Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 декабря 2013 г. N РЗ-1023-2013 Муниципальный заказчик:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
в присутствии представителей: от муниципального заказчика - Отдела образования администрации города Лермонтова - Керезь Руслан Васильевич (доверенность N 04-02-25/2147 от 02.12.2013 г.), Краснобаева Таисия Анатольевна (доверенность N 04-02-25/2137 от 02.12.2013 г.), Кобзева Елена Нубриевна; от ООО "ТЕХНОэлектрон" - Гоноченко Антон Владимирович.
Рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНОэлектрон" на действия муниципального заказчика - Отдела образования администрации города Лермонтова, аукционной комиссии Отдела образования администрации города Лермонтова по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N 0321300084313000003 на право заключения муниципального контракта на организацию и выполнение работ по объекту: "Строительство детского сада - ясли на 280 мест в городе Лермонтов, проезд Солнечный, в районе дома 11",
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ТЕХНОэлектрон" на действия муниципального заказчика - Отдела образования администрации города Лермонтова, аукционной комиссии Отдела образования администрации города Лермонтова по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N 0321300084313000003 на право заключения муниципального контракта на организацию и выполнение работ по объекту: "Строительство детского сада - ясли на 280 мест в городе Лермонтов, проезд Солнечный, в районе дома 11".
Заявитель считает, что действия муниципального заказчика при формировании аукционной документации нарушают требования Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и законные права и интересы заявителя жалобы.
Представители муниципального заказчика пояснили следующее:
Все процедуры по размещению вышеуказанного заказа были проведены в соответствии с требованиями главы 3.1 Закона N 94-ФЗ.
11 ноября 2013 года на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 0321300084313000003 на право заключения муниципального контракта на организацию и выполнение работ по объекту: "Строительство детского сада - ясли на 280 мест в городе Лермонтов, проезд Солнечный, в районе дома 11" (в редакции N 4 от 11.11.2013).
Срок окончания подачи заявок 27 ноября 2013 года 08 час. 00 мин. был установлен в извещении о проведении открытого аукциона.
На участие в открытом аукционе в электронной форме N0321300084313000003 поступили 6 (шесть) заявок.
Аукционная документация не противоречит требованиям ст. 34 и 41.6 Закона N 94-ФЗ.
Муниципальный заказчик - Отдел образования администрации города Лермонтова считает жалобу ООО "ТЕХНОэлектрон" необоснованной, а свои действия при формировании аукционной документации полностью соответствующими требованиям Закона N 94-ФЗ.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 17 Закона N 94-ФЗ заказов внеплановую проверку размещения заказа установила, следующее:
Закон N 94-ФЗ является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. Аналогичные требования установлены ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.
Муниципальным заказчиком - Отделом образования администрации города Лермонтова была разработана документация об открытом аукционе в электронной форме, исходя из имеющейся потребности в выполнение работ, являющихся предметом контракта. Также, заказчиком было разработано Приложение к части II "Техническое задание": "Технические, функциональные (потребности) характеристики (свойства) товара" документации об открытом аукционе в электронной форме, где указаны характеристики товара (материала), применяемого при выполнении работ.
По позиции "Грунтовка: ГФ-021 (ГОСТ 25129-82) красно-коричневая" заказчиком установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару "Ксилол - предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений, мг/м, не должна превышать 50" и также установлено, соответствие требованиям ГОСТ 25129-82. При этом, в соответствии с положениями ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета ССР по стандартам от 10.02.82 N 526), установлены следующие требования "Грунтовка ГФ-021 является легковоспламеняющимся и токсичным материалом, что обусловлено свойствами растворителей, входящих в состав грунтовки (табл. 2)" (п. 2.1 раздела 2 Требования безопасности ГОСТ 25129-82). В таблице N 2 вышеуказанного ГОСТа указаны требования к компоненту - Ксилол "Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений, мг/м, 50".
По позиции "Песок природный для строительных работ средний. (ГОСТ 8736-93)" заказчиком установлены требования: "пирит в пересчете на SO - не более 4% по массе". Согласно положениям ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" (введен в действие с 1 июля 1995 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации Постановлением Минстроя России от 28 ноября 1994 г. N 18-29) "Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, используемом в качестве заполнителя для бетонов и растворов, не должно превышать следующих значений: пирит в пересчете на SO3 - не более 4 % по массе".
По позиции "Эмаль ПФ-115 серая. ГОСТ 6465-76" заказчиком установлены требования: "Твердость пленки, усл. ед. 0,15-0,25. Сорт высший/первый". При этом, согласно положениям ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета ССР по стандартам) "твердость покрытия по маятниковому прибору, не менее: типа ТМЛ (маятник А), относительные единицы, для эмалей остальных цветов: для высшего сорта 0,30; для первого сорта 0,25", что вводит в заблуждение участников размещения заказа.
Таким образом, комиссией Ставропольского УФАС России установлено несоответствие требований, установленных в аукционной документации положениям ГОСТ. В аукционной документации указаны недостоверные сведения в части указания единиц измерения и иных показателей товара, используемого при выполнении работ.
Ставропольское УФАС России отмечает, что на основании сведений, установленных заказчиком в Приложении к части II "Техническое задание": "Технические, функциональные (потребности) характеристики (свойства) товара" участники размещения заказа должны сформировать заявку на участие в аукционе. При этом содержание соответствующих позиций должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота, либо неисполнимость положений документации об аукционе, создает препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в аукционе. Положениями документации об аукционе должны обеспечивать адекватное и четкое восприятие информации, Техническое задание аукционной документации не может содержать противоречивой или непонятной информации и должно полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.
Таким образом, указанная по позициям "Грунтовка: ГФ-021 (ГОСТ 25129-82) красно-коричневая"; "Песок природный для строительных работ средний. (ГОСТ 8736-93)"; "Эмаль ПФ-115 серая. ГОСТ 6465-76" аукционной документации информация о характеристиках используемого при выполнении работ товара (материала) не дает возможности надлежащим образом подготовить заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Сформированная таким образом, документация нарушает права и законные интересы всех участников размещения заказа так как:
в случае указания в первой части заявке по вышеуказанным позициям сведений в полном соответствии с положениями документации будет являться основанием для отклонения данной заявки на основании п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона N94-ФЗ - предоставление недостоверных сведений (несоответствие требованиям ГОСТ);
в случае указания в заявке сведений о товаре (материале), соответствующих требованиям ГОСТов и потребностям заказчика, также будут основания для отклонения заявки участника на основании п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона N 94-ФЗ - несоответствия сведений, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, участник размещения заказа не имеет возможности сделать предложение о технических характеристиках товара в соответствии с требованиями ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, Технического задания аукционной документации и потребностями заказчика. Подтверждением вышеуказанного является тот факт, что пяти заявкам из шести поданных на участие в открытом аукционе в электронной форме было отказано в допуске.
На основании вышеизложенного, комиссией Ставропольского УФАС России установлены нарушения требований Закона N 94-ФЗ при формировании аукционной документации, а именно сведения о товарах (материалах), указанные заказчиком по позициям "Грунтовка: ГФ-021 (ГОСТ 25129-82) красно-коричневая"; "Песок природный для строительных работ средний. (ГОСТ 8736-93)"; "Эмаль ПФ-115 серая. ГОСТ 6465-76" установлены с нарушением требований ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ: не указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В ходе проведения внеплановой проверки комиссией Ставропольского УФАС России были установлены нарушения требований законодательства о размещении заказов при формировании аукционной документации, а именно
Согласно требованиям ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Помимо товара (материала), используемого при выполнении работ по объекту "Строительство детского сада - ясли на 280 мест в городе Лермонтов, проезд Солнечный, в районе дома 11", заказчиком включены в документацию товары технологически и функционально не связанные с товарами, используемыми при выполнении работ являющихся предметом открытого аукциона в электронной форме. Так, например, в Техническом задании установлены требования о поставке: "Монитор системы видеонаблюдения", "Видеорегистратор цифровой (для монтажа в систему видеонаблюдения)", "Видеокамера уличная черно-белая", "Машина сушил Видеокамера уличная цветная", "Черно-белый монитор видеодомофона", "Контейнер для мусора".
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Таким образом, включение требований о поставке в рамках вышеуказанного аукциона товаров и оборудования технологически и функционально не связанных с выполнением работ, являющихся предметом аукциона, нарушает требования ст. 17 Закона N 135-ФЗ, поскольку вышеуказанное оборудование не является оборудованием неразрывно связанным с объектом строительства.
Из вышеизложенного следует, что заказчик включил в один лот товары (оборудование), которые являются технологически и функционально не связанными с работами, являющимися предметом торгов, что сокращает перечень потенциальных участников размещения заказа и приводит к ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ, целью данного закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, документация открытого аукциона в электронной форме N0321300084313000003 на право заключения муниципального контракта на организацию и выполнение работ по объекту: "Строительство детского сада - ясли на 280 мест в городе Лермонтов, проезд Солнечный, в районе дома 11", разработанная заказчиком Отделом образования администрации города Лермонтова не соответствует требованиям ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ и вводит в заблуждение потенциальных участников размещения заказа, что привело к нарушению ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ.
Остальные доводы заявителя жалобы - ООО "ТЕХНОэлектрон" не нашли своего подтверждения в материалах дела, не соответствуют обстоятельствам по делу, установленным Комиссией Ставропольского УФАС России и не основаны на нормах Закона N 94-ФЗ.
Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях муниципального заказчика - Отдела образования администрации города Лермонтова установлены нарушения положений, норм и требований ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ при формировании аукционной документации.
Комиссия, руководствуясь ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНОэлектрон" на действия муниципального заказчика - Отдела образования администрации города Лермонтова, аукционной комиссии Отдела образования администрации города Лермонтова по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N 0321300084313000003 на право заключения муниципального контракта на организацию и выполнение работ по объекту: "Строительство детского сада - ясли на 280 мест в городе Лермонтов, проезд Солнечный, в районе дома 11" - частично обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 17 Закона N 94-ФЗ, признать действия муниципального заказчика - Отдела образования администрации города Лермонтова при формировании аукционной документации не соответствующими требованиям ч. 4 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ;
3. Выдать муниципальному заказчику - Отделу образования администрации города Лермонтова по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N 0321300084313000003 на право заключения муниципального контракта на организацию и выполнение работ по объекту: "Строительство детского сада - ясли на 280 мест в городе Лермонтов, проезд Солнечный, в районе дома 11" - обязательное для исполнения предписание;
4. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Г.В. Золина
Е.А. Соколов
Н.Г. Дацко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 декабря 2013 г. N РЗ-1023-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2013