе, требования заказчика к поставляемому товару, для него понятны и приемлемы.
Положение ч. 2.1 ст. 57 Закона о размещении заказов направлено на обеспечение стабильности и определенности публичного порядка проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме путем ограничения срока, в течение которого лицо вправе обжаловать положения документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, с целью недопущения возможных злоупотреблений со стороны участников размещения заказа.
Кроме того, ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ предусматривает право участников размещения заказа направлять в адрес заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации запросы о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, в случае неясности ее положений, или при наличии, с точки зрения лица, направляющего запрос, определенных ограничений количества участников размещения заказа.
Таким образом, Комиссия считает заявление ООО "Новая строительная компания", в части обжалования положений документации об открытом аукционе в электронной форме, не подлежащим к рассмотрению.
ООО "Новая строительная компания" также необходимо обратить внимание на положения п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, из смысла которого следует, что установление требований к характеристикам товара, используемых при выполнении работ - прерогатива заказчика.
Следовательно, любой заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений законодательства о размещении заказов, нуждается в доказывании. На это, в частности указывает ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов, в силу, которой, участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Поскольку заявителем ООО "Новая строительная компания", сведений (документов), свидетельствующих о том, что установленные заказчиком требования, к товарам, используемым при выполнении работ, привели к ограничению количества участников размещения заказа, не представлено, обязанность заявителя по обоснованию доводов жалобы не исполнена.
Вышеуказанные доводы признаны необоснованными.
Кроме того, заявитель обжалует отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0116300027913000002-1 от 02 июля 2013 года, аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа ООО "Новая строительная компания" (заявка с защищенным номером 5307561) на основании следующего:
- показатели характеристик предлагаемого к поставке товара, используемого в работе товара, указанного участником размещения заказа не соответствует требованиям, установленным формой 2 документации об аукционе в электронной форме (в части Перечня используемых материалов);
- отсутствуют конкретные показатели характеристик предлагаемого к поставке товара, требуемое значение характеристики товаров (технические, функциональные и иные характеристики) приведены в документации об аукционе в электронной форме, а так же в форме 2 документации об аукционе в электронной форме.
- указанный участником в Перечне применяемых материалов гарантийный срок товарного знака "Оберег-ОБ" не соответствует требованиям характеристик предлагаемого, используемого в работе товара.
Согласно п.1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Так, материалами дела установлено, что заказчиком требования к огнезащитному составу, используемого при выполнении работ установлены в Форме N 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией открытого аукциона в электронной форме" части IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа" аукционной документации.
Согласно Форме N 2 установлено следующее: состав огнезащитный пропиточный для поверхностной обработки древесины применяется для обработки древесины и деревянных конструкций, эксплуатируемых внутри помещений (в.т.ч. чердачных) при температуре не ниже 5 С.
Результатирующее покрытие в зависимости от расхода компонентов должно удовлетворять требованиям, предъявляемым ГОСТ Р 53292-2009 к составам 1 или 2 групп огнезащитной эффективности.
Состав должен содержать в качестве действующих веществ:
- гидрокарбонат калия не менее 15 % и не более 30 %;
- бораты щелочных металлов не менее 1 % и не более 5 %;
- калиевые соли сульфокислот не менее 0,05 % и не более 0,5;
- количество препарата, удерживаемое на не строганной древесине при нанесении (традиционными методами) за один слой (без учета потерь) не менее 100 и не более 500 г/м2.
Наличие сертификата соответствия.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Аналогичное требование установлено в п. 3.2.2.3.2 аукционной документации.
Согласно частям 1, 3 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Из системного толкования вышеперечисленных положений Закона о размещении заказов следует, что основополагающей функцией аукционной комиссии является отбор участников аукциона. При этом, проводя процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, при проверке факта соответствия или несоответствия первой части заявки отдельно взятого участника торгов требованиям аукционной документации, аукционная комиссия руководствуется исключительно положениями такой документации.
Материалами дела установлено, что заявка с защищенным номером 5307561 (ООО "Новая строительная компания") не содержит указания о составе действующих веществ огнезащитного средства.
Таким образом, первая часть заявки ООО "Новая строительная компания" не содержит сведения о показателях товара, используемого при выполнении работ соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае не предоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа ООО "Новая строительная компания".
Жалоба ООО "Новая строительная компания" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения Закона о размещении заказов.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Между тем, материалами дела установлено, что аукционная документация не содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Следовательно, заказчиком нарушено требование п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 6 ст. 41.9 Закона о размещении заказов протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
Как установлено из материалов дела, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0116300027913000002-1 от 02.07.2013 года не подписан муниципальным заказчиком.
В соответствии с ч.8 ст. 41.11 Закона о размещении заказов протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
Материалами дела установлено, что протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0116300027913000002-2 от 02.07.2013 года не подписан муниципальным заказчиком.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новая строительная компания" на действия аукционной комиссии специализированной организации ООО "Контенд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений (извещение N 0116300027913000002) необоснованной.
2. Признать муниципального заказчика Администрацию национального юкагирского МО "Олеринский Суктул" Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) нарушившим п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 6 ст. 41.9, ч. 8 ст. 41.11 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать муниципальному заказчику Администрации национального юкагирского МО "Олеринский Суктул" Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии А.Д. Кузьмин
Члены комиссии: С.В. Луковцева
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 июля 2013 г. N 06-366/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2013